Великая Победа

     У Василя Быкова есть повесть "Дожить до рассвета". Главный герой, лейтенант Ивановский, начинает свое боевое задание с цели уничтожения крупного вражеского склада боеприпасов. Однако в силу целой цепочки случайностей низводит ее до одного немецкого обозника, подошедшего, чтобы пристрелить его, лежащего на дороге. И без колебаний взрывает себя вместе с немцем. Кто он, герой или неудачник?
   По-моему самый настоящий герой! А кто Зоя Космодемьянская, оболганная мерзавцами с экранов нашего телевидения? По моему святая! Причем святая дважды: и за свой подвиг и за посмертное поругание.
   Говорю о них , чтобы высказать главную мысль, которую хочу предпослать основному изложению: война выигрывается готовностью к самопожертвованию. Чем более массовой является эта готовность, тем более несомненна победа.

  А рассказать я хочу о своих родителях - маленьких  частичках тех огромных усилий, которые и сложились в нашу Великую Победу.

 " Запомнилась д.Красный Яр. Вошли в нее на рассвете с боем. Деревня была большая, избы сохранились, но... ни одного живого человека. Мужчины, старики, подростки расстреляны у оврага, а женщины упали там, где настигла пуля фашиста. Подходя к деревне, мы увидели такую картину: женщина лет 26-28, одета бедно, на руках грудной ребенок, завернут в одеяло, а за юбку держалась девочка лет 6-ти. Эта отчаявшаяся мать, спасая детей, кинулась бежать из деревни, выбежала, но здесь ее и настигла пуля палача. И лежали они- мать с грудным ребенком на руках и девочка,дочь, державшаяся за юбку матери. Много раз я видела смерть, приходилось хоронить боевых друзей, но это непостижимо человеческому уму. Теперь я не только мать, но и бабушка, 34 года прошло с тех пор, а я даже лица их вижу и сейчас."

 Это отрывок из воспоминаний моей мамы, Виноградовой Анны Федосеевны, опубликованных в сборнике "Ветераны 219 Краснознаменной Идрицкой стрелковой дивизии".
 Мама ушла на фронт, когда ей было 19 лет т.е. совсем еще девчонкой. Здесь она описывает боевые действия в районе Харькова, где советские войска сначала потеснили гитлеровцев, а затем, в ходе их контрнаступления, были окружены. Попала в окружение и часть, в которой воевала моя мать.

 Вот как описывает она свои впечатления: " Мы в овраге, много частей, подразделений, над нами немцы с пулеметами, пушками, рвутся снаряды, мины... Из окружения выходили группами. Нашу группу из окружения выводил комиссар батальона Мищенко И.С. Трудно было маневрировать по украинским степям с повозками раненных, но мы их не оставили."
 Им посчастливилось найти деревню не занятую немцами. Только расположились на отдых, как опять врывается враг. Отступление превратилось в бегство. "... не помня себя, стала грузить раненных, замешкалась и оказалось так, что выбежала из деревни последней, повозки с раненными ушли. Силы совсем оставили меня, хотелось упасть и не подниматься. Выбежала на проселочную дорогу-кругом поле и по нему бегущие солдаты. Нас настигали немецкие танки, их четко было видно... Вдруг мимо меня пронеслись розвальни, в них два солдата. Слышу: "прыгай!" и солдат протянул мне руки. У меня не было сил вскочить на ходу, я только сумела дотянуться до розвальней руками, но солдат, сидевший в санях, цепко схватил меня за руки и втянул. Кто мой спаситель? Так я и не узнала."

 Это один из эпизодов долгой дороги, которую прошла в войну моя мать. Она воевала с 1942 г до самой Победы, была ранена. Старший фельдшер батальона, лейтенант, награждена орденом Красной Звезды.

 Мама была человеком активной жизненной позиции. Пока была жива, часто ездила на встречи с однополчанами, выступала перед школьниками, много писала.

 Отец, Виноградов Николай Ефимович, капитан, командир зенитной батареи, также прошел всю войну  с самого начала и до Победы. Ранен, один осколок остался в его теле навсегда. Награжден орденом Отечественной войны.
 Он никогда ничего не писал и почти ничего не рассказывал о войне. Все, что я от него слышал, это отрывочные эпизоды, изложенные, как правило, после употребления спиртного и потому содержащие в себе больше эмоций чем последовательности и связности. Он часто вспоминал артналеты, а также запавший ему в память случай, когда в самые первые дни войны,которую он встретил в Прибалтике, его подразделение, передвигающееся к месту назначения, лоб в лоб разъехалось с немцами, двигающимися во встречном направлении. Причем разъехалось без стрельбы. Мы никак не могли понять почему же ни те, ни другие не стреляли. И мне показалось, что он не мог объяснить этого и самому себе.

 Сегодня меня мучает чувство вины перед своими родителями. Во-первых из-за того, что именно мое поколение обесценило все то,чего они добились ценой огромных страданий. А во-вторых потому, что пока они оба были живы, не расспрашивал, не собирал по крупицам все их воспоминания. От мамы что-то осталось, а отец так и ушел недорассказав, не передав всего, что знал и пережил.

 Мои родители обычные люди. Но, видимо, справедливо считается: чтобы разглядеть великое нужно отойти от него на известное расстояние. Я горжусь ими.


Рецензии
Душевно получилось. Спасибо, что написали. Чем больше будет подобных записей, тем сложнее будет выхолащивать святые для нас имена, понятия.
---
Вот здесь, как мне кажется, лучше поправить:
д.Красный Яр. ; 19 лет т.е. совсем еще девчонкой ;Мищенко И.С
деревня, то есть, инициалы - или расшифровать или оставить только фамилию, вряд ли она говорила именно так: "И.С."

Наталья Крылаткова   08.03.2020 14:46     Заявить о нарушении
Она писала воспоминания будучи зрелой женщиной, и я их только воспроизвел. Не мне их редактировать. Другое дело, что у меня появилась дополнительная информация, и я подумаю как ее использовать. А мысль была именно такой-чем больше конкретики, тем ближе и понятнее событие. Спасибо.

Олег Виноградов 2   08.03.2020 07:37   Заявить о нарушении
Если воспоминания написаны собственноручно в дневнике, письме - тогда да, не стоит менять ни одной буквы. Просто я восприняла "описывает", как рассказывает, будто записано со слов, как прямая речь.

Наталья Крылаткова   08.03.2020 12:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.