В Крыму зацвёл миндаль

 
Сообщение об этом прозвучало по многим каналам российского телевидения 5 марта 2020 года. Для меня это понятие кодовое: весна наступила.

В глобальной сети отыскал доброе стихотворение:

Мой заброшенный сад охватило волнение,
Когда в прошлое канул холодный февраль…
Среди голых ветвей, как мираж, как видение,
Миг волшебный, когда зацветает миндаль…

Утро дышит весной, исполняя желания,
Пусть туманом затянута серая даль…
Сладкой болью в душе отзовутся признания
Слов забытых, когда зацветает миндаль…

Чуть пьянит аромат бело-розовой свежести,
Прогоняя из сердца былую печаль…
Снова хочется счастья и ласковой нежности,
Это время, когда зацветает миндаль…
Елена Журавлева Подольская.

Услышал фразу  «В Крыму зацвёл миндаль», и вспомнилось начало 1978 года. Я работал в газете «За трудовую доблесть» Челябинского тракторного завода,   из одного корпусного комитета комсомола мне принесли заметку о планах на будущее лето для молодёжи. Я пообещал опубликовать в ближайшем номере, подготовил заметку и отдал секретарю. Когда верстался номер, я обнаружил, что нужной заметки нет, а я пообещал автору…, а она пообещала начальнику корпуса...  Мне сказали, что замредактора снял. Я к нему. И он мне поведал тайну, которой руководствовались все редакторы газет Советского Союза. Время меняется, а негласное требование никто не отменял.

Сигналом для публикаций материалов о летнем отдыхе служила фраза в газетах «Правда» и «Известия». После сводки погоды отдельной строкой должна стоять фраза «В Крыму зацвёл миндаль». Иногда подписано фамилией.

Потом, работая в «Вечернем Челябинске», я собирался рассказать об этом факте из сталинского периода советской истории, но меня отговорили.

У Марины Цветаевой есть стихотворение о выздоровлении от зимы. Там упоминается   миндаль, правда, жареный.

Сини подмосковные холмы,
В воздухе чуть тёплом - пыль и дёготь.
Сплю весь день, весь день смеюсь, - должно быть
Выздоравливаю от зимы.

Я иду домой возможно тише.
Ненаписанных стихов - не жаль!
Стук колёс и жареный миндаль
Мне дороже всех четверостиший.

Голова до прелести пуста,
Оттого, что сердце - слишком полно!
Дни мои, как маленькие волны,
На которые гляжу с моста.

Чьи-то взгляды слишком уж нежны
В нежном воздухе, едва нагретом...
- Я уже заболеваю летом,
Еле выздоровев от зимы.
13 марта 1915

Миндаль— кустарник или небольшое дерево из подрода Миндаль (Amygdalus) рода Слива.

Википедия относит слово миндаль к заимствованиям через польский migda; из лат. amygdalus, которое произошло в свою очередь от др.-греч. ;;;;;;;;;, ;;;;;;;;, ;;;;;;;;;; — «миндальное дерево».
Растёт миндаль в Передней Азии и в прилегающих районах. Культивируется не одно тысячелетие,  упомянут   в Библии (Числа 17:8). Самые большие насаждения миндаля находятся в США ( в штате Калифорния выращивается более половины мирового урожая миндаля). Миндаль растёт в странах  Средиземноморья (Испания, Италия, Португалия), Иране, Афганистане и Австралии, у нас в Крыму. 

Цветущий миндаль, полторы  недели бело-розового цвета  – явление незабываемое.
И в заключение гнездо из словаря Владимира Даля:

МИНДАЛЬ м. дерево Amygdalus communis и плод или орех его. Amygdalus nana, дикий миндаль или бобовник, см. персик. Земляной миндаль, Cyperus esculentus. Миндалевый, миндальный, к миндалю, особ. к ореху, относящийся, из него приготовленный, с ним сходный и пр. Миндальный камень, миндалевик м. галька, залитая расплавленною каменною породою, пузырчатою лавою, и скипевшаяся в одно. Миндальник миндальное дерево; собират. миндальная роща: || миндальное печенье, торт. Миндалина, миндалинка ж. один миндальный орех. миндальничать? сиб. любезничать, кокетничать. Толковый словарь живого великорусского языка


Рецензии