Глаза эмпатии Дуба Майкла Крейг Мартина
Спектакль Ильи Мощицкого «Дуб Майкла Крейг Мартина»
Площадка СКОРОХОД. Санкт Петербург 27.02.2020
Авторский проект Иьи Мощицкого «Дуб Майка Крейг Мартина» предлагает нам возможность оказаться в центре сценического эксперимента, который создан на тонкой грани слияния различных видов театральных приемов и практической психологии. В своём сценическом эксперименте Мощицкий создаёт особую плоскость, в которой он нивелирует линию разграничения, разделяющую театр на два мира. В общепринятом понимании один мир традиционно принадлежит зрителям, по другую сторону от него за этой линией, находится мир актеров и режиссеров, а также других специалистов, создающих спектакль для зрителя. Мощицкий в своём проекте «Дуб Майкла Крейг Мартина» на короткий промежуток времени разрушает этот многовековой формат, он смешивает эти два мира и создаёт высоко – иммерсивную театральную среду. Этот эффект достигается им с помощью отказа от профессионального актерского состава и прямого участия обыкновенного зрителей в создании спектакля в сценическом пространстве.
В его проекте создание иммерсивной среды и инсталляция в неё зрителей осуществляется поэтапно и на разных уровнях. На первом этапе Мощицкий создаёт предпосылки для нивелирования театральных условностей, он предлагает зрителю принять добровольное участие в его сценическом эксперименте. На этом этапе он создаёт эффект случайного выбора участника проекта и здесь этот осуществляется через делегирование зрителю право выбора потенциального участника проекта сценического уровня. Он освобождает этот процесс от возрастных, гендерных и других ограничений и при этом потенциальный участник сценического уровня не имеет представление о параметрах роли и содержание сюжета спектакля. Через это отсутствие ограничений и свобода в воплощении сюжета создаётся эффект случайного выбора и этот прием придаёт этому эксперименту высокий уровень вариативности.
Мощицкий с помощью эффекта случайного выбора формирует у участников проекта первичный уровень эмоциональной вовлечённости и эмпатичного восприятия сценического действа. Эта форма восприятия выражается в том, каждый из наблюдающих сценический эксперимент смотрит на происходящее через призму собственного восприятия и пытается представить себя в этой роли.
В этом проекте непосредственный участник сценического эксперимента абстрагирован на плоскости, здесь он помещен на другой уровень эмоционального восприятия. В условиях эксперимента, уровень его обзора ограничен и он не позволяет ему видеть детали мизансцен и видео-инсталляцию на заднем плане, световой поток не позволяет ему наблюдать за реакцией зала. Эта форма абстрагирования персонажа создаёт особые условия восприятия сценического действа и аутентичность реакции на сюжетные действия спектакле, где ему приходится играть роль переднего плана.
В сценическом пространстве его действия руководятся режиссером и участник проекта воплощает сюжетные ходы в линейной последовательности, в которой он читает незнакомый для него текст, последовательно выполняет различные простые действия, не понимая дальнейшие сюжетные ходы спектакля. С помощью этого приёма достигается аутентичность эмоционального восприятия материала спектакля, так как текст или реплика произносится единожды и все действия выполняются участником в его собственном видении и понимании, при этом здесь полностью исключается их повторение и придание действию эстетики актерского мастерства. В этом проекте Мощицкий создаёт точку наблюдения аутентичных эмоций, в ней зритель становится реальным свидетелем процесса создания спектакля и это формирует более высокий уровень восприятия драматического сюжета проекта, который не достижим при просмотре в традиционном формате.
Илья Мощицкий через иммерсию воплощения открывает зрителю более высокий уровень восприятия драматической истории под названием «Дуб Майкла Крейг Мартина» и здесь их сознание более открыто к восприятию человеческой трагедии. Эмпатическое восприятие придаёт образам персонажей очертания реальной драмы и чувство сопричастности к великому таинству театрального искусства.
Свидетельство о публикации №220030500151