Глаза эмпатии Дуба Майкла Крейг Мартина

Глаза эмпатии  «Дуба Майкла Крейг Мартина».
Спектакль Ильи Мощицкого «Дуб Майкла Крейг Мартина»
Площадка СКОРОХОД. Санкт Петербург 27.02.2020
Авторский проект Иьи Мощицкого «Дуб Майка Крейг Мартина» предлагает нам возможность оказаться в центре сценического эксперимента, который создан на тонкой грани слияния различных видов театральных приемов и практической психологии. В своём сценическом эксперименте Мощицкий создаёт особую плоскость, в которой он нивелирует линию разграничения, разделяющую театр на два мира. В общепринятом понимании один мир традиционно принадлежит зрителям, по другую сторону от него за этой линией, находится мир актеров и режиссеров, а также других специалистов, создающих спектакль для зрителя. Мощицкий в своём проекте «Дуб Майкла Крейг Мартина» на короткий промежуток времени разрушает этот многовековой формат, он смешивает эти два мира и создаёт высоко – иммерсивную театральную среду. Этот эффект достигается им с помощью отказа от профессионального актерского состава и прямого участия обыкновенного зрителей в создании спектакля в сценическом пространстве.
В его проекте создание иммерсивной среды и инсталляция в неё зрителей осуществляется поэтапно и на разных уровнях. На первом этапе Мощицкий создаёт предпосылки для нивелирования театральных условностей, он предлагает зрителю принять добровольное участие в его сценическом эксперименте. На этом этапе он создаёт эффект случайного выбора участника проекта и здесь этот осуществляется через делегирование зрителю право выбора  потенциального участника проекта сценического уровня. Он освобождает этот процесс от возрастных, гендерных и других ограничений и при этом потенциальный участник сценического уровня не имеет представление о параметрах роли и содержание сюжета спектакля. Через это отсутствие ограничений и свобода в воплощении сюжета создаётся эффект случайного выбора и этот прием придаёт этому эксперименту высокий уровень вариативности.
  Мощицкий с помощью эффекта случайного выбора формирует у участников проекта первичный уровень эмоциональной вовлечённости и эмпатичного восприятия сценического действа. Эта форма восприятия выражается в том, каждый из наблюдающих сценический эксперимент  смотрит на происходящее через призму собственного восприятия и пытается представить себя в этой роли.
В этом проекте непосредственный участник сценического эксперимента абстрагирован на плоскости, здесь он помещен на другой уровень эмоционального восприятия. В условиях эксперимента, уровень его обзора ограничен и он не позволяет ему видеть детали мизансцен и видео-инсталляцию на заднем плане, световой поток не позволяет ему наблюдать за реакцией зала. Эта форма абстрагирования персонажа создаёт особые условия восприятия сценического действа и аутентичность реакции на сюжетные действия спектакле, где ему приходится играть роль переднего плана.
В сценическом пространстве его действия руководятся режиссером и участник проекта воплощает сюжетные ходы в линейной последовательности, в которой он читает незнакомый для него текст, последовательно выполняет различные простые действия, не понимая дальнейшие сюжетные ходы спектакля. С помощью этого приёма достигается аутентичность эмоционального восприятия материала спектакля, так как текст или  реплика произносится единожды и все действия выполняются участником в его собственном видении и понимании, при этом здесь полностью исключается их повторение и придание действию эстетики актерского мастерства.  В этом проекте Мощицкий создаёт точку наблюдения аутентичных эмоций, в ней зритель становится реальным свидетелем процесса создания спектакля и это формирует более высокий уровень восприятия драматического сюжета проекта, который не достижим при просмотре в традиционном формате.
Илья Мощицкий через иммерсию воплощения открывает зрителю более высокий уровень восприятия драматической истории под названием «Дуб Майкла Крейг Мартина» и здесь их сознание более открыто к восприятию человеческой трагедии. Эмпатическое восприятие придаёт образам персонажей очертания реальной драмы и чувство сопричастности к великому таинству театрального искусства.

 


Рецензии