Если бы тела не истлевали...

Если бы тела не истлевали,
Мы бы их тогда не покидали,
Век за веком в них бы мы лежали,
Отрекаясь от небесной дали...

Если бы тела не истлевали,
Города бы кладбищами стали...



***

Не будем бояться смерти: мы воскреснем для жизни гораздо лучшей.
В это верят все верующие в Творца.

Но, скажешь, истлеет мое тело?
Смерть тлит смертное, а не сущность тела.
Когда ты видишь, что из меди выливают статую, то не говоришь, что вещество пропадает, но что оно получает лучший образ.
Так же рассуждай и о теле и не плачь.
Тогда надлежало бы плакать, когда бы оно навсегда осталось в муках.

Но ты скажешь: можно было бы обойтись и без истления тел, так чтобы они оставались в целости.
А какую бы это принесло пользу живым или умершим?
Доколе будете привязаны к телу?
Доколе, пригвождая себя к земле, будете прилепляться к тени?
Какая бы из того была польза?
Или, лучше, какого бы не произошло вреда?

Если бы не истлевали тела, то, во-первых, овладела бы многими гордость – зло из всех зол самое большее.
Если и ныне, когда тело подвержено тлению и преисполнено после смерти, да и прежде нее, червей, многие хотели быть почитаемы за богов, то чего бы не было, когда бы тело пребывало нетленным?

Во-вторых, тогда чрезмерно любили бы тела, и большая часть людей сделалась бы еще более плотскими и грубыми.
Если и ныне, когда тела совершенно уже истлеют, некоторые обнимают гробы и раки, то чего не стали бы делать тогда, когда бы могли сберегать и самый образ их в целости?

В-третьих, те, которые утверждают, что материальный мир вечен, еще более утвердились бы в этой мысли и не стали бы признавать Бога Творцом мира.

В-четвертых, многие, лишившиеся своих родственников, оставив города, стали бы жить в гробницах и, подобно безумным, непрестанно стали бы разговаривать со своими умершими.

Если и ныне люди, поскольку самого тела удержать не в состоянии (да и невозможно, потому что оно против их воли тлеет и исчезает), снимая портреты, прилепляются к доскам, то каких нелепостей не вымыслили бы тогда?
Мне кажется, что тогда многие в честь любимых тел воздвигли бы храмы, а занимающиеся вызывание душ усопших постарались бы уверить, что посредством их демоны дают ответы, тем более что и теперь имеющие дерзость заниматься вызыванием мертвых (некромантией) делают много нелепостей (несмотря даже на то, что тело обращается в прах и пепел).
Каких же бесчисленных видов идолопоклонства не произошло бы отсюда?

Итак, Бог, отъемля все могущее служить поводом к таким нелепостям и научая нас отрешаться от всего земного, поражает тела тлением перед нашими глазами.
Таким образом, любитель телесной красоты, до безумия пристрастившийся к благовидной девице, если умом не захочет узнать безобразие телесного существа, то увидит это собственными глазами.
Много было девиц столь же цветущих красотой или еще несравненно прекраснее, но все после смерти своей через один или два дня представляли из себя зловоние, гной и гнилость червей.
Подумай же, какую ты любишь красоту и каким прельщаешься пригожеством?

Если бы тела не подвержены были тлению, нельзя бы было хорошо знать этого; как бесы стекаются к гробам, так многие из объятых любовной страстью, непрестанно сидя при гробах, сделали бы душу свою обиталищем бесов и от жестокой страсти скоро бы и сами умерли.
А теперь, кроме всего другого, облегчает душевную скорбь и то, что невозможность видеть образ любимого предмета способствует забвению и самой страсти.

Если бы тела не истлевали, то не было бы даже и гробов, и ты увидел бы города, вместо статуй полными мертвых, потому что каждый пожелал бы тогда видеть подле себя своего умершего.
Отсюда произошел бы великий беспорядок: никто бы из людей простых не стал печься о душе своей, не стали бы принимать учения о безсмертии.

Много бы и других еще худших произошло нелепостей, о которых и говорить даже неприлично.
Для того-то тотчас и истлевает тело, чтобы ты мог видеть, в наготе ее, красоту души.
В самом деле, если она такую красоту и такую живость дает телу, то как она прекрасна должна быть сама в себе?
Если она поддерживает столь безобразное и отвратительное тело, то тем более может поддержать саму себя.
Не в теле красота, но красота тела зависит от того образования и цвета, который запечатлевает душа в существе его.

Итак, люби душу, которая сообщает телу такое благообразие.




Святитель Иоанн Златоуст


Рецензии