Энергоцех

               
                Учился я не хуже всех
                И поступил в энергоцех.

   После окончания средней школы я себя считал уже взрослым и мечтал в своей жизни
совершить какое-нибудь открытие.Не было тогда у меня мечты зарабатывать много
денег,а хотелось создать что-нибудь этакое,что сделало бы жизнь общества
прекрасней - построить свой "розовый фонтан с витающими над ним голубыми
облаками".В своей душе я был конченным романтиком,и считал,если я занимаюсь
индийской йогой,значит стану сверхчеловеком;если я в сарайчике- лаборатории
синтезирую аллоксан из кофеина,значит открою эликсир вечной молодости;а любовь
к песням Высоцкого подпитывала этот юношеский романтизм красивыми рифмами и
правдивым содержанием.Моя юношеская мечта направила меня поступать на факультет
биохимии недавно открывшийся при биофаке Белорусского Государственного
университета.Однако розовая мечта романтика разбилась об неприступную крепость
вступительных экзаменов.Провалив сочинение на тему -"Решающая роль диалектического
марксизма-ленинизма в советском обществе",мне пришлось устраиваться работать
на завод БАТЭ в энергоцех слесарем - вентиляционщиком.
   Энергоцех - сравнительно небольшое помещение в заводском корпусе.В этом
маленьком цеху находятся серьёзные трудовые коллективы,состоящие из физически
крепких мужчин:электриков,сантехников,жестянщиков.На центральной глухой стене,
против входных ворот,устроена почётная фотогалерея передовых работников цеха.
Бригадир коллектива жестянщиков-вентиляционщиков - Ясиненко Олег Иванович,стал
моим учителем.
    Работа жестянщика напоминает работу портного.Сперва лист жести раскраивается,
затем разрезается,потом гнётся,после соединяется клёпкой в замок.Для того,чтобы
стать хорошим специалистом своего дела нужно иметь хорошие инструменты.
    Основные инструменты жестянщика - кровельные ножницы и молоток - с торцевым
острым срезанным краем,наподобие клюва у дятла.Каждый уважающий себя жестянщик
свои рабочие инструменты делал сам.Вот и я,юный семнадцатилетний работник,
первые свои кровельные ножницы изготовил из старой автомобильной рессоры,
а молоточек, - из стального брусочка.Наша бригада самая шумная в цеху, и нас
в шутку называли"дятлами".Меня,как самого молодого,пристроили помощником к самым
пожилым работникам - деду Жоре и деду Ивану.
    С дедом Иваном мы совершали обход производственных цехов всего завода
и осматривали вытяжные системы,приточную вентиляцию,тепловые воздушные
кондиционеры.Чаще других мы посещали мой любимы цех - гальванику,так как там для
моих химических опытов можно было раздобыть азотную кислоту.От едких кислот
вентиляционные трубы быстро приходили в негодность,а воздухоотводы заполнялись
твёрдым салактитом. По ходу мы осматривали вентиляционные установки:смазывали
машинным маслом подшипники,меняли приводные резиновые ремни,балансировали
воздухозаборные крыльчатки.Мне моя работа нравилась,потому что позволяла
перемешаться по всей территории завода.
    Ещё одним моим любимым местом на заводе был цех по сборке автомобильных
стартеров,так как здесь работало много девушек и молодых женщин.
    Заходим мы с дедом Иваном в этот сборочный цех,а дед отправляет меня к милым
дамам,чтобы они налили двухлитровую банку клея БФ 88;разве мне откажут чуткие
работницы сборочного конвеера..Из соседней с энергоцехом термички я ему часто
приносил соль.Оказывается мой пожилой напарник тоже был химик.Он из клея выделял
пригодный для питья этиловый спирт с помощью поваренной соли.Мне с дедом
Корниенко было интересно.Дед был забабонщик.Он знал много мистических
таинственных историй и любил их рассказывать часто уверяя всех,что это чистая
правда.Однажды он поведал историю о том,как поспорили два парня,что соблазнят
в деревне одну красивую и неприступную девушку.Пошли они на деревенские танцы,
один из них начинил шоколадные конфеты порошком из сушеной шпанской мошки.
Накормил доверчивую девушку и девушка соблазнилась.Таким образом пари было
выиграно.Разные похожие истории любил рассказывать дед Иван,имеющий украинские
корни в своём роду.
    Однажды произошёл случай в нашем цеху из-за которого мы с дедом получили
хороший нагоняй от мастера из бригады намотчиков Николая.
    Изготовил я взрывпакет,начинил его тринитроклетчаткой собственного
приготовления и предложил деду Ивану произвести испытание.Поджёг я его и бросил
под верстак нашего бригадира.Раздался взрыв колоссальной силы,нижняя стенка
верстака получила вмятину,и толпа работников цеха собралась возле верстака,
недоумевая что произошло.Выскочил из толпы бригадир намотчиков статорных обмоток
Николай,дал деду нагоняй,а меня отправил в кабинет к начальнику цеха Янпольскому
извиняться в содеянном.Я был ещё несовершеннолетний,поэтому мне мои проказы
прощались,у меня был семичасовая рабочая смена и за меня начальство в случае чп
несло уголовную ответственность.Начальник цеха Янпольский Виссарион Вианорович,
великодушно простил меня,пригрозив,чтобы больше такого не повторялось и задумчиво
добавил,что он сам такой когда-то был.
    В уголке энергоцеха расположилась бригада сварщиков.Куда в нашем ремонтном
деле без этих людей?Поэтому мы их очень уважали.Почти все сварщики были в годах-
люди состоятельные и любили время от времени подхалтурить,то есть заработать
дополнительные трудовые копейки.
    Владимир Мирук - бригадир сварщиков,поведал мне одну интереснейшую историю.
Однажды обратился к Владимиру настоятель православного Воскресенского собора
города Борисова с огромной просьбой заварить трещину в медном церковном колоколе.
Хочется отметить,что наша бригада не раз кровельным металлом покрывала церковные
купала.Работа эта высотная и опасная,но по сути святая.
    Ещё молодой тогда Володя Мирук не знал,как заварить медный колокол и взял к себе в помощь старшего товарища - Эдуарда Чижевского.Собрали они со всего завода
медные отходы от производства.Тогда в советские времена их было несложно вынести
через проходную.Подожгли они ацетиленовую горелку и начали сваривать.Трещина
вместо того,чтобы уменьшатся,начала ещё больше увеличиваться из-за разности
температур.Хоть колокол был небольшой,но его стенка была довольно толстая .
Решено было колокол принести на завод БАТЭ в термолитейный цех.Засунули его
в плавильную печь и внимательно следили,чтобы ненароком не расплавить церковную
утварь..Успели достать треснувший колокол вовремя.Этот раскалённый до красна
 предмет друзья-сварщики быстро начали заваривать.Дело приняло серьёзный оборот
,под факелом ацетиленовой горелки в жерло скола трещины пошли в ход старые
водопроводные краники из латуни.Вся имевшаяся в запасе у сантехников латунь
ушла на заделку трещины.В конце концов работа была выполнена,колокол отправился
на колокольню,а друзей сварщиков,как положено,пропесочили в стенгазете родного
энергоцеха.Нарисовали на них карикатуру,изобразили с колоколом и напечатали
обидные слова.Такие вот два друга сварщика работали в нашем цеху - Владимир Мирук
и Эдуард Чижевский.
      Эдуард Францевич Чижевский - легендарный человек не только в сварочной
бригаде,но и самый почитаемый человек на заводе.Его сестра Леокадия Чижевская -
известный режиссёр "Беларусьфильма".Сам он в годы Великой отечественной войны
был в плену у немцев и научился электросваркой сваривать алюминий без аргона.
Он мне рассказывал,как они в лагере спасали людей больных эпилепсией.Оказывается
если в начале приступа взяться за мизинцы рук эпилептика то приступ купируется
и не проявляется.Фашисты больных эпилепсией расстреливали безжалостно.
В момент припадка у больного руки сжаты судорожно в кулаки,но мизинцы можно
распрямить,отжать,и,таким образом спасти больного падучей от неминуемого
расстрела.Позже я сам проверял этот способ на больных и ,оказывается,он работает!
У деда Эдуарда характер был властный.Сам он высокий и седой человек.Однажды
он "послал на три буквы" мастера Селютова и стал перед профсоюзами вопрос об
увольнении по статье.В советские времена без разрешения профсоюзов начальник
не мог уволить своего работника,поэтому деда Чижевского помиловали и больше
подобные конфликтные ситуации не происходили.
      В соседнюю бригаду сантехников, бригадиром которой был мой отец Павел
Антонович Яскевич,устроился работать двадцатилетний юноша,похожий на Шурика
из "Операции Ы" - Коля Машкович.Нас двоих,как самых молодых,отправили от
нашего цеха в колхоз на сельхозработы.На заготовке сена мы познакомились и
стали добрыми друзьями. Через некоторое время Николай начал посещать студию бальных танцев при городском доме культуры.Затем  он заочно окончил минский институт культуры и стал художественным руководителем студии.В 1995 году моего друга Кольки не стало.Его обнаружили мёртвого в реке Березине.
      Мне приходилось участвовать в туристических водных походах.Секретарь
комсомольской организации нашего цеха Володя Королёнок был заядлый турист-водник.
Он меня и принял в свою весёлую команду.Жили мы ,действительно, весело.По реке
Березине мы сплавлялись на надувных резиновых плотах вниз по течению.
От нашего заводского профилактория Дудинка,вниз по реке, мимо высоких берегов,
возле заводской турбазы Белено и дальше до города Березино.
     У меня при себе была гитара.Сопровождались наши походы отдыхом у костра
и весёлыми песнями.Участвовать приходилось в турслётах и в конкурсе
патриотической песни.
     Отработав в энергоцеху ровно год,я достиг совершеннолетия...Из ученика-
малолетки я превратился в слесаря второго разряда и был уволен с родного завода,
в связи с призывом в ряды Советской армии.
       Прощай мой завод БАТЭ и дорогая моему сердцу заводская проходная!

                На фото слева направо: мой отец - Яскевич Павел Антонович,
                бригадир сантехников.Мастер Монич;начальник энергоцеха -
                Янпольский Виссарион Вианорович.Мой учитель -Бригадир по
                вентиляции Олег Ясиненко:Я -Сергей Яскевич и Валерий Шедко.
                Справа крайний Николай Машкович.
               
 


Рецензии