Покаяние и нейронная сеть

       Начался Великий пост, главный смысл его не в самоистязании, но в подготовке к празднованию Пасхи, в покаянии и памятовании о смерти с надеждой на воскресение. 
        В среде атеистов и агностиков разговоры о смерти, о страхе смерти считаются дурным тоном  -  они   разрушают душевный комфорт. Понимание, осознание неминуемости смерти вселяют страх и навязчивую необъяснимую тревогу.  Однако в психологических теориях страх смерти  признаётся основным побудительным стимулом  деятельности человека и даже мотивацией к жизни.
       В современном обществе потребления  страх смерти в модусе тёмной боязни вытесняется из сознания, вплоть до полного отрицания смерти, собственной смерти.  Страх загоняется в подсознание, иллюзорно излечивается культом вечной молодости, культом развлечений.
      Существует и высокий страх смерти – страх не выполнить своего предназначения в мире, не исполнить долг, не вырасти в полный духовный рост.  Высокий страх рождает проникновенное  внимание к себе, ко всем делам своим, ко всем мыслям и чувствам.  Для христиан памятование о смерти – Страх Божий – великий дар.  Именно он и приводит к вере.  Открывается дорога к Храму. Только памятование о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с грозными словами, с ужасающей очевидностью: СЛИШКОМ ПОЗДНО.
      Фёдор Михайлович Достоевский прозревал, понимал сущность Ада. Ад можно выразить именно этими двумя словами: «Слишком поздно!»
                Никогда не поздно лишь покаяться.
     Сегодня к  разговору о смерти меня побудило чтение Покаянного канона Андрея Критского,  обязательное для всех православных  христиан в первые четыре дня Великого Поста.  Покаянный канон святителя Андрея - это беседа христианина с собственной душой, беседа о грехах своих и о путях   очищения и искупления. Порой канон – это покаянный вопль в сокрушении сердечном от видения нечистоты собственной души." Окаянная душа", - так постоянно обращается к ней святитель. Покаянный Канон  задаёт нам вопрос: "Зачем жить дальше, если не становишься лучше"
      Многое из того, что говорится в Каноне  о древних праведниках и грешниках, является не чем иным, как летописью и нашей души, и нашего падения: «История первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама, я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…» 
         Трудный опыт  осознания плачевного состояния души, возможно, самый необходимый опыт жизни. Опыт  разочарования в себе, опыт прозрения.    Толкование истинного покаяния в сочетании с высоким страхом смерти - страхом Божьим и его значения для души человеческой можно найти во всех духовных творениях христианских подвижников. « Не нужно думать, что покаяние заключается в том, чтобы копаться в собственных грехах, заниматься самобичеванием. Истинное покаяние – это, когда мы обращаемся от тьмы к свету, от греха к праведности, когда мы понимаем, что прежняя наша жизнь была недостойна высокого призвания, когда перед лицом Бога мы сознаем, как ничтожны мы сами, и сознаем, что единственная наша надежда – Сам Бог».
        В этот Великий пост я сделала для себя удивительное открытие. Толковать значение покаяния можно не только в религиозном, духовном смысле  "В покаянии  прими и в разум призови", - молит Андрей Критский: "Очисти мой разум через покаяние".   Воздействие покаяния, облечённого в слова, то есть  исповеди, на очищение разума чётко вписывается в допущения и принципы суперсовременной науки: нейрофизиологии, нейропсихологии нейро- и психолингвистики. Эти науки изучают нейронные процессы мозга и процессы познания. Их называют также когнитивными науками.
      Ведущий специалист и популяризатор  нейронауки Татьяна.Черниговская  рассказывает: « Мозг, с которым мы пришли в этот мир, и тот, с которым каждый из нас из него уйдет, — это совершенно разные структуры. В том, с которым мы заканчиваем земную жизнь, написан наш личный текст, ни у кого другого такого нет. Этот текст меняется каждую миллисекунду. Все, что мы сейчас говорим или слушаем, меняет наш мозг физически. Меняется качество и количество нейронов и их связей. Величина нервных волокон и даже та среда, в которой лежат эти нейроны, меняется в зависимости от того, что и как мы учим».
       Усматриваются прямые аналогии с твёрдой уверенностью христиан в преображении души посредством молитвы и покаянной исповеди. Вот так изменяют структуру нашей постоянно перестраиваемой нейронной сети сильные очищающие состояния и впечатления, слёзы и слова истинного покаяния, исповедь кающейся души!  Параллели с  открытиями и  выводами нейронауки налицо, если душа и нейронный текст сопоставимы.  Мы  можем, мы обязаны менять качество своего нейронного текста. Очищение покаянием и страх Божий – самые действенные способы написания текста духовно возвышенного, совершенного. Именно такой текст мы должны писать и  постоянно дописывать - вплоть до последней исповеди. Его мы принесём Богу (или встроим  в ноосферу, кому как нравится называть Высшую реальность) когда падут оковы плоти, то есть после смерти тела.  Разрушится физиологическая, материальная нейронная сеть (построение её было главным делом нашей жизни).  Распадутся все эти аксоны и синапсы. Но сам текст не исчезнет. Последний текст.
Последнее послание души Богу. На чём, на каком носителе записаны его смыслы, его информация, дознается ли наука?


Рецензии
) рецензии хороши тем, что можно вот так запросто, не "шаркая ножкой", и без "здрасте", сразу перебирать выраженное, ея суть или предпочтения.
Тем не менее, желаю Вам здравия.

- Не находите ли, голубушка, что главная ущербность (если не беда) большшинства философий, познаний, размышлений и даже отвлеченного богомыслия... - чуть ли не желанная - безосновность и безпредметность (эдак, поманерничать лишь..), без возможности ПОЛЬЗОВАНИЯ механизмами познанного.. в желанной возможности оправдывать или прятать собственные уже конктретно-влияющие пристрастия, предпочтения, слабости, пороки и пр..?
(не затрагивая - подавляющего намеренно-извращающего всё и вся внушения, и приученного прогибания под него)


Сергей Одиниз   18.04.2020 09:02     Заявить о нарушении
И Вам желаю здравствовать, Сергей!
Меня тоже всё чаще настигает сомнение в учительной и воспитательной силе отвлечённой философии (высокоумия). Но мозгу, как и телу, требуется пища. Логика и диалектика, теория познания и онтология - это пища. На ней вырастают новые нейронные связи (разум). Количественно. Их качество (душу) формируют и преображают этика, нравственность (заповеди, покаяние), искусство. Дай нам Бог, дожить до настоящего очищения и преображения.

Марина Стрельная   19.04.2020 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.