Побыть пять часов медсестрой

Иногда, судьба преподносит нам такие сюрпризы, что закачаешься. Приходится осваивать неизвестные навыки в течение короткого времени, или разрешать непривычную, сложную или неприятную ситуацию за несколько часов. Без малейшего опыта и специальных знаний. Мне, никакого отношения к медицине не имеющей, пришлось, как-то, помогать хирургу в операционной, тем самым, приобретая бесценный жизненный опыт. Историю эту я, точно, никогда не забуду.

Палата

Августовское солнце вливалось в окно больничной палаты и ярко освещало ее убожество и неряшливость. Стены и потолок имели непонятный серовато-зеленый цвет, прорезанный разной толщины трещинами, и, явно, давно требовали ремонта. Койки, с панцирными сетками, размещались, в количестве десяти штук, вдоль грязных, немытых стен. Матрасы пестрели темными, коричневыми, различного размера, пятнами засохшей крови. В общем, окружающая обстановка усиливала страхи и беспокойство перед предстоящим, вызывая уныние и брезгливость. Предыдущим вечером я поступила в гинекологическое отделение нашей районной больницы вместе с другими пациентками. Сегодня утром подошли остальные. Две предоперационные палаты были рассчитаны на двадцать человек, - столько нас и разместилось. По десять женщин – в каждой. До сих пор помню – восемнадцать абортов и две пробы на биопсию. Постепенно перезнакомились, поделились переживаниями и стали ждать экзекуций. Женщины подобрались разного возраста – от девятнадцати до сорока девяти лет. И у каждой была своя причина абортироваться. Обменялись слезами и улыбками, поддержали друг друга как могли, и расселись по койкам в ожидании медперсонала в лице хирурга.

Кто крови не боится

Наконец, открылась дверь, и в палату зашла женщина в зеленых штанах, куртке и, такого же цвета, шапочке. – Женщины!  Есть среди вас врачи или медсестры? Или медработники? – задала она вопрос. Таковых, среди нас, не оказалось. – Ну, хоть, нянечки, имеющие опыт работы в больнице, есть?  - Тоже нет. Интуитивно почувствовав, что вопросы задаются не просто так, я прислушалась более внимательно. – Есть, хотя бы, такие храбрые, что вида крови не боятся? Такие вопросы выглядели более, чем странно. И предположить, что последует за такими вопросами, было невозможно, - ни у кого не хватило бы фантазии. Женщины тревожно молчали. – Я не боюсь – высунулась я. – Ну, слава богу! Будешь мне ассистировать при абортах. Зато мы тебе потом с укольчиком сделаем. Мне полегчало – я не переношу боль, хлопаюсь в обморок, если боль переходит мою границу терпеливости. Но, пока, было неясно – к чему эти вопросы и что придется делать. Я спросила: «Что делать то надо?». «Да ничего особенного. Зеркало будешь держать». По наивности, я представила, что мне дадут какое-нибудь зеркало в руки и я буду с ним где-то сидеть. И смех и – слезы! Я же тогда не знала, что «зеркало» - медицинский инструмент в гинекологии! И совершенно не представляла, что мне предстоит. – Пошли со мной! – велела мне «зеленая» врачиха и повернулась к выходу. Я бодро промаршировала следом.

Она даже без перчаток!

Пройдя немного по больничному коридору, мы вошли, как я поняла, - в операционную комнату. Она выглядела чуть лучше наших палат, но, нельзя сказать, чтобы сильно от них отличалась. В центре стоял «вертолет» - гинекологическое кресло, чуть левее – столик с инструментами и одинокий стул. В углу, у самого окна стоял стол, на котором лежали наши больничные карточки и какие-то документы. Хирург пригласила первую пациентку. Та забралась на кресло, и операция началась. И я узнала – что такое «зеркало», где и как его держать, и прочие обязанности операционной медсестры. Женщина пролежала молча до конца, ни разу ни ойкнув, хотя, насколько я поняла, обезболивания ей не сделали. Я помогла ей встать, проводила в палату; уложив, накрыла одеялом. Вернулась в операционную. Вдруг в оперблок вошла какая-то еще дама в зеленом – второй хирург, как выяснилось в последствии, и начала возмущаться по поводу моего внешнего вида. Прибавлю, что мои волосы, доходящие почти до пояса, были просто стянуты резинкой в «хвост». – Что это такое? На ней даже косынки нет!  Волосы-то какие! И болтаются! – Это обо мне. – А где фартук? И почему она работает без перчаток? – Мне это, естественно, в голову не пришло. А хирургиня первая почему-то меня не обрядила, как положено. Ей и влетело по первое число. Меня лишь удивила ее халатность и, в какой-то мере, -безответственность. Только после того, как я экипировалась, позвали следующую жертву. На третьей пациентке я уже справлялась как надо, подстроившись под темп работы врача. Скоро заболело запястье на правой руке, державшей инструмент, стало неметь, - пришлось терпеть с непривычки. Женщины, которым не делали обезболивающих уколов, во время операции терпели по-разному. Некоторые, от начала до конца – молчали, стиснув зубы; другие – хоть как-то выражали эмоции – кто вскриком, кто – стоном. Большая часть была молчавших. Я поразилась силе их терпения и стойкости, ласково поддерживая словами более чувствительных. Пациентки, которым делали наркоз, просто засыпали через три-пять минут, приходилось даже будить. Они тоже нуждались в участии: одна, например, по пробуждении, решила, что попала в рай и приняла нас за ангелов в белых халатах. Пришлось «возвращать» ее на грешную землю, поясняя – где она находится и по какой причине.  Все переносили зверскую процедуру индивидуально, чаще – со слезами боли и потери. В какой-то момент до меня дошло, что за обезболивание здесь платят и договариваются об этом заранее. Везде нужен блат и полезные знакомства. У меня – не было.  Забыв о том, что сама буду завершающей работу хирурга на сегодня, я заботилась о каждой пациентке, - из-за чувства сострадания. Приводила и отводила их в палаты, порой беря на себя физический вес, превышающий мой собственный. Обтирала вспотевшие лица и руки специальными салфетками, помогала спуститься с «вертолета», укладывала сонных под одеяла, и не заметила, как второй хирург сменил первого. Прошло через второго врача еще девять человек. Руки мои уже притерпелись к непривычной работе, движения стали ловкими и точными, но уже чувствовалась усталость и легкое отупение от автоматических движений.

Благодарность

Я была последней во второй десятке пациенток. Заработавшись, и, потеряв счет оперируемым, вдруг услышала: «Зоинька! Все прошли. Твоя очередь. Ничего не бойся! Чувствовать боли не будешь – сделаю укол». Действительно, так и получилось, боли я не ощущала.  Проснувшись, подсознательно помня спешку операционного процесса, поставленного на поток, попыталась поскорее встать с кресла, как услышала: «Лежи, лежи! После тебя никого нет. Можешь отдохнуть». Но я хотела скорее уйти из операционной, и… очень хотелось домой. Как только я открыла дверь, толпа из девятнадцати женщин, окружила меня, подхватила под руки и бережно повела в палату, где меня уложили в койку, накрыли одеялом и - расселись вокруг. – Зоечка!  - Зоинька! –Солнышко! - Неслось со всех сторон. – Спасибо тебе за уход и заботу! – Я бы без твоей поддержки до палаты не дошла! – Ты каждую из нас обиходила! – Одна – на двадцать человек! Я не ожидала такой встречи и столько выражений благодарности за, как мне казалось, обычное человеческое участие, - была тронута и немного смущена.

Домой

Отлежавшись пару часов, я пошла к дежурному доктору и попросилась домой, поскольку жила рядом с больницей. Вся медчасть отделения была наслышана о том, что нашлась девушка, без медицинского образования, которая помогла двум хирургам провести запланированные операции. Что у них там случилось с отсутствием медперсонала – осталось загадкой, - нас, естественно, не посвятили. Видимо, информация сработала так, что тем же вечером, меня осмотрели и благополучно отпустили на ночь домой. Утром мне закрыли больничный, двумя днями позже (чтоб отдохнула), и я пошла в палаты навестить своих подопечных. Им предстояло провести в больнице еще два дня. Встретили меня тепло и радостно. Опять благодарили и угощали вкусностями, принесенными мужьями и родственниками. Мы подолгу обсуждали личный случай каждой из нас. Давали друг другу советы по восстановлению здоровья и последующему предохранению от повтора вчерашнего кошмара. Поболтали о разном и ни о чем, пожелали друг другу счастливой жизни и любви наших мужчин. Не могу сказать за остальных женщин, но я это пожелание реализовала. Приобретя такой полезный – медицинский и жизненный, опыт, больше я на аборты не ходила. Чего и вам, молодым женщинам,желаю!


Рецензии