Демография 20
В нашей стране быстрее всего вымирание идёт в Тульской, Псковской и Тверской областях. Вот как выглядят показатели рождаемости и смертности в Тверской области (на тысячу жителей, 2018 год):
Рождаемость Смертность
10 18
(В Тульской и Псковской областях ситуация почти такая же.)
Предположим, что принятые правительством меры приведут к росту рождаемости процентов на 10-15 (а это много). Какая картинка получится? В лучшем случае примерно 12 – 18. То есть вымирание замедлится, но несущественно, а о росте численности и речи не пойдёт.
Что же надо делать?
Первое. Необходимо обратить внимание на правое число в этом соотношении – на число 18 – ежегодная смертность на тысячу жителей. Этот показатель надо снижать, а для этого нужно, чтобы росла продолжительность жизни, особенно мужчин. Да, женщины живут дольше мужчин во всём мире, но нормальное соотношение, достигнутое в Японии, 82 года мужчины и 84 года женщины, то есть разница чуть больше 2-х процентов. А у нас? Последние данные по Тверской области показывают, что при средней продолжительности жизни в 68 лет, разница между мужчинами и женщинами составляет 12 (все цифры я слегка округляю). Получается, что мужчины живут в среднем 62 года, а женщины 74. Треть мужчин и вовсе не доживают до 60-ти. (Это худшие показатели в Европе, и одни из самых плохих в Азии!) Цифры катастрофические, и здесь есть над чем задуматься. Не стоит забывать, что и эту проблему необходимо дифференцировать. Смертность вызывается разными причинами, и решения по каждой из них должны быть разные.
Второе. Средние демографические показатели для всей страны за 2018 год: рождаемость 11,4 смертность 12,4 на тысячу жителей, но это то же самое, что и пресловутая средняя температура по больнице, другими словами эти показатели мало что дают. В стране есть регионы, где с рождаемостью и смертностью всё более-менее в порядке, а есть и вовсе с избыточным ростом населения. (Там тоже существуют проблемы, но совершенно другие.) Разница между регионами колоссальная, а мы собираемся проводить одинаковую политику. Успеха ждать не приходится.
Третье. Увы, средние показатели, скажем, по той же Тверской области тоже мало что дают. Любой человек, который путешествовал по центральным и северным областям нашей страны, особенно зимой, знает, о чём я говорю. Везде заброшенные деревни с полуразрушенными домами, лишь кое-где доживают одна-две старушки. И вдруг из какого-нибудь дома высыпает куча черноволосых ребятишек, родители которых приехали откуда-то издалека, возможно с Памира или Тянь-Шаня. И вот эти-то дети, в числе 4-8 на семью, дотягивают демографический показатель до 8-18. А коренное население? Статистика, увы, молчит, но осмелюсь предположить, что рождаемость на тысячу жителей в год составляет там 4, хорошо, если 5 человек при смертности много выше 20 (по некоторым прикидкам 26-28) человек на тысячу жителей. Это просто катастрофа, которую прячут власти, тогда как о ней надо кричать. При таких показателях, увы, никакие деньги не помогут. Просто некому рожать. Восстановление нормального положения возможно только с помощью комплекса мер.
Четвёртое. Сложившаяся в нашей стране ситуация ведёт к разрушению института семьи. А зачем нужно укреплять семью? Прежде всего, в хорошей семье и детей больше, и старики дольше живут. Но далеко не только в этом дело. Полноценные дети могут вырасти только в полной, здоровой семье. В такой семье и с нравственным воспитанием, как правило, всё в порядке (зато в целом по стране ох как плохо). Ребёнку нужна семья, нужны отец и мать. Но и это ещё не всё. Сейчас в семейных отношениях мужчина занимает приниженное положение. При разводе женщина получает всё (детей, дом, деньги). Денег становится даже больше. А мужчина всё теряет. Психологически он живёт под страхом развода, и это – одна из причин конфликтов и насилия. Устраните причину, и уменьшится следствие. Заметьте, что в тех местах, где сохранилось традиционное отношение к мужчине как к главе семьи, и рождаемость выше, и насилия меньше.
Что можно сделать для повышения авторитета главы семьи? Помимо материнского, платить и отцовский капитал, и это должны быть серьёзные деньги, но получать их должен только глава полноценной семьи. Возможны и другие меры.
Пятое. Но не всё в этом мире измеряется деньгами. Очень важно поднять престиж многодетной семьи. Если очень коротко, то многодетные родители должны стать уважаемыми людьми в своём городе, районе, области. Им на самом деле есть чем гордиться (помимо прочего, воспитание детей – тяжёлый труд), и это должны осознавать все вокруг. Когда дворцы, занятые многодетными семьями появятся в самых красивых местах, на берегах рек и озёр, а лишь где-нибудь в третьей линии будут стоять дома эстрадных и кинодив, тогда, уверяю Вас, рождаемость резко возрастёт.
Шестое. Для бездетных женщин, которые по здоровью могут иметь ребёнка, да просто не хотят, нужно ввести налог на бездетность. И очень серьёзный налог. Такие люди перекладывают заботу о будущем страны на других, а сами живут здесь и сейчас. Пожалуйста! Но если многодетные родители за Вас работают, то заплатите им, и это будет справедливо.
----------
Некоторые примеры в качестве продолжения темы.
А/ Автор этого материала живёт в деревне в Тверской области. Я – единственный постоянно зарегистрированный здесь житель. Вокруг, на площади не меньше 40 кв. км. ни одной деревни не осталось. Фактически живут 4-5 человек, но и это число ничтожно. Добавлю, что все живущие – старики, и просто доживают здесь. При такой плотности населения размножение невозможно. Летом живут ещё и москвичи-дачники. И это хорошо, благодаря им какие-то остатки инфраструктуры сохраняются.
На рубеже 18-19 веков в трёх ближайших деревнях (Кулишки, Брыкино, Митюшино) проживало никак не меньше 200 человек (в одном Митюшино больше сотни). Это тоже очень мало (5-6 человек на кв. км.), но размножение возможно. Надо учесть, что местность наша расположена мало того, что на границе областей, так ещё и на границе приходов, до обоих сёл отсюда далековато. Это приводит к некоторым сложностям жизни, например со снабжением, с образованием, поэтому и людей мало. Ближе к уездным городам плотность населения была выше, но сейчас и там почти пустыня, только дачников больше.
Но всё-таки это было хоть что-то. Если б такое население сохранилось, то можно было бы говорить о дальнейшем развитии. А сейчас как возрождать? Просто так не выйдет. Нужно вести речь о заселении дикой территории.
Первое. Основной источник доходов для местного населения – поля, ныне заросшие. Их можно восстановить, и кое-где это делается частными фирмами. Парадокс заключается в том, что для работы фирмы нанимают приезжих (это я видел и в Тверской, и в Тульской областях). Очень легко можно стимулировать наём именно местного населения.
Дать всевозможные льготы для организации собственного производства потенциальным моло-дым родителям, ещё живущим в окрестностях.
Второе. Инфраструктура! Мои дети разъехались. И вот я думаю, а при каких условиях кто-то из них мог бы здесь остаться? Для начала жильё. Хороший дом за счёт государства. Почти для всех молодых семей жильё – проблема. И, если оставшись в деревне, ты можешь эту проблему решить, то это будет преимуществом. И речь не идёт о деревенской избе с колодцем и удобствами во дворе, речь идёт о благоустроенном доме. Дальше: возможность удалённой или частично удалённой работы. Тут всё понятно, на месте есть работа для очень ограниченного числа специалистов, а каждый день в город не наездишься. Но так как всё-таки ездить надо, то следующее важнейшее условие – общественный транспорт плюс хорошая дорога. То есть, скажем, консультация врача должна быть обеспечена дистанционно, но в случае нужды люди должны знать, что врач приедет. Ну, и если вдобавок к вышесказанному всерьёз компенсировать отсутствие детского сада, метро, театра, парка развлечений и т. п., то, думаю, многие не только останутся в этой глуши, но и переедут сюда.
Б) Депрессивные города. Хотя талантливые люди появляются среди человечества по неизвестным пока законам (родила же поморка из Холмогор этого своего гениального), опасность снижения уровня интеллектуальной жизни в упадочных районах вполне реальна. Не очень воспитанная и не очень умная дама из «Дома 2» назвала нас всех многодетных и небогатых быдлом. Меня это не очень тронуло, я уже перешагнул, но давайте разбираться. Во-первых, такое мнение в обществе есть, и с этим надо считаться. Во-вторых, и опасность такая есть. Ломоносов, конечно, родился в Холмогорах, да учиться-то поехал в Москву. Двое из моих детей уехали после школы из Углича в Дубну. И после университета не вернулись. Там совсем другая обстановка, много молодых, образованных, жизнь развивается. А в Угличе? Зарабатывают нормально чиновники да торгаши. Талантливые люди уходят. Вследствие чего снижается уровень образования прежде всего. (Попутно и медобслуживания). Выход вижу в особом внимании к образованию в таких местах. Надо помогать дистанционно из центра. Для умных, способных и желающих учиться детей в любом городе и даже селе должны открываться возможности не меньшие, чем для жителя крупного города. А в нынешних условиях каждого такого ребёнка надо буквально лелеять. Иначе мы повысим рождаемость, да кого вырастим?
Свидетельство о публикации №220030500203