Grosses Welttheater - 100 лет Фестиваля
Для русского слуха/сознания слово «великий» так приелось за советский период, что мы на него даже не реагируем. Итак, какой же это «театр мира»? Большой, крупный, великий, значимый, выдающийся, блистательный, прославленный, божественный ...? Знаменитый, признанный, легендарный? Великолепный, замечательный, мировой, всемирный? Все эти оттенки оправданы в отношении Фестиваля. Сравнительную степень не используем - как и в жизни: не сравнивай несравнимое. Помните: огурец есть огурец есть ... человек есть ... фестиваль. У всех мировых фестивалей есть свои преимущества, достоинства, победы.
Традиционно зальцбургский ставят в один ряд с байройтским: да, из оперно-концертных они явно выделяются глубиной, основательностью, звёздностью и соборностью: такое международное сотворчество и партнёрство редко где встретишь. Они как два котла, где священнодействуют ассы сцены и приглашённые новые дарования, которые, благодаря этим двум кухням, мгновенно получают признание. Только один заправлен именем одного гения, а другой - букетом специй со всего мира. Один камерный и сверх-сверх элитарный по приобщённости к вагнерианству и его философии, а наш без излишних «маний» открыт для всех воззрений, из оперы не делает религии, скорее - образ, качество и красоту жизни, а богами почитает всех, кто умеет делиться душой на профессиональном уровне. Мы элитарны по значимости главной цели - соединить людей, показать им наш мир со сцены в его развитии, чтобы понимать себя и друг друга. Во благо, а не вражды ради.
У Фестиваля Зальцбурга есть и драматическая, и театроведческая составляющие. И он вершина годового цикла, ведь к нему идёт восхождение от «Недели Моцарта», Пасхального, Троицкого, а угасание - через Октябрьские дни культуры и Предрождественский. Если же рассматривать традиции города за 20 век, то на сегодня это 12 международных музыкально-сценических праздников. Поэтому вполне оправдано виновника торжества именовать главным, определять летним и писать с большой буквы. И не забываем, что он ещё и моцартовский.
А вот по опять же сложившейся традиции, Фестиваль сравним со сценическим фейсбуком: он заранее обращён к крупным юбилейным датам мировой культуры. Были сезоны с доминантой посвящения Льву Толстому или Игорю Стравинскому. Трагедии Сирии или экологической ответственности каждого. Неизменны «Йедерманн» на Соборной площади и разнообразие музыкальных жанров Моцарта. Неизменен лейтмотив каждого сезона (как правило, несущий главный посыл в мировом масштабе и философии), под который отобран репертуар, отражён дизайн в оформлении плакатов, афиш и программок, реализованы выставочные идеи. Неизменен сам Зальцбург с его домашностью, покоем, красотой и возможностью окунуться в размышления о бренности бытия и сиянии души. И, конечно же, масштаб - статистика зальцбургского по всем показателям перекрывает все остальные подобные события: и по количеству продукции - свыше 220 спектаклей, опер, концертов; и по количеству продаваемых билетов - за 250 тысяч в сезон; и по продолжительности - более 5,5 недель; и по многонациональности зрителей - из большинства стран мира; и по географии участников - половина из Европейских, половина - из Азиатских стран и других континентов. Забегая вперёд, скажу, что так называемый «зеркальный зал» выставки с бегущими строками эту статистику и предъявит. Одних только Имяреков за сто лет было сыграно 680 раз.
Остановлюсь на «Великий театр мира». А теперь о падеже 100-летия: это не Фестивалю 100 лет, а 100-летие его проведения в городе, а значит 100 лет присутствия Фестиваля на сценах и в сердцах публики Зальцбурга.
Кураторами выставки выступают Маргарета Лазингер от Фестивального комитета и Мартин Хохляйтнер - директор Музея Зальцбурга. Именно г-н Хохляйтнер провёл для гидов города вчера подробнейшую экскурсию по проекту выставки. Она будет занимать внутренний двор Музея (Новой Резиденции), помещение первого этажа - только под Йедерманна; подземный этаж полностью под Скальный манеж и зал на 150 человек для спецпросмотров и прослушиваний; второй этаж полностью и даже помещение Гандольф-библиотеки (её во время своего правления приказал обустроить князь-архиепископ Макс Гандольф фон Куенбург во второй половине 17. века; работа придворного архитектора Джованни Антонио Дариа), которая является собственностью зальцбургского университета. Очень большой список участников и партнёров выставки - иначе не отразить его (Фестиваля) «растворённость в крови» всех и каждого. Отдельная благодарность была высказана в адрес радиостанции ORF за предоставление аудиоархивных материалов.
В самых разных помещениях выставки будут воссозданы:
1. подлинные декорации, сидения (и даже песок под ногами), как это было на премьере «Йедерманна» 22 августа 1920 года на Соборной площади,
2. все предложенные макеты для Фестивальных домов (дворцов),
3. представлены все отцы-основатели Фестиваля,
4. по 10 самых-самых (режиссёров, композиторов, дирижёров, сценографов, художников декораций, по свету, по костюмам, ...),
5. портретные галереи звёзд и их реликвии - обереги, талисманы, костюмы, ... Да, красное платье и красные туфли Виолетты-Нетребко будут (красный диван, как вы, вероятно, помните продан за большую сумму с аукциона - кстати, меня интересует, куда пошли деньги? Если на нужды фестивальных цехов, это хорошо. Если просто ради чьего-то обогащения, буууу!)
6. отдельный зал будет посвящён Венскому Филармоническому оркестру, который так тесно и предано служит Зальцбургу;
7. в отдельном зале будет воссоздан кабинет Макса Рейнхардта (кстати, его последние печальные годы в Нью-Йорке в отеле - он так надеялся, что позовут обратно в Зальцбург; и его захоронение там же, где на стекле выгравирован контур горы Унтерсберг - именно этот вид был у него всегда перед глазами за рабочим столом во дворце Леопольдскрон),
8. в библиотеке Макса Гандольфа будет устроена специальная фестивальная библиотека с архивными документами и 128 выдвижными ящиками, каждый из которых подарит особое воспоминание об истории прошедших сезонов. Этот зал будет работать по четвергам и по воскресеньям для всех желающих.
Много фотографий и создателей-исполнителей, и, что особенно трогательно, - сценических пространств (самого неуловимого - демонтаж и в ... вечность!). Конечно же, прослушивания голосов живых легенд, короткометражные фильмы о знаменитых постановках. Масса интересных историй и фестивальных анекдотов. Ходить посетители часто будут по красному ковру для звёзд. В аркадах воссозданного Скального манежа будут представлены костюмы и фотографии инсценировок этого зала.
А ещё мы услышим сокровенные мысли тех, кто готовил постановки «Каждого-всякого» и кто многие из 15 постановок этой мистерии видел на своём веку и не раз задумывался о таинстве рождения и смерти. Даже президент Фестиваля, г-жа Хельга Рабль-Штадлер, озвучит для вас своё понимание смысла жизни, а вернее самой жизни, полной служением людям. Феерическая выставка, особенно для тех, кому есть, что вспомнить и чем поделиться.
Выставка будет работать каждый день, даже в понедельник, до 18:00. Любой билет на Фестиваль до конца октября будет являться входным на выставку. Билеты входные ок. 10,-€, а для индивидуальных туристов и групп (макс. 25 чел.) с зальцбургскими гидами - 7,-€.
28.02.2020
Свидетельство о публикации №220030500007