Жизнь на излом

  Она сидела и тупо смотрела в одну точку. По щекам катились крупные слезы. Они иногда задерживались в складках морщинок.но потом неудержимо катились вниз к подбородку и капали ей на грудь, но она этого не замечала. В голове неотвязно звучали слова песни "больно мне,больно".
 Да ей было больно и так больно, как никогда раньше не было. Так больно, как сейчас, не было, когда она хоронила родителей, мужа, а потом дочь. В груди было так больно, что было трудно дышать. Сквозь эту боль пробивалась только одна мысль " что я делала не так"... Перед глазами пробегали картины из ее жизни. Все вроде бы было не плохо даже в то послевоенное время, когда отец вернулся с войны и совсем немного отдохнув, принялся за благоустройство их жизни. В семье было трое детей. Она была самой младшей, потому что родилась за несколько дней до войны. Они не знали бомбежек, воя снарядов и свиста пуль, потому что жили в Сибири и война была где-то далеко.Они ее чувствовали только недостатком еды, приехавшими эвакуированными людьми и ранеными,которые лечились в их больнице, переоборудованной под госпиталь. Бабушка постоянно молилась и хваталась за сердце, когда почтальон тетя Дуся стучала в их калитку. Их соседям уже принесли две похоронки и бабушка с опаской смотрела на почтальона, пытаясь угадать, что она принесла. Но их семью  беда обходила. На фронте воевали отец и два его брата. Дедушка умер еще до войны.
  Она вспоминала ту первую послевоенную весну. Ей было пять лет и она еще не совсем осознавала почему все вокруг смеются и плачут, поздравляя друг друга. Потом в начале лета вернулся сначала ее отец, а затем и оба его брата. Их семье повезло. Похоронка обошла стороной их дом. Дядьки вернулись живые, но один из них был без ноги, которую потерял подорвавшись уже в последний день войны, что и задержало его возвращение из-за лечения в госпитале. Второй дядя Иван за всю войну даже не был не разу ранен. Может быть потому, что служил при штабе, был писарем из-за своего красивого каллиграфического почерка. Отец был ранен дважды, но  после госпиталя возвращался в строй и продолжал воевать. О войне рассказывать он не любил. Говорил только, что было очень тяжело терять друзей.
  После войны кругом развернулись стройки для восстановления разрушенных городов и отец уехал работать на стройках города Сталинграда, а затем в Саратов. Он регулярно присылал деньги домой, но назад так и не вернулся. В Саратове он встретил другую женщину и у них родился сын. Мать долго не могла прийти в себя от такого предательства, но время берет свое. У соседа умерла жена, оставив двух мальчишек, и он посватался к матери. Она долго думала, но бабушка сказала, что нечего думать, а нужно выходить замуж и поднимать детей. Старшие уже работали, она училась в школе, но после войны мать родила от отца еще двух детей. Мать подумала, подумала и согласилась. Отчим был замечательным человеком. Он не делал различия между своими пацанами и ими. Они привязались к нему и стали звать его папой. Отчим был очень работящим человеком. Он не мог сидеть без дела и постоянно что-то мастерил. Мальчишки крутились возле него, а девочки под руководством мамы осваивали ведение домашнего хозяйства. Так и протекала их жизнь.
  Родители умерли в один месяц друг за другом. Сначала мать от пневмонии, а через девять дней после нее отчим, словно смысл жизни без нее для него был потерян.
  Она долго не могла прийти в себя от этой двойной потери. В доме  всем руководила бабушка. Она была уже старенькая, но еще очень бойкая такая старушка. Все дети ее просто обожали.
  Окончив школу, она не думала долго куда пойти учиться. Так как ее давней мечтой была медицина,она поехала в Новосибирск поступать в мединститут, но ей не хватило всего двух баллов и пришлось сдать документы в медучилище. Ее зачислили на медсестринское отделение и начались годы учебы. После окончания училища она еще раз попыталась поступить в институт, но снова неудача. Вернувшись в свой городок, устроилась в местную больницу. Работа ей нравилась и она с удовольствием шла на дежурство в свое отделение. Больные тоже очень хорошо к ней относились.
  Однажды  в конце ее смены привезли молодого человека с обгоревшими ногами. Он был без сознания. Врач осмотрел его и, написав назначение, ушел заполнять медкарту, а она осталась обрабатывать ожоги. Парень был красивым, черноволосым, спортивным. Когда она уже заканчивала обработку, он вдруг открыл глаза и застонал. Она обернулась и утонула в омуте синих широко открытых глаз. На вопросы "кто ты?" и "где я?", она долго не могла ответить, потому что ей казалось, что язык присох к нёбу. Они потом долго вспоминали эту их первую встречу и смеялись. Так она встретила свою судьбу, своего Сашу. В больнице он лежал долго. Ожоги заживали, но медленно, так как были задеты глубокие слои не только кожи, но и мышцы и сосуды. Она бежала на дежурство с такой счастливой радостью, что сейчас увидит его,что со стороны казалось у неё за спиной выросли крылья. В больнице сразу заметили эту их взаимную симпатию. Над ними подшучивали и персонал, и больные, но им было все равно. Так к ней пришла любовь первая и единственная.
  Поженились они весной в марте через год после их знакомства. Свадьба была скромной, но веселой. Жили они сначала в общежитии, но когда она родила сына, их первенца, мужу на работе дали двушку, счастью не было предела. Они были без ума друг от друга. Он с работы спешил домой к ней и сыну. С сыном он мог возиться часами. Она сидела рядом с вязаньем или шитьем в руках и упивалась своим женским счастьем.Через два года у них родилась дочь. Коля долго не хотел любовь родителей делить с сестренкой. Он ревновал, закатывал истерики, но потом постепенно привык, что он не один у папы и мамы. Жизнь так быстро течет и меняется, что иногда становится страшно. Вроде недавно было семнадцать, а вот уже в зеркале на  тебя смотрит измученное лицо пожилой женщины. Говорят, что морщинки на лице , это пережитые печали. Наверно так оно и есть. Если посмотреть на ее лицо, то это сплошь одни печали. Муж погиб, когда дети были подростками. Возвращаясь с работы, он попал в ДТП. Их рабочий автобус перевернулся. Погибли пятнадцать человек. Саша в их числе. Она долго не могла поверить в то, что его больше нет и не будет. Ночами она выла в подушку, а днем шла на работу, управлялась по дому, занималась детьми. Сын, подрастая все больше становился похож на отца внешне, но вот характер был просто невыносим. Она пыталась достучаться до него, но все было бесполезно. Однажды он очень серьезно и тяжело заболел, и она часами сидела в больнице у его кровати. Николай оказался сильным мальчиком и вышел победителем в этой неравной борьбе с недугом. За это время она даже научилась молиться. Слава богу все обошлось.
   Трудно было растить детей. Ещё эта перестройка. Мир перевернулся. Люди поменялись. Все вдруг как-то закрылись в своих домах словно в скорлупе. Преодолевая трудности девяностых, она смогла дать детям образование. Дочь после института вышла замуж, а вот сын не хотел работать ссылаясь на какие-то несуществующие причины. С Катюшей таких проблем не было. Она успевала все: работать, любить, жить с такой энергией словно спешила все успеть. Тогда еще никто не знал о приближающейся трагедии. Катя умерла сразу после родов, оставив трехнедельную дочку. Ее муж сбежал после похорон и его больше никто не видел.
   Тоска по дочери была отодвинута до других времен, а ей нужно было растить внучку. Леночка, словно понимая всю трагичность своего рождения, была на удивление спокойным ребенком. Одно это утешало,  уход за ребенком отнимал много времени и к концу дня она засыпала едва коснувшись подушки.   
            (продолжение следует)


Рецензии