Об именах. Виктор Бутаков

Воскресенье 26 января 1964 года было для меня очень памятным. Накануне на уроках литературы мы приступили к изучению трагедии Шекспира «Гамлет». В библиотеке ничего близко к этому не было, но мне дали одноклассники до понедельника прочитать толстенный дом трагедий Шекспира. Я настроился, что за две ночи и воскресенье всё прочитаю. Мать тогда работала сторожем в кинотеатре, ночью мне никто не мешал. Но всё изменилось. Матери дали выходной с субботы на воскресенье, чтобы она съездила на Слюдорудник узнать, нельзя ли там купить сена. А  это 20 километров от города, два рейса автобуса в день. Мы летом заготовили сена мало. Я хотел взять Шекспира с собой, чтобы в дороге читать. Но передумал. Поехали под вечер, походили по посёлку, в одном доме заночевали. Утром продолжили поиски, но безрезультатно: все жаловались на плохой урожай травы минувшим летом.
 
Вечером при посадке в автобус народу было много, я всех пропускал, заходил последним и сунул руку в рычаги, закрывающие дверь. У меня оторвало фалангу у  мизинца. Аптечки у водителя не оказалось, он пообещал ехать быстро и завезти меня в горбольницу. Все носовые платки пропитались кровью, мать сняла свой головной платок и передала мне. Водитель заехал прямо на территорию горбольницы, остановился у хирургического корпуса и даже договорился с дежурным врачом. Дежурил хирург Лямин, он и пришил к мизинцу правой руки оторванную  фалангу. Я даже не выяснил, как зовут этого умелого человека. 56 лет прошло. Ни полис с меня не потребовали, ни денег.  Сделали добросовестно. Палец до сих пор работает, немного уродлив, но это незаметно. Погуглил в  сети. Есть в Кыштыме врачи с фамилией Лямины. Но все они младше меня. Возможно, потомки. Вернулись мы домой уже в темноте, поужинали, и мать пошла на дежурство. Я пытался читать, но боль в правой руке мешала сосредоточиться на строчках Шекспира. А утром я пошёл в школу с забинтованной рукой. Примерно через месяц мне снова дали этот том и я спокойно дочитал трагедии великого драматурга.

 В среду, 29 января 1964 года в австрийском Инсбруке открылась Белая Олимпиада. Телевизора у нас тогда не было, но по радио было очень много репортажей из Австрии. А на следующий день всё можно было прочитать в «Комсомольской правде». От письменных заданий из-за ранения меня освободили, а дома мать взяла на себя и уборку за коровой, и ношение воды из колодца. Столько свободного времени у меня ещё никогда не было. В те дни января и февраля я  решил множество шахматных задач из газет и журналов, услышал много прямых  репортажи с олимпиады, восхищался победами Лидии Скобликовой, победившей тогда на всех четырёх дистанциях. Когда я работал в «Вечернем Челябинске» Лидия Павловна, приезжая в Челябинск, всегда заходила в наш кабинет, она была дружна с моим соседом Аркадием Борченко, спортивным журналистом.

Все дни той Олимпиады я ждал репортажа с гонки стреляющих лыжников. Слово БИАТЛОН появится позднее, Николай Озеров рассказывал о соревнованиях стреляющих лыжников, а среди них был наш земляк, кыштымец  Николай Пузанов. Мне кажется, осенью 1963 года был он в Кыштыме, был в нашей школе, выступал перед лыжниками. С нами он встречался как победитель гонки на чемпионате мира в Финляндии. Я не лыжник, но был на той встрече. Собирался сделать заметку в «Кыштымский рабочий», но передумал.  Сам он после школы работал токарем на машзаводе, участвовал в соревнованиях за свой цех, за завод, занимался в ДСО «Спартак», сказал нам по секрету, что его пригласили в Ленинградский СКА – Спортивный клуб армии, что он входит в сборную СССР. А ещё он много рассказывал об одном из первых советских стреляющих лыжников, завоевавших первую медаль по биатлону. Вот его-то фамилию я мучительно вспоминал не один раз. Фамилия-то простая. Уральский парень.  И вот в нынешнем, 2020,  году услышал или в связи с датой его рождения, или с достижением в спорте. Бутаков. Виктор Бутаков.

А Николай Пузанов в Инсбруке не показал себя, был только десятым в лыжной гонке на 20 километров. Триумф Пузанова был через четыре года в Гренобле вместе с Александром Тихоновым, Виктором Маматовым и Владимиром Гундарцевым. Это соревнование мы смотрели в Магнитогорске по телевизору в красном уголке общежития. Народу собралось. Тихонов выиграл первый этап  в эстафете 4;7,5 км, Пузанов удержал  первое место. Я сказал, что он родом из Кыштыма.  Меня поздравляли… Словно я бежал, я стрелял. И остальные не подвели. Эстафетное золото у нас, впервые в истории Олимпиад. Красный уголок орал так, что всё общежитие тряслось. Почему-то меня хотели качать, но я убежал в свою комнату. На меня вылились те эмоции, которые возникли в связи с победой в эстафете стреляющих лыжников. Это была первая такая победа на Зимних Олимпиадах.

А самая первая победа при  самом первом участии советской команды в Олимпиаде связана с именем Виктора Бутакова. Он стал первым биатлонным героем СССР, он завоевал для страны первую медаль чемпионата мира по биатлону. И случилось это  2 марта 1958 года в Австрии на чемпионате мира по биатлону.

Удивительно, но в  программе первого чемпионата мира значилась только одна индивидуальная гонка на 20 км с четырьмя огневыми рубежами. Круг был непрерывным, мишени стояли в четырёх местах на расстоянии в  250, 200, 150 и 100 метров. Три первых рубежа – стрельба лёжа, один - стоя. За каждый промах спортсмен бежал две минуты.  Опыта, с каким сегодня едут спортсмены на международные соревнования и олимпиады, у наших стреляющих лыжников тогда не было, поскольку не было таких традиций – кататься на лыжах и стрелять, хотя у охотников это принято.
Первая биатлонная гонка по международным правилам в СССР прошла за два месяца до чемпионата -  9 января 1958 года. Старт в Яхроме (Подмосковье) должен был выявить лучшего в двоеборье: в советской прессе слово «биатлон» тогда не практиковалось. «Стреляющие лыжники» - вот основной термин  Николая Озерова в репортажах с таких соревнований.

А в конце января состоялась гонка представителей вооружённых сил СССР и Финляндии, по итогам которой сформировали  окончательный состав сборной на чемпионат мира.

Википедия публикует сведения об этом лыжнике с ружьём.
Виктор Васильевич Бутаков (8 февраля 1928, Баженово — 19 июня 1997, Екатеринбург) — советский лыжник и биатлонист. Выступал за сборную Советской Армии в 50-е годы, чемпион СССР по лыжным гонкам, серебряный и бронзовый призёр первого чемпионата мира по биатлону, мастер спорта СССР по лыжным гонкам и биатлону.
Виктор Бутаков родился на железнодорожной станции Баженово у посёлка городского типа Белоярский Уральской области. Занимался лыжными гонками и биатлоном в Свердловске, будучи военнослужащим, состоял в свердловском СКА. Позже переехал на постоянное жительство в Москву и присоединился к ЦСКА.
В 1950 году выполнил норматив мастера спорта по биатлону, два года спустя стал мастером спорта по лыжным гонкам. Первого серьёзного успеха на всесоюзном уровне добился в сезоне 1952 года, когда вошёл в состав сборной Вооружённых Сил по лыжным гонкам и выступил на домашнем чемпионате СССР в Свердловске, где одержал победу в командном беге патрулей на 30 км и стал серебряным призёром в индивидуальной гонке на 18 км. В 1954 году на чемпионате страны в Златоусте завоевал с армейской командой серебряные медали в индивидуальной и командной тридцатикилометровых гонках. В следующем году на чемпионате в Свердловске от команды РСФСР получил в той же дисциплине бронзу. На всесоюзном первенстве 1956 года в том же Свердловске уже представлял Центральный спортивный клуб Московской области и выиграл в беге патрулей на 30 км награду серебряного достоинства.
Первого значимого успеха в биатлоне Бутаков добился в 1958 году, когда выиграл серебряную медаль на чемпионате СССР и после череды удачных выступлений удостоился права защищать честь страны на впервые проводившемся чемпионате мира в австрийском Зальфельдене — в итоге завоевал здесь бронзовую медаль в индивидуальной гонке на 20 км, пропустив вперёд только шведов Адольфа Виклунда и Олле Гуннериуссона, а также стал серебряным призёром в неофициальном командном зачёте 4 ; 7,5 км совместно с партнёрами Валентином Пшеницыным, Дмитрием Соколовым и Александром Губиным — лучше эту дистанцию преодолели только шведские биатлонисты.
После успеха на чемпионате мира Виктор Бутаков ещё несколько лет оставался в составе сборной Советской Армии и продолжал принимать участие в крупных соревнованиях всесоюзного уровня. Так, в 1959 и 1960 годах на чемпионатах СССР по биатлону в Свердловске он вновь становился серебряным призёром в индивидуальной гонке на 20 км — в первом случае уступил заслуженному мастеру спорта Владимиру Меланьину, во втором случае был побеждён заслуженным мастером спорта Александром Приваловым. Пытался пройти отбор на второй чемпионат мира, проходивший в Италии, но не смог этого сделать из-за недостаточной точности стрельбы.
Завершив карьеру спортсмена, работал тренером по биатлону и лыжным гонкам.
Умер 19 июня 1997 года в Екатеринбурге. Тело было кремировано, место захоронения не установлено.

Что ещё отметить? Когда я увидел его фотографию в сети, мне показалось, что его лицо мне знакомо. Не исключено, что он бывал в нашем родном городе, возможно, выступал перед школьниками. Мог я его увидеть и во время лыжных гонок. В Кыштыме в прошлом нередко проводились какие-то важные соревнования с участием военных и спортсменов из закрытых городов.

Журналист Владимир Васильев разведал интереснейший случай и 2 марта 2018 года,  в день 60-летия завоевания первой олимпийской медали в биатлоне опубликовал статью «Нашего биатлониста похитили после гонки, чтобы обменять его на бандита».  В ней рассказано о судьбе спортсмена и  фантастическая история о нравах на Западе, где тамошние мафиози выкрали победителя биатлонной гонки, чтобы обменять его на своего подельника, угодившего за решётку. Так вот украденного чемпиона этого зовут  не просто Виктор Бутаков, а Виктор Васильевич Бутаков.

Как случилось такое? Имя победителя оказалось не на слуху, и начинающий писатель демократической национальности, похоже, учитывая это, сочинил детективную историю, опираясь на реальные данные яркого в прошлом спортсмена.

Вот и получилось, что Виктора Бутакова похитили после гонки, чтобы обменять на бандита. К реальному Виктору Бутакову эта история  не имеет никакого отношения.


Рецензии