Когда поёт душа...

    Мне давно хотелось написать про тётушку. Её много лет уже нет с нами.
Вот сегодня как раз день памяти - она ушла в этот день в другой, светлый, мир. По-иному просто быть не может - она сама была светлым и очень добрым человеком.

    Глафира Григорьевна Шестакова, в девичестве Пешкова, была родом из Забайкалья. Она родилась в то непростое время, о котором в последствии не хотели вспоминать наши родственники старшего поколения, бабушки и дедушки, у кого они сохранились, выжили. Все наши семьи были из казачьего приграничного края, с Аргуни, разделявшей российские и китайские земли. Всё мужское население казачьих станиц - служивый люд, участники войн, среди которых немало было и Георгиевских кавалеров, чья отвага и доблесть была отмечена наградами как защитников Отечества. Что с уничтожением царской власти и установлением режима большевиков послужило одним из первейших и основных поводов преследований и репрессий среди семей казачества. Так и очутились казАчки с детьми в ссылках и на поселениях в Сибири, на Урале, в Казахстане - подальше от исконной родной забайкальской земли, а мужья без суда и следствия сгинули...

    Тётушка Глафира не была кровной тётей. Родство образовалось с женитьбой родной сестры её матери и младшего брата моей бабушки. Сестра невесты носила название свояченицы, ею стала тётушкина мама, Серафима, а сестра жениха - золовки, таковой стала именоваться моя баба Елена. Но это родство стало настолько "родным" после всех тягот годов ссылки в Красноярском крае, а потом
и лет, и горя войны, что роднее и не бывает.

    В домашней обстановке моя мама называла тётушку "лёлей", хотя в те годы обряда крещения в церкви не могло быть, просто в кругу семьи была такая договорённость. Как известно, всегда на Руси крёстные были для детей вторыми родителями. Тётя Глафира была, конечно, постарше моей мамы. Она во время войны учила её в начальных классах, а среднего брата мамы и в старших тоже,
пока он не умер от пневмонии, будучи шестиклассником.
 
    Как-то однажды, когда я уже перешла в восьмой класс, тетушка взяла меня на свою работу по какой-то надобности. Она была завучем вечерней школы рабочей молодёжи. Преподавала литературу и русский язык.
    А школа только называлась "молодёжи", там эта молодёжь была и с сединами, и с лысинами. Это было окончание шестидесятых годов, уже на самом рубеже. И в стране, бывшем нашем, канувшем в лету, Советском Союзе, было поголовное, строжайшее и жесточайшее среднее образование населения. И на производстве всех трудяг, великовозрастных, семейных и солидных, заставляли обязательно закончить десять классов, для чего были созданы все условия. Были, конечно, и обычные молодые люди, которые доучивались после восьмилетки, по стечению ряда личных обстоятельств вынужденные рано пойти работать, или парни, отслужившие в армии и надумавшие приобрести приличную профессию, или рано выскочившие замуж девчонки.
    Глафира Григорьевна знала всех поимённо, что у кого происходит в доме и на работе. Она часто рассказывала о своих учащихся, придя домой после уроков,
какие случались весёлые ситуации или курьёзы, ведь это были не простые детки-школяры, а взрослые люди. И ко всем надо было находить подход и понимание.
    И в тот раз, проходя вместе с ней коридором старинного школьного здания,
я увидела, с какой теплотой в глазах здороваются встречные учащиеся, с каким неподдельным уважением и теплом в голосе общаются с ней.

    Женщины-забайкалки славятся своей своеобразной неповторимой красотой.
Коренные забайкальцы именуют себя гуранами. Этому названию посвящены разные объяснения и толкования, которые можно из любопытства найти в Википедии.
    Пришлые из центральной и западной России для освоения восточных земель казаки стали создавать семьи с девушками местных степных и таёжных племён. От смешения разных кровей всегда рождаются красивые дети.

    Глафира Григорьевна как раз наделена была красотой, свойственной коренным
гуранкам. Роста она была невысокого, с миниатюрной выточенной фигуркой. Она была с приятными округлыми формами, тонкой талией в молодости, а с возрастом сохранились все эти безукоризненные пропорции, и она была необычайно мила и, как сказали бы теперь, по-женски аппетитна. Но всему венцом было её лицо в обрамлении тёмных, вьющихся крупными волнами, кудрей. Лицо не покидала милая улыбка, а глаза были с добрым и умным взглядом. Казалось, что она всегда всё знает о своём собеседнике наперёд, и выражение её умудрённой материнской снисходительности подчёркивали красиво очерченные губы, в их уголках таилась
чуть приметная усмешка, говорящая: - Ну-ну, дружочек, чего ты мне тут сейчас этакого насочиняешь?!

    Я не припомню её в дурном расположении духа. Как бы ей ни было: может, нездоровилось, устала в силу возраста, она никогда не подавала вида. Всегда всех накормит, напоит, выслушает, посоветует, утешит и поддержит... Она постоянно заботилась о близких, муже и сыне. Любовь её к ним была безгранична и её служение своим мужчинам было той ношей, которая "своя и не тянет".
    Откуда вот унаследовала она такую силу воли, умение любить и понимать людей, интуитивное чувство такта, меры, её никогда не было "много" в её заботе?! Это врождённый ген благородства и "высокопородности"? Или это перенесённые с юных лет беды, утраты и горести? А кто учит самопожертвованию во имя дорогих сердцу людей, любви без требования отдачи взамен? И где и откуда черпать силы, чтоб дарить другим свет и тепло?

    Я, пока училась, при первой возможности приезжала к тётушке, конечно, на каникулах или в праздничные дни. В летние каникулы могла просто так, утром приехать, повидаться, а вечером уехать. Часто бывала у них с мужем, Виктором Андреевичем, и когда стала работать. Даже свою доченьку я родила, будучи "прикреплённой" к участку по адресу проживания тёти Глафиры, т.к. в то время мы с мужем жили в Иркутске, я работала там в военном училище, а в декрет приехала к маме, которая жила недалеко от Ачинска, роддома там не было.

    Я любила бывать в их уютном доме. В нём была своя атмосфера. Кроме добра и тепла в отношениях, там были всегда умные беседы, весёлые и порой по-детски наивные шутки. Там все вещи и предметы были "к месту". А сколько там было книг! Я с малолетства была такой "книжный червь", могла не пойти в кино, или "побегать" с друзьями-однокашниками. Библиотеки, школьные и поселковые, были для моего детского ума "кладезем мудрости" и кормушкой для мозга.
    И я почти никогда не уезжала от тётушки без подарка - новой книжки. Ей было самой в удовольствие их мне дарить, я это чувствовала. Она приобщила меня к фронтовой поэзии Константина Симонова, стихам Константина Яковлевича Ваншенкина, я узнала стихи Константина Фёдоровича Седых, у которого знала только роман "Даурию", стихи поэта-песенника Николая Доризо. Я по новому взглянула на произведения классиков, изучаемых в школе.
 
    А после, по прошествии времени, это тётушка настояла, чтоб я попробовала поступить в горьковский литературный институт. Туда надо было сначала пройти творческий конкурс, предоставив материал - стихи и прозу. В те годы ведь не было компьютеров и даже напечатать на машинке текст было весьма сложно. Вот эту заботу она тоже взяла на себя: попросила секретаря-машинистку в своей школе. Короче, с её лёгкой руки мне прислали извещение, что конкурс я прошла и зачислена на подготовительные курсы.

    Она столько для меня сделала незабываемого добра... Я теперь уже стала старше её, когда мы виделись в последние наши приезды в отпуск. Мы жили далеко, и когда она тяжело заболела и тихо ушла, я этого не видела. Сестра моя сродная говорит, что она продолжала всех встречать с улыбкой и без сетования и жалоб, хотя понимала критичность ситуации и стойко переносила мучительные боли. Пожалуй, у неё только появилась тоска в глазах, и она необычайно рада была каждой встрече с родными и близкими.
   
    Приближается женский день, на этот праздник она мне подарила очередной раз сборничек стихов русских классиков и подписала на память...
    "КОГДА ПОЁТ ДУША, ТОГДА И МУЗЫКА."
Это настолько глубокий смысл... Это её завещание и её пожизненный девиз, в котором кроются все её секреты.
     СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ДОБРОМУ ЧУДЕСНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРОГО СУДЬБА ПОДАРИЛА МНЕ В САМОМ НАЧАЛЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.

      02.03.2020г.
    


Рецензии
Были близкие, знакомые люди, любили называть себя гуранами. Хороший рассказ.

Халиг Мамедов   19.05.2020 10:38     Заявить о нарушении
Благодарю! Прошу извинить, что с большим опозданием...

Ольга Фунтикова Бояркина   23.01.2021 20:15   Заявить о нарушении