Дела давно минувших дней... Два письма

       Я окончила школу в 1966-м году. С тех пор много воды утекло и, придя в школу в день встречи выпускников, мы с одноклассниками не увидели ничего, что напоминало бы нам о наших школьных годах. И, главное, не было ни одного портрета учителей, учивших наше поколение.  Для восстановления справедливости мы решили создать в музее школы Стенд Памяти о наших учителях. Для этого потребовались их фотографии и наши воспоминания как об учителях, так и о наших школьных годах. И вот один из нас, Миша Ведешкин, написал о событии, много значившем в моей жизни и бывшем для меня неизвестным много десятилетий.  Письмо было вот таким:
       «Мой старший брат, Николай Михайлович Ведешкин, работал в конце 50-х годов районным инспектором почты. Однажды Николай (он жил временно у нас),  принёс домой кое-какие вещи, в числе которых были его штатное оружие (немецкий пистолет «парабеллум» с патронами) и несколько писем, которые были предназначены к уничтожению по акту «адресат не обнаружен». Обращало на себя внимание неординарное ответное письмо безногого лётчика-героя Великой Отечественной Алексея Маресьева девочке-пионерке Лене Прохоренко.
       Помню, меня тогда охватило волнение: как? – нашей безупречно примерной Лене пишет такой легендарный человек, о котором написана книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? Книга, которую знали все взрослые и дети и по которой снят фильм с одноименным названием? Фильм, где в главной роли снялся популярнейший в те послевоенные годы актёр П. Кадочников? Я с дрожью в голосе сообщил Коле, что эта девочка учится в нашем классе школы № 1 г. Белорецка. – Да ну!..., – недоверчиво засомневался он.
       Но, всё сходилось: указанный на конверте адрес (она жила в «казённом», как было принято говорить тогда в народе, доме по улице Пушкина), квартиру, естественно, я не знал, но я описал, какой это дом. Я предложил Николаю лично отнести письмо в школу и отдать Лене. Ведь минул год его вылёживания на почте, после которого принимается решение уничтожать письмо по акту – упущена уйма времени!
       Но Николай решительно воспротивился: «Свою халатность должна исправлять сама почта! Таковы правила, таков закон. Я весь твой рассказ передам туда, на эту комиссию».
       «Повесть о настоящем человеке»! Мы тогда преклонялись перед настоящими людьми. Я после, как-то, спрашивал у Лены, получила ли она это письмо-ответ от настоящего человека нашего детства? Помнится, Лена подтвердила получение. Вот такие удивительные, такие маловероятные события случаются в этом мире.
                Михаил Ведешкин».

       Благодаря этому воспоминанию Миши я узнала, кому обязана тем, что уникальное, очень дорогое для меня письмо от Алексея Петровича до меня всё-таки дошло. История этого письма такова.
       Алексей Петрович Маресьев  был моим героем, кумиром, я мечтала стать лётчиком, и мечтала так, что любимыми игрушками у меня были самолёты. Но отовсюду раздавалось, что в лётчики меня не возьмут, потому что сейчас по закону это запрещено. И я решила написать письмо Алексею Петровичу. А училась я тогда всего в третьем классе, и письмо, конечно, было очень наивным. Я написала Алексею Петровичу, что он - мой герой, книга "Повесть о настоящем человеке" всё время лежит на моём столе. Поблагодарила его за его подвиг, за служение Родине, пожелала всего самого доброго. И написала о своей мечте стать лётчиком - и о том, что все мне говорят, что женщин в лётчики не берут. Спросила, правда ли, что не берут, или всё-таки как-то можно поступить в лётное училище? К этому письму приложила свой наивный стишок. Адреса я не знала, знала только, что Алексей Петрович живёт в Москве. Поэтому на конверте написала: г. Москва, Алексею Петровичу Маресьеву. И отправила. Прошло очень много времени,  и я уже потеряла надежду на то, что моё письмо дошло до адресата. И вдруг! Вдруг пришло письмо в фирменном конверте "Пионерской правды". Искало это письмо меня очень долго, конверт весь был испещрён штампами и печатями, хоть мною адрес и был указан правильно. Может быть, печати и штампы закрыли его от почтальонов?
       Я до сих пор помню это письмо  наизусть:
       "Дорогой друг! В редакцию приходит много писем с просьбой дать адрес Алексея Петровича Маресьева или переслать ему письмо. Алексей Петрович очень занят, он и в мирной жизни остался Героем, который трудится на благо Родины во всех доступных сферах и, конечно, он не может ответить всем. Но когда мы получили твоё письмо, мы позвонили Алексею Петровичу и зачитали ему по телефону всё, о чём ты писала ему, слово в слово. И вот что он просил ответить тебе:
        "Большое спасибо, юный друг, за твоё замечательное письмо! Мне очень радостно, что подрастает такое поколение - смелое, любящее Родину, готовое принять эстафету у отцов и дедов. Я горжусь этим поколением - значит, всё, что мы делали, всё, что мы смогли, было не зря. Понимаю душой твою мечту стать лётчицей. Но, к сожалению, для девушек сейчас эта профессия, действительно, закрыта. Но не унывай, запомни, что в жизни часто приходится делать не то, что хочется, а то, что нужно Родине. Если же твоя мечта с годами не угаснет, могу подсказать тебе единственно возможный путь в небо - через аэроклуб. А там, дальше, - как у тебя получится. Либо - лётчица-спортсменка, либо - пилот пассажирского воздушного корабля. За столько лет ведь многое может измениться, а девушки-лётчицы были и, конечно, будут. Желаю тебе осуществить твою мечту!       
                Алексей Маресьев."

           Мы поблагодарили Алексея Петровича и напечатали для тебя всё, что он сказал. От себя советуем обсудить это письмо на классном часе. С уважением, редакция газеты "Пионерская правда".

            Счастью моему не было границ! Но я, увы, послушно передала письмо учительнице, чтобы обсудить его на классном  собрании, как о том просила "Пионерская правда". И напрасно ждала, когда же это собрание будет. Но время шло, я набралась смелости и подошла к учительнице. "Это мы обсудим позднее, сейчас некогда", - сказала она. Я ещё много раз подходила к ней, и в конце концов она сказала мне, что потеряла письмо. "Куда-то сунула, если найду - верну." Но так и не вернула. Так я лишилась своей драгоценности, своей реликвии. Хорошо хоть, что сохранила её в памяти... А путь в небо, который посоветовал мне Алексей Петрович, насколько я знаю, прошла лётчик- космонавт Светлана Савицкая, кстати, моя ровесница. Я же довольно скоро поняла, что небо для меня закрыто из-за слабого зрения... Вот такая история...
      
       Книга «Повесть о настоящем человеке» и сейчас стоит на самом видном месте в моём книжном шкафу. И имя прекрасного человека, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева для меня свято.


Рецензии
Я закончила школу давно, а пошла в первый класс в год Победы.И как -то пришла мне телеграмма, в которой "девчонки" пригласили меня на 25-летия окончания школы.Я приехала и мы встретились в нашем классе, было нас немного, но зато были любимые наши учителя: кумир всех девчонок - преподаватель русского языка и литературы, наша умничка- преподавательница физики, уже старенькая наша первая учительница, солидная "биологичка" и "англичанка", и директриса , и -"историчка" , наша классная руководительница. Каждая из "девочек" вспоминала годы учебы и благодарила учителей и нашу очень строгую директрису, дарили цветы и пригласили их в ресторан. Они все отказались , из скромности, конечно. Таких учителей уже нет или редко встречаются: они любили нас, девчонок, любили свой предмет и хорошо нас учили , и не ждали подарков или денег. Это были - Учителя.Школа наша была женской и поэтому пишу "девчонки".Как-то был приглашен на встречу с нами , по-моему, Кантария,простите, не помню точно, как пишется его фамилия. Тот, который знамя Победы над рейхстагом воздрузил.Нас учили любить свою историю и ее героев.Спасибо за Ваши воспоминия.

Людмила Каминская 3   31.07.2020 21:24     Заявить о нарушении
Большое спасибо, дорогая Людмила, за Ваш комментарий и такие чудесные воспоминания! Они теплом отозвались в душе. Да, наши учителя были замечательными , и время было замечательное! Порадовалась вместе с Вами за ту Вашу давнюю встречу.
Всего Вам самого доброго!
С теплом,
Елена

Елена Фёдоровна Прохоренко   03.08.2020 10:20   Заявить о нарушении
Спасибо. Иногда вспоминается то, что как - будто забыто. Но случайно вдруг в воспоминаниях оно приходит к тебе - твое счастливое время.

Людмила Каминская 3   03.08.2020 16:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.