Объясните мне, дураку, 15

Случалось ли с вами такое? Прихожу на рынок за  фруктами, нахожу на прилавке покрасивее и  подешевле, прошу взвесить. Продавец лезет под прилавок, накладывает в пакет. Смотрю: отличные фрукты!

Дома открываю пакет, а там – черт те что:  сверху, красота, а под ней гнильё.

И сколько раз пытался поймать торговца за руку – ничего не  выходит. Но привычка тянуть  шею и заглядывать под прилавок выработалась стойкая.

К  чему это я? Как ни странно, к разговору о правках к Конституции. Нам ведь велено голосовать за  них оптом, а не за каждую в отдельности. Вот и  боюсь, что подложат нам гнильё под спелые и красивые яблоки.  Может, цель в том и состоит – под хорошими вещами вроде неделимости государства (вернее, страны) и социальной защищенности всучить гнилой товар? А ведь склонность государства к нечестным играм сомнений (у меня, по крайней мере) не вызывает: и пенсионная реформа, и шиш вместо компенсаций для работающих пенсионеров, и снижение МРОТ, и отказ от прогрессивного налога, и  бесконечные  «оптимизации», убивающие образование и медицину под сладкие песни о том, как скоро станет хорошо – это только часть проявлений бесконечной заботы государства «об людях».

Итак, смотрим:

Вот, скажем, о боге: предлагается прописать, что "Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство".

А мне вот предки не передали веры  в Бога. Как и подавляющему большинству моих соотечественников:  скажем, на  Пасху, как сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк, ночные праздничные службы в России посетили 4,3 млн человек. Много ли  это? Нет, немного: примерно 3 процента от числа граждан.  И не факт, что все пришедшие в храмы были верующими. Вот вам и «передали  веру в  Бога».  Уж коли на Пасху  молиться  пришло 3% граждан, то в  прочие дни приходит и того меньше.

И если мой прадед в Бога верил, то должен  ли в него верить я? Ой, сумлеваюсь я. Он, между прочим, ходил в посконных портах и лаптях, пахал на помещика и жил в доме с земляным полом и под соломенной крышей – но разве это означает, что и мне так же  нужно жить? Или же всё  же нужно?

И кто такой этот Бог с точки зрения юридической? Ведь Конституция – основополагающий ЮРИДИЧЕСКИЙ документ, и термины в нем должны быть четко выверены и определены. О каком боге идет речь?  О православном,  мусульманском, или же  боге иудеев? Они  ведь разные, как говаривал классик, «в одну телегу впрячь неможно…». Давно ли наши предки полосовались и душегубствовали только из-за того, креститься двумя перстами или  же одним? Не закладывают ли нам мину религиозного раздора? Может, лучше следовать поговорке «Не поминай имя Господа всуе» и каждому (и верующему, и атеисту) оставаться при своем?

Наконец, всякое слово в Основном законе должно быть  отражено в законодательных актах более низкого уровня. Хотелось бы понимать, что за рыбу нам всучили. Что,  теперь будут  крестить (обрезать и т.д.) насильно? Или не будут? А если не  будут, то зачем  бога впихнули в  конституцию? Для  красного словца? А  прочие пункты  Конституции – тоже для красного словца,  и выполнять  не обязательно? Как отделить пустословие от значимых пунктов? Ничего не понимаю…

Вот это мне тоже непонятно: «Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа».

Что такое государствообразующий  народ? Нет, я не настолько туп, как кажется. Я еще тупее. Положим, государствообразующий народ – русские. Но если посмотреть в новейшую нашу  историю, то увидим, что государство (которое не нужно путать со страной, гражданами и  которое является аппаратом управления) включало в себя таких товарищей, как Сталин, Берия, Хрущев – и эту троицу вряд ли можно отнести у русским, по  крайней мере, по крови. С другой стороны, а как определить, кто русский, а кто – нерусский? Положим, муж моей  двоюродной сестры живет в  Казани, его родители – татары,  но в мечеть он не ходит, основной его язык – русский, и говорит он почище многих псковитян и жителей Рязани.  Кто он? Русский? Татарин? А кто – дети Татьяны Навки, родившиеся в Америке и по-русски говорить не умеющие ни бельмеса? Они – русские?

Наконец, есть еще одно обстоятельство, которое не позволяет вычленить русских так, как  это делается на собачьих выставках, т.е. по родословной.  В среднем, скажем, в  Москве количество смешанных браков с  сороковых годов составляет от 15 до 25% от общего числа браков (в среднем – 20%). Положим, поколения разделены интервалом 20 лет. Тогда через  двадцать лет потомками «чистокровных» пар будут 80% населения, через 40 -  64%, через 60 – 49%, через 100 – 33%… через 200 – 10%. С учетом возможности  браков с полукровками картинка будет еще смешнее. Забудьте, господа и  товарищи, про «чистокровных русаков» - демография -  вовсе не разведение лошадей. Все мы перемешались кровью еще во времена царя Гороха. Национальность  - вовсе не кровь,  а принадлежность к определенному социокультурному сообществу, в котором вы  можете  быть чернокожим, или иметь черные кудри и горбатый нос, но при этом останетесь русским до мозга костей. И наоборот, потомки эмигрантской «белой кости», кичащиеся тем, что еще  Рюриковичи приспали их предков с дикой хазаркой, давно уже не русские, а французы  и англичане. Так что лучший способ определить национальность -  это задать сакраментальный вопрос, волновавший Паниковского и  Балаганова: «А ты кто такой?» И если вам гордо ответят – я русский!, то не  сомневайтесь: перед вами -  именно русский.

Но можно ли во главу Основного законна ставить такую субъективную штуку, как личное мнение? Или же снова введут графу «национальность», выпустив на волю труп самого гнилого национализма? Будут снова вопить «Бей жидов, спасай Россию», «Хачи – вон  из Москвы», затевать дела врачей-вредителей, переселять народы, ограничивать право на  поступление в ВУЗ по «пятой графе» и т.д.? Может, лучше не будить лихо, пока оно  тихо?

Вот я  и  думаю себе: голосовать против такой правки – значит, голосовать против пунктов о территориальной целостности страны, против социальных новаций; голосовать «за» - ну, сами понимаете. Ни попов, ни нацистов на свою шею и на шеи детей  и внуков не хочу нисколько.

И как же быть? Объясните мне, дураку…


Рецензии
По-моему, вопрос более риторический, нежели философский, религиозный или социальный. Даже этимология слов вряд ли тут поможет.
Русский скорее относится к общности, как, к примеру, американец (многое испокон веков просто копируется у запада - демократия, свобода и прочее словоблудие).
Это не значит, что русский - разделение по признакам, типа знаю русский язык, пишу грамотно или думаю по-русски. Важно не то, что или как думаешь, а образ жизни.
Вот по образу жизни и выстраиваются общности людей - со всеми их достоинствами и недостатками.
Русского по образу жизни не спутаешь с китайцем, японцем или американцем.
С уважением и наилучшими пожеланиями,


Алекс Чистяков   21.06.2023 09:53     Заявить о нарушении
Да, русского не спутаешь. Но - не более того. Конституция, как-никак, а юридический документ и потому требует точно выверенных формулировок, а не понятий, допускающих произвольные толкования. У нас ( и за бугром) кто только ни рассказывал, что-де Зеленский будто бы еврей. Но, как бы мы ни относились к Зеленскому, единственное обоснование его еврейства - по происхождению, т.е.
биологические, а не культурно-исторические. Он ходит в синагогу? Нет. Владеет ивритом? Нет. Гражданин Израиля? Нет, у него в кармане паспорт Украины. Вот и выходит, что рассуждения об национальности Зе используются в политических целях, а термин "национальность" толкуют так, как удобно в контексте ситуации. И это вряд ли хорошо.

Алексей Степанов 5   22.06.2023 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.