Единобожие у славян

Единобожие у славян не подлежит оспариванию! Да, да, именно так. В дохристианские времена на Руси существовало  мировоззрение, основанное на знании законов Вселенной, на веровании в  Единого Бога и в следовании нравственным заповедям.
И это  утверждаю не я, а многие и многие, ещё дореволюционные исследователи,  которые, находясь в жёстких условиях примата христианской религии, и  несмотря на то, что в течение многих столетий уничтожались старинные  летописи, в своих трудах приходили к такому выводу.
Нашёл в  Президентской библиотеке интересную книгу "Святилища и обряды языческого  богослужения древних славян, по свидетельствам современным и преданиям"  Срезневского И. И., изданную в 1846 году.
"Несмотря на  постепенное развитие идолопоклонства и на долгое борение Славян  язычников с Христианством - борение, могущее содействовать скорее  усилению тех догматов, которые были ему противны, нежели тех, которые  могли пробуждать в язычниках доверие к истине Христианской, - единобожие  было сознаваемо Славянами язычниками в XII веке, как было сознаваемо  ими в VI веке". В этом отрывке есть весьма интересный момент о том, что  идолопоклонство развивалось постепенно. Да, идолопоклонство, это  примитивное верование, не было изначально в мировоззрении, но, с  течением времени, переходя от поколения к поколению, знания всё более  примитизировались и утрачивались. И это естественный ход истории, тем  более, что об идолопоклонстве мы знаем исключительно со слов иноврецев, а  они априори не могли видеть истинный внутренний смысл за внешней  оболочкой. Почитайте другие статьи канала, там подробно рассматривается  эта тема. Например в статье "Боги славян. О чём спор?", или в статье  "Многобожие у славян?!".
"Чувствуя силу природы, Славянин всюду,  где замечал её, видел божество, и по её действиям, были ли они  благодетельны они для него или вредны, благословлял богов или страшился  их гнева. ...верховный Бог представлялся родоначальником огромной семьи  богов, правящим всем поднебесным. Это была настоящая семья, в которой  члены были связаны узами кровного родства, семья богов и богинь,  родителей и детей". Славяне считали себя сыновьями и дочерьми богов, и  преклонялись перед волей богов, как ребёнок преклоняется перед волей  любимых родителей. И любящие родители так же бережно и ласково  воспитывают своих детей, и иногда могут и похвалить, а иногда и  пожурить. А в пересказах иноверцев, не понимающих суть таких отношений,  они, отношения между людьми и богами выражались как рабские преклонения  перед милостью богов и устрашения перед их гневом. Почитайте, к примеру,  статью "Поклонение славян силам Природы".
"Под особым  покровительством богов считались сироты и все бедные. Вот почему и часть  жертвоприношений принадлежала бедным; вот почему и вообще старались  помогать бедным, так что современники встречали у Славян мало нищих".  Да, к сожалению в современной России эти качества милосердия стараются  всячески искоренять. Но, несмотря на все потуги, милосердие живет в  сердцах людей.
"Славяне верили, что боги в милости и в гневе  предсказывают сами, без его молений, и различными знаменьями, земными и  небесными, дают ему знать, ждать ли ему удачи, или какой беды. На небе  они искали таких знамений в солнце, месяце, звёздах, кометах, метеорах;  на земле во встречах с животными, в различных явлениях, в снах. Это  верование досель осталось у всех Славян и в своё время было замечено  современниками". Скажите, а разве это не сохранилось до настоящего  времени?
"Славянин верил, что без помощи своих богов он не может  ни в чём иметь успеха. Так, урожай полей, по его верованию, зависел от  богини жизни Живы, и от бога света и солнца Святовида. В честь  последнего, по окончании жатвы, совершалось празднество, во время  которого гадали об урожае следующего года, испрашивая у него помощи".  Вспоминаем современные праздники урожая.
Книга эта достаточно  интересная, и не всё, описанное Срезневским однозначно. Но в ней много  ценного, и автор проделал большую работу, исследовав огромное количество  различных источников. И мы продолжим исследование данной книги, ибо в  ней достаточно подробно описывается богослужение славян.


Рецензии