эссе к выставке работ Андрея Яковлева

Есть ли смысл описывать реальность, с которой у тебя нет резонанса? Чёрно-белый застывший сон, времени нет. Чёрный фон как безмолвный свидетель того, что застыло на авансцене сознанья. Чёрный фон, из которого на мгновенье вечности выступили фигуры героев и декораций забытого мифа... Как ни странно, вспомнился С.Дали, чьи яркие картины-сны так же безжизненны и наполнены скрытым смыслом. Итак, нам представлен холодный, бесцветный, почти безжизненный мир. Абстрактный мир спящих формул, забытых снов. Геометрия вечного покоя, в котором нет места упованию и надежде. Даже не Алиса в Стране Чудес - ещё абстрактней, ещё холоднее, ещё мертвее. Как бы птицы, которые как бы летят. Как бы люди, которые как бы идут. Как бы лица, которые как бы смотрят. У каждой картины можно встать и долго стоять, постепенно погружаясь в тишину. Тишина - несомненное благо мёртвых. Живые много болтают, ругаются, суетятся. Здесь нет суеты. В том числе суеты эмоций и мыслей. Здесь есть созерцание. Остановитесь. И начинайте себя терять. В этом есть исцеленье от одержимости жизнью. Невозможность концепта приводит в молчание ум. В этом и есть ценность представленных здесь этюдов. Они – исцеляют. Они призывают к отказу от понимания. Бытие не есть понимание. Оно просто есть. Стоя перед зеркалами этих картин, начинаешь терять себя. Потому что мы привыкли быть болтовней: ума ли, эмоций - не суть. Вечное дребезжание в голове и забота в сердце - это и есть современный человек в обыденном смысле слова. Мало кто из нас заслужил в этой жизни свет, но почти все мы заслужили покой.

Гипсовый мальчик, сидящий на плитах, неожиданно тронул сердце: начинаю узнавать в нём себя. Луч из верхнего мира осеняет его присутствием ангела? матери? Девы Марии? Любви... Значит и сюда Она достигает и, значит, это не вечный сон, - мальчик однажды встанет и улыбнётся, мёртвый лист, на который он смотрит, зазеленеет, затрепещет на ветру и всё измениться вновь, уже навсегда. В том-то и дело, что надо пройти испытание смертью, забвеньем, которые суть посвящение в вечную жизнь. Это тайну ведают мистагоги великих мистерий жизни - инициация через потерю себя, забвенье себя. И тогда, может случиться так, что весь этот апофеоз утраты и отсутствия жизни, о которых было сказано выше, окажется временем Великой Субботы, на смену которой хлынет свет Воскресенья. Но покуда Суббота длится - мёртвый мир не знает о том, что уже совершилось Там. Он забыт сам в себе. Он вкушает благо покоя. Сможем ли мы отсюда дотянуться к тому покою, прикоснуться сердцем к нему и хоть чуть-чуть узнать себя в нем? Поэтому тем, кто ещё не осознал ценность покоя - трудно будет стоять у этих картин. Взглядом скользнуть, отшатнуться, и - дальше бегом, как белка в колесе - всё по тому же кругу.

"Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное
зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно;
а если умрет, то принесет много плода". от Иоанна


25 февраля 2015 г.

некоторые работы автора здесь:
(странно, но ссылка не становится. если интересно, забейте в поиск "псков галерея ильи сёмина" и там на сайте найдёте работы автора


Рецензии