Поговорим о самых любимых

Из книги "Всюду брызги, как в фонтане" (автор лауреат международной премии им.  Э.Хемингуэя журнала Новый свет (Канада).
Книгу можно приорести на сайте издательства M-Graphics Publishing или на Amazon.com



Сценарий встречи с Виталием Аронзоном (проект)
2 часа (план – 1.5 часа, резерв времени 15 мин)

Ведущий
Представление участников. Обоснование темы  встречи. 5 мин

Автор (тезисы выступления)

Уважаемые участники нашей встречи! Предлагаю вашему вниманию стихи для детей, как стихи о детях и их делах. Подборка будет содержать строки, которые по моему мнению могли бы сочинить сами дети. Я исходил из того, что создаваемые воображением ребёнка образы, хотя не имеют подчас словесного воплощения, но реально существуют.
Альберт Эйнштейн высказывает приведенную выше мысль в несколько иной форме: «Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает, в основном минуя символы (слова), и к тому же бессознательно. Если бы это было иначе, то почему нам случается иногда «удивляться», причем совершенно спонтанно, тому или иному восприятию» (А. Эйнштейн. Биографические заметки. См.: журнал «Квант», 1979, № 3, стр. 14).
Исходя из этих посылов я с большим удовольствием принял на себя роль переводчика мыслей своей маленькой внучки Эммы, хотя перевод редко бывает лучше оригинала. Но всё написанное происходило на самом деле, или почти на самом деле.
Стихи для детей я читал домашнему окружению и друзьям, публиковал на страницах бумажных и интернетовских изданий. Стихи подвергались и одобрению и критике.  Критикующие отмечали, как главный недостаток части стихов, что они подчас не стихи для детей, а стихи для взрослых о детях. С этой критикой я согласен и поэтому называю их стихами о детях, которые взрослые дети прочтут о себе позже.

Не ошибка поэта, а лишь свойство читателя
ошибаться в оценкe прочитанных строк
и бездумно считать, что герой у  писателя
был реально живым и иным быть не мог.

Если вымысла нет, ждёт тоскливое чтение:
канцелярщина, схема, отчёт, документ.
Неожиданный ход, мысль и спорное мнение
для читателя в радость, для творца - инструмент.

Не считайте сей текст как предмет назидания,
он ответ к неприятию созданных строк,
но по-прежнему автор ищет повод к свиданию,
а критический взгляд – это только урок.

Предворяя чтение стихов, которые являются предметом нашей встречи, прочитаю стихотворение, которые определяют мою творческую позицию.

Пессимистические строчки не пишу,
оптимистических – посильно избегаю,
в стихах шлифую мысль и в ней ответ ищу,
вопросов тьма – и их не отвергаю.
Пишу для тех, с кем на одной волне
телепатической беззвучно пребываю,
и если отклик есть, то мы в одной среде:
ответил друг – ценю, не забываю.
А критику беззлобную приму:
бездумных виршей я не сочиняю,
они, как дети, рождены – свой труд ценю
и этим правом не пренебрегаю,
коль скромность не почетна, не в цене.
Не обольщайтесь – я в своём уме.


Участники представления – автор и два-три исполнителя
читают стихи по очереди. Каждый переход сопровождается музыкальной вставкой – два-три аккорда. Импровизация допустима – исполнитель может делиться впечатлением о стихе\загадке. Приблиительно - 1.0 час C музыкальными вставками - 1.5 часа.

Содержание выступлений
***
01 Раз, два, три, четыре, пять - Эмма учится считать!

Я люблю смотреть в окошко:
дом, считаю этажи,
на балконе сидит кошка,
с ней котята – раз, два, три.

Вдруг проехала машина,
а за нею сразу пять.
Но меняется картина.
Я считать начну опять.

Светофор в четыре глаза,
А обычно только три.
В новом стрелка для указа:
свет «зелёный» - поверни!

«Красный» - стоп! Какая жалость!
В стрелке «жёлтый» позабыт!
А я «три» сказать собралась.
Строгий счёт опять разбит.

Побегу считать игрушки.
Они в очередь стоят.
Два медведя, три лягушки.
Вместе будет ровно пять.

Остальных считаю снова:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дальше – раз. Она – корова.
Как считать за цифрой «пять»?

***
02 Загадка 1

У него два колеса,
руль и плоская доска.
На руле лежит рука
И вторая — просится.
На доске стоит нога.
Где ж вторая носится?
***
03 Муха–Щекотуха

В сказке – Муха-Цекатуха!
У меня другая.
Моя муха - Щекотуха
И жжжужит - живая!

«Мне щекотно! Улети!» –
Муху прогоняю.
А она жжжужит: «Сиди.
Я тебя ласкаю».

Муху я ладошкой бью.
Муха улетела.
Я теперь одна. Грущу.
Где же муха села?

***
04 Загадка 2

Скорлупа сказала хмуро:
«Я не кожа и не шкура!
Я броня и защищаю
То, что я в себя вмещаю.
Плод в морщинках, как и я,
Вместе мы одна семья.
Кто меня открыть сумеет,
Ядро съест, — не пожалеет!»
***
05 Моя любимая игра

Моя любимая игра –
Прятаться от мамы,
У меня не дом – нора.
Посмотрите сами!

У стены стоит диван.
Между ним и стенкой
Есть дыра, как бы карман,
Для шалуньи мелкой.

Забираюсь я туда.
Скучно. К маме хочется.
Я бы в гости позвала,
Но она не просится.

***
06 Загадка 3

Не расту на сосне,
Но на шишку похож,
Весь в чешуйках на теле,
Но с рыбой не схож.
Хвост зелёный торчит
На моей голове,
А я попой пришит
К плодородной земле,
Как все братья мои
На древесном стебле.

***

07 Расскажу вам про игрушки

Расскажу вам про игрушки
В моём новом интервью.
Уберу лишь, ложки, кружки!
После кукол покормлю.

Здесь сидят мои подружки,-
Не дадут ни в чём соврать,
Исключаю погремушки,
С ними я стара играть.

Два медведя – чёрный, белый –
На диване сели в ряд.
Первый скромный и несмелый,
Но рычит на всех подряд.

У второго батарейка
Ловко спрятана в живут,
А на спинке скрыта кнопка.
Нажимаю... «Брррррр» – поёт.

Вот лягушка, или frog,
На болото просится.
«Ква-ква», – бормочит впрок,
Вдруг пружина сносится.

Rabbit, а по-русски кролик,
Прибыл из Австралии.
Он не девочка. Он – мальчик,
Очень толстый в талии.

Лось. Люблю. И больше всех...
Голова рогатая,
У него шикарный мех,
Морда волосатая.

Напоследок покажу
Вам лошадку славную.
Я на ней верхом сижу
И еду прямо в ванную.

***
08 Загадка 4

Руки, щёки, рот и нос
В жаркий день схватил мороз.
Как случилось это чудо?
На жаре морозу худо!
Всё оттает, и мороз
Убежит, поджавши хвост.
С кем случается такое?
С Эммой, я от вас не скрою.
Ест без ложки и руками.
А что ест? Решите сами.

***
09 Мне за мяч обидно!

Мяч бросаю просто так
Весело руками,
А мальчишки просто так
Бьют его ногами.

И зачем его пинать?
Как же им не стыдно!
Мяч один! Мальчишек пять!
Мне за мяч обидно!

Мяч мне в голову попал,
Слёзы градом катятся.
За такой мяча удар
Кто-то мне поплатится.

Бью ногой проклятый мяч!
Мяч обратно просится!
Ой, мальчишке нужен врач!
А мне к маме хочется.

***

10 Загадка 5
На полях зелёным лесом
Я кажусь для горожан.
Они смотрят с интересом.
Надо мной висит туман.
Фермер ловко отделяет
От ствола созревший плод.
Цветом жёлтым плод мигает:
Ему надо к людям в рот.
Меня очень любят дети,
Я вкусней, чем каравай,
А в кино и на прогулке
Съесть меня не забывай!
Знай, что я вкусней арбуза,
Моё имя — …

***
11 Девочка с собачкой

На улице бушует ветер,
Со мною, хвост поджав, бежит
Собака, мой ушастый Петер.
Скорее в дом, мой пёс дрожит.

Мы с ним всегда гуляем вместе.
Сейчас льёт дождь и листопад,
А я под зонтиком, заметьте,
По лужам хлюп, а пёс не рад.

Несправедливо! У собаки
Нет тёплой куртки и галош,
А на меня надеты брюки,
Сапожки, шляпа, макинтош.

Теперь я в дождь гулять не буду,
Пока мой Петер не одет,
А то подхватит грипп, простуду.
Гулять не буду – мой протест!

***
12 Загадка 6

Я — safeguard. И в непогоду
Отведу от Эммы воду
В виде снега и дождя.
Без меня гулять нельзя.

***
13 Смайлик

Ко мне прилетел и остался надолго
Рожица-смайлик на длинном шнурке,
За стул зацепился и смотрит стыдливо:
Висеть он хотел на моём потолке.

Он – шарик надутый, совсем не сердитый,
С улыбкой приятной на  круглом лице,
Всегда добрудушный, мне, Эмме, послушный,
Позволил себя закрепить на кольце.

Держу его крепко, когда с ним гуляю,
Он рвётся из рук – ему нужен простор.
Я его понимаю, к облакам отпускаю,
Я тоже хочу полетать выше гор.

P.S. Много лет тому назад было всё совсем не так.
Летали там «комарики на воздушном шарике».

***
14 Загадка 7

Со сметаной вперемешку
Замечательный продукт,
Я сказал ему в насмешку:
«Ты не овощ и не фрукт».
Он растет не на деревьях,
не в земле, а на виду:
В парнике, в горшке и в поле.
Тепло любит и жару.
В пупырышках он бывает
Или с гладкой кожурой,
Его часто маринуют,
Чтобы съесть его зимой.
Угадали? Молодцы!
Кто ж не любит …

***
015 Я волшебник!

Положила в чашку мыло,
очень маленький кусочек,
и воды в неё налила,
растворила весь комочек.

А потом взяла соломку –
прутик с дыркою внутри,
поместила прутик в чашку,
покрутила раза три.

Прутик вынула тихонько,
поднесла его ко рту,
воздух набрала легонько
и подула фу-фу-фу...

Я волшебник! Всем понятно?!
Появился круглый шар!
Дую дольше. Как занятно,
шар прозрачный убежал.

Полетел! Цветные блики
бок раскрасили его:
так  восторженные крики
повлияли на него.

Шар летит! Всё выше, выше...
Ветер дунул. Шар пропал.
У меня такое чувство:
кто-то злой его украл.

Мне же мама объяснила,
что такие пузыри,
это только плёнка мыла,
и всегда пуста внутри:

«И не стоит огорчаться!
Дуй в соломку вновь и вновь!»
Шар уплыл, сейчас взорвётся!
Жалко этих шалунов!

***
16 Загадка 8
«Крутится, вертится шар голубой»,
как в песне поётся — над головой.
А наш весельчак, тот совсем не такой:
И  крутится лучше, чем шар голубой,
на полке, на лавке, на стуле, столе —
на месте любом, где захочется мне.
Для этого винт в его центре торчит,
на нём шляпка-кнопка зовёт и ворчит:
«Нажми пару раз на меня посильней!
Начнем мы крутиться быстрей и быстрей.
А силы иссякнут, то можем упасть,
тогда жми на шляпку, чтоб нас поддержать».
Юлит и качается Эммин дружок.
Весёлый и смелый — не волк, но —…

***
17 Мороженое

Случилось невозможное:
Я ем, брррр, мо-ро-же-ное!
Губам холодно, языку холодно...
Вкусно и совсем не голодно!

Мо-ро-же-ное на палочке!
Держать удобно,
А если на тарелочке -
Гулять с ним сложно.

На улице ж-ж-ара,
Дети купаться просятся,
А я бы шубу надела.
С-с-со-согреться х-х-хочется.

***
18 Загадка 10

На стене висит предмет,
Слов не знает, но совет
Честный даст и будет прав:
У него строптивый нрав.
Если утром хмурый встанешь,
На предмет висящий взглянешь,
То прочтёшь его ответ:
«Без улыбки жизни нет!»
«И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака»*.
Вот теперь ответьте мне,
Кто замечен на стене?
*Слова из известной песни

***
19 Кукуруза
Кукуруза, кукуруза!
А вкусней ли ты арбуза?

Фу, на теле пупырышки.
Знаю я тебя из книжки.
А теперь с тобой знакома.

На тележке, возле дома,
Продал нам тебя мальчишка.
Вёл себя как шалунишка:
Протянул мне кукурузу,
А себя побил по пузу.

Удивительный чудак!
Бьёт по пузу просто так!

Но когда початок съела,
То я тоже захотела
Постучать по животу,
Уплотняя пустоту.

***
20 Загадка 12

Можно взять с собой в поход.
Он и жажду утолит,
Он и голод усмирит.
С луком, солью, огурцом
Он в салатах всем знаком,
А в борще незаменим,
Вкус его неотразим.
Уникален аромат —
Нос его учуять рад.
Узнаваем и узор.
Перед нами…

***
21 Брызги всюду, как в фонтане

Брызги всюду, как в фонтане, –
Это я купаюсь в ванне.
Плюх руками по воде,
Пол залит водой везде.

Мама очень недовольна,
Деда пальчиком грозит.
Я смеюсь, игрой довольна.
Кто меня остановит?

За край ванны посмотрела,
Там,  как зеркало, – вода,
В ней себя я разглядела.
Ух! – страшна я как Яга.

Перестала вмиг плескаться.
Не хочу Ягой казаться:
Я красавица – всегда,
Хулиганка – иногда.

***
22 Загадка 14. Кто в развалочку идёт?

Кто в развалочку идёт
За подругой следом,
Зерно, булочку клюёт,
Не гнушаясь хлебом?

На воде плывёт за ней,
С ней летает в стае,
Бережёт своих детей,
Чтоб не убежали.

И не любит холода,
Улетает к югу,
А весной летит сюда
И ко мне, как к другу.

Носит на ноге кольцо -
Верная примета,
Чтоб узнать его легко,
Для меня одета.

Вы узнайте без кольца,
Как зову я молодца!

***
23 Танец, зеркало, телефон и интернет

Стою я у зеркала. Вижу – КРАСАВИЦА.
Пробую танец весёлый сплясать.
Вращение – нравится. Стены качаются.
Ноги не держат. Придётся упасть.


Лежу на полу. Но попробую снова.
И буду кружиться опять и опять:
зеркало справа, зеркало слева.
Танцем довольна, могу показать.

Мама мой танец снимала  I-PHON-ом,
а в интернете YOU TUBE  показал.
Не расстаётся она с телефоном –
все картинки мои, чтоб никто не украл.

***
24 Загадка 15

Без крыла, без самолёта,
Без винта, без вертолёта,
И не ведьма, и не птица,
Но летит и веселится.
На деревьях, как качели,
Её руки повисели,
Покачались много раз,
Так, как в цирке, на показ.

И она летит, как птица,
Вдруг за ветку ухватится,
Повисит - и снова взлёт.
Как красив её полёт!

Все в её семье похожи
И у всех смешные рожи,
Детям нравится летать
И  друг другу подрожать.

За такое подражанье
Есть им всем одно названье.

***
25 Люблю дождливую погоду

Люблю дождливую погоду,
когда под зонтиком иду
и разгоняю в лужах воду
у всех прохожих на виду.

И брызги грязи рассылаю
вперёд, назад, по сторонам
и крикам взрослых не внимаю.
Своей свободы не отдам!

Но дождь прошёл, и солнце светит,
Над лужами  белесый пар.
Мне грустно, может, бог заметит
И дождь пришлёт мне, Эмме, в дар.

***
26 Загадка 16

Скачет шар туда-обратно,
Бить по шарику приятно,
То легонько на излёте
Иль, поймав, на повороте.
Крепко стукнув сверху вниз,
Осознав его каприз,
Или снизу - вверх направив,
Высоко взлететь заставив.
Если шарик не поймаю
И удар свой проморгаю,
Мой партнёр, он визави,
В игре будет впереди.

***
27 Я в корзину мяч кидаю...

Я в корзину мяч кидаю –
в баскетбол мячом играю.
Но корзина высоко!
Метко бросить не легко.

Если встать на табуретку,
Мяч легко забросить в сетку,
И смотреть, как сверху вниз
Мяч летит. Посторонись!

Но по правилам игры
Мяч добраться до дыры
Может, если есть сноровка,
С пола мяч подбросить ловко.

И тогда наверняка
От умелого броска
Он ныряет прямо в сетку.
Убираю табуретку!

***
28 Загадка 18 Короли и королевы

Короли и королевы детям в сказках надоели, как и взрослым в нашем  мире.
Но осталось два монарха без дворцов, и им не жалко не владеть  ничем.
Вот только: есть у них для славы войско. 
Всяк король и королева в бой с врагом вступают смело. Офицеры и солдаты, без еды и без зарплаты, вести бой хотят умело, чтоб Победа  заблестела, чтоб другой монарх признал, что он битву проиграл.
Коль достигнута победа, то король и королева побеждённой стороны власти прежней лишены. Но по правилам игры, покидая поле боя, могут судей попросить цвет их флага изменить, и борьбу начав сначала, защищать свои поля.
Нам нельзя не догадаться, на каких полях сражаться порешили два монарха. Будет ли их битва жарка?

***
29 В городском саду тревога

В городском саду тревога,
Убежал из клетки зверь.
А какой – никто не знает.
И кого искать теперь?

Объявленье о пропаже
Передали час назад.
И в вольер пускают строго
Только с мамами ребят.

А потом вольер закрыли.
Глуп служебный персонал:
Если б детям разрешили,
Всяк бы зверя отыскал.

А пропала черепаха.
Рост два дюйма, три - длина.
В комуфляже её спинка.
И в полдюйма голова.

Неужели все забыли:
Черепахи не спешат,
В час пройдут шагов четыре,
А не футов пятьдесят.

Под кустом она заснула,
В панцырь голову втянула
И лежит в тени куста.
Эмма там её нашла.

***
30 Бим-бом! Тили-бом

«Бим-бом! Тили-бом!»
Был у Кошки кошкин дом,
Он сгорел. Всем стало стыдно:
За пожарников обидно.

В сказке этой на пожаре
куры бегают в угаре
на потеху всей округе -
«Курам на смех» их услуги.

Трудно в ХХI веке
пудрить мозги нашим детям.
В три - они читать умеют,
в пять - компьютером владеют.

В сказках сказки устарели.
Дети нынче повзрослели.



Автор.Заключение

Последнее стихотворение, завершающее нашу встречу.

Не давайте советов поэту,
он не строит дома и станки,
его стих не изменит планету,
не нарушит вращенье земли.
Но расскажет, как в н;м отозвались
боль и радость, бег времени, долг,
как эпохи и люди менялись,
как рос гнев иль рождался восторг.
Не согласные с ритмом и словом,
не идите к поэту в друзья,
он лишь с теми, кто вместе с ним дышит,
кто не скажет поэту: «Нельзя!»


Рецензии