3. Долг верного шведа

 ДОЛГ  ВЕРНОГО  ШВЕДА

(Продолжение)

Но это — взгляд со стороны, так сказать, материальной, а ведь известно, что сила флота не в количестве пушек и величине кораблей, не в их только ходовых и боевых качествах, а в не меньшей мере и в состоянии здоровья, наличия боевого опыта и силы духа любой конкретной команды. А вот этот, говоря по-нынешнему, «человеческий фактор» сильно отставал от «производственно-технического». И тут причинных факторов целая гроздь.

Команды кораблей были наемными. На службу призывали одного из десяти взрослых мужчин в возрасте от 15 до 60 лет или насильно «морским рекрутированием» из прибрежных селений. Службы на флоте избегал кто как мог, а потому набор во флот был постоянной проблемой. Во-первых, по причине скудного жалования. Например, в 1628 году матрос, каковых в командах было подавляющее большинство, имел жалованья в год 57 далеров, из которых за питание на борту и ткань на одежду вычитали более чем три четверти. На оставшиеся 14 далеров он мог купить на суше 3 коровы, или  28 гусей, или 14 бочек ржи, или 5 бочек пива. При таком жаловании многие моряки бежали на корабли других стран, где платили больше, а шведский флот  немалой частью пополняли разного рода бродяги, бандиты, воры с судимостями и прочие «одонья» общества.

Очень тяжелыми были и условия жизни команды на корабле. Канониры при  пушках и матросы большую часть времени проводили на батарейных палубах во тьме, сырости, холоде и ужасающей тесноте. Они тут же питались и, будучи свободными от вахт или в ожидании попутного ветра неделями, месяцами, а иногда и все лето сутками тут же, на палубе, и спали или валялись, бездельничая

Кормили их кашей из ячменной крупы или мешаниной из крупы, сушеной фасоли и гороха, соленой говядиной, свининой, сушеной или соленой рыбой, давали хлеб. Ели из деревянных тарелок или глиняных мисок на несколько человек, выгребая густое варево зачастую прямо пальцами или матросскими ножами. При соленой еде в день на человека выдавали три литра пива. Причем, если корабль стоял в шхерах, экипаж в целях сохранения запасов должен был находить себе пищу на берегу.

Поскольку свежие продукты были большой редкостью или в иную навигацию их не бывало вообще, людей косила цинга и другие болезни плохого питания, которые уносили гораздо больше жизней, чем пушки, мушкеты, сабли и топоры неприятеля в бою. По этим причинам иной корабль становился совершенно непригодным не только для боя, но даже для нормального плавания.

«Когда корабль стоял на рейде пару месяцев, - докладывал королю канцлер Аксель Оксеншерна, - половина экипажа была выброшена за борт (похоронена в море — А.В.). В 1628 году на борту эскадры адмирала Хенрика Флеминга у польского побережья две трети экипажа были больны, при смерти или «выброшены за борт». На одном из кораблей из 115 человек команды трудоспособных оставалось лишь 15.

Кроме всего этого дисциплина на кораблях поддерживалась широким набором жестоких наказаний, часто делавших людей калеками или вообще лишавших их жизни. Для поднятия же боевого духа команды перед сражением, «чтобы молодые бойцы дрались еще свирепее и  храбрее», в частности, в рукопашном бою при абордаже, морские правила предписывали единственную меру - выдавать им пиво и водку. В случаях же угрозы пленения в бою те же правила обязывали команду «проявить патриотизм», поскольку «лучше, если честный и верный швед побежит в... пороховой склад и подожжет его, чем если шведский корабль попадет в руки врага».

(Продолжение с следующую пятницу)


Рецензии
Всё верно, Анатолий, нужно лишь исправить: спали не на полу, а на палубе.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.03.2020 17:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за внимание и прочтение. Я имел ввиду на полу палубы, но если это непрофессионально, конечно, сейчас поправлю.
Захаживайте.

АНАТОЛИЙ

Анатолий Вылегжанин   07.03.2020 04:41   Заявить о нарушении