10-10 лучше всех

10-10 лучше всех

Парни класса 10-10  прославляли свой класс и  себя сами, шатаясь по общежитию  шумной, громко поющей под несколько гитар песни, толпой. Одна из них была собственного сочинения и в ней были слова: «Десять-десять лучше всех!». Её исполняли регулярно, по нескольку раз  на день, по поводу и без повода. На гитарах играли Андрей Воронцов и Сергей Штри, а пели все, кто был рядом. Мальчикам 10-10 класса нравилась эта идея и эта песня. 10-10 кроме того был чемпионом школы по баскетболу, не обладая, честно говоря, особо рослыми ребятами. Но маленькие были грамотные технически и прекрасно организованы. Штри, Воронцов, Пичюгин, Головин… Много орлов было в 10-10 классе!

И хотя других особо выдающихся успехов у класса не было, но был дух превосходства. По иронии судьбы, костяк этой весёлой гоп-компании составляли «химики из Магадана». Так они себя называли. Я, например, был физик с Камчатки, были математики из Томска и Кургана.  Местность происхождения  фигурировала всегда для самоидентификации личности.  А физик ты, химик или математик – это в зависимости от того, на какой олимпиаде победил и попал в результате этого в ФМШ.

Химия – основа основ в ракетостроении. В зависимости от топлива, его  качества, энергоэффективности  находится конечный результат – дальность полёта и забрасываемый груз. Кто заразил наш класс  увлечением ракетостроением – загадка. Но мы неожиданно заболели все. Каждая комната, а порой и отдельные личности, приступили к разработке и постройки ракет. Говоря научным языком, образовалось несколько конструкторских бюро и  направлений. Но  сначала мы все вместе обсудили и выработали чёткий план действий. Он состоял из ряда пунктов, обозначавших наши намерения.

Во-первых, мы  осознавали, что все находимся на очень тонкой грани между учёбой в ФМШ и безапелляционным отчислением из школы. Но наука требовала жертв, и свою судьбу было решено положить на её алтарь. Но не глупо, эмоционально, а на основании точного расчёта! Во-первых, мы решили, что сделаем в случае провала общее публичное заявление. Все мальчики 10-10 класса принимают участие в ракетостроении! Пусть отчисляют всех, пусть попробуют! Мало им класса 10-7, где осталось всего 14 человек. Целую толпу парней отчислили, но  причина весомая была – групповое побоище. Я лично  был за драки, но не массовые и не публичные. Пусть в 10-10 классе останется  всего семь человек! Девочки почему-то не интересовались ракетами, и их было ровно 7. Таков был первый пункт, хотя и не очень чёткий.

Во-вторых, планировалась публичность расчётов, широкие консультации с преподавательским составом и в научных институтах. Пусть все всё знают! Но про проведения  испытаний своими силами молчим. Ищем законных и безопасных площадок для проверки наших расчётов! Если при взрыве ракеты будет  какой-нибудь профессор или кандидат наук это сразу превращает  эту деятельность во вполне законное мероприятие. Многие наши ребята ходили в научные институты, удовлетворяли там свои научные потребности. Друганы там уже имелись, вместе бывали в курилках. И обещали, если что прикрывать и отмазывать. Мол, самим ракеты пускать всегда было интересно.

В-третьих, с производством топлива была большая проблема. Но ни  пороха, ни тротила, ни чего  другого хорошего у нас в наличии не было. Надо было всё производить по месту жительства.  С одной стороны, это незаконно. Но, с другой стороны, селитра продаётся в магазинах. И сера тоже, в виде спичек. Если они не хранятся вместе, то докажи, что производят порох!  Площадка для  производства тоже была выбрана со знанием дела.  Единственное запирающееся помещение, которым распоряжался сам класс. Для моделей подойдёт самопальный порох, или его суррогаты, в качестве топлива. Для проверки их лётно-технических качеств. А там посмотрим!

Были назначены безо всяких формальностей ответственные за различные участки работ и три, на тот момент, оформившихся конструкторских бюро начали свою параллельную работу. Одно было в моей комнате. Возглавлял его Руслан Петров. Честно говоря, я не особо увлекался ракетостроением. Но средний научный интерес и финансы, что тоже очень важно, у меня были.

Дело в том, что я возглавлял трудовой сектор в нашем классе. А это подразумевало, что заработок  общественных денег и их трата были в моей компетенции.  По обсуждению  со всем классом, но не более  и не менее того. Без излишних формальностей, недоверий и сомнений. И без контроля со стороны кого бы то ни было. Наши деньги – хотим пропьём и проедим посредством «Пепсиколы» и тортиков «Прага». Хотим в другое дело пустим ! Класс 10-10 решил своим большинством строить ракеты – будем финансировать строительство!

Главной неожиданностью стало поведение наших девочек. Они тоже решили, что в случае провала нашего проекта признаются в полной причастности к нему. «10-10 лучше всех!» Более того, на себя они взяли самый опасный участок работ.  Причины  могут сейчас оказаться совсем не теми, как казалось тогда. Тогда казалось, что они идейно нас поддерживают. Сейчас же кажется, что просто они не хотели пускать на контролируемую ими территорию парней. Ключ от постирочной нашего класса был у них всегда. Только Игорь Чебоксаров иногда там спал во время школьных занятий. Но факта огромной помощи ракетостроению  наших девчонок отрицать невозможно!

Мы добыли  штук пять цветов, и поместили их в комнатах девочек. Селитра – удобрение. Девочки удобряли свои цветы и заботились о них! Основание было железным, глядя в ангельские глаза наших девочек, в это очень верилось. Тем более, для отвода глаз,  были ещё закуплены фосфорные, калийные, азотные удобрения. И даже немного медного купороса!

Всё это складировалось в постирочной нашего класса. Повторяю, это была единственная территория, запиравшаяся на ключ! И ключ этот почему-то был у девочек, и они его никому не давали! Хотя все имели равные права на пользование этим помещением, девочки нас почему-то туда не пускали, или пускали, но очень редко. Там была вода. Раковина, много батарей и верёвки для сушки белья, стол для стирки. Что ещё нужно для производства ракетного топлива?! Были нужны ещё газеты. Но эту проблему мы быстро решили.

Корпуса для ракет строились из  алюминиевой фольги, бумаги и других композиционных материалов. Лёгких и прочных.  Разработка двигателей так и осталась на бумаге, в силу технической невозможности их производства. Бюджет класса не тянул на такие расходы. Бюджеты многих стран до сих пор не могут себе позволить строить двигатели для ракет. А мы  пока только делали первые шаги на этом поприще. Класс 10-10 ФМШ №165, который конечно же, лучше всех,  двигателями собирался заниматься чуть попозже.  Было решено использовать только одну ступень и прямоточный   пороховой двигатель.  Для испытаний корпусов ракет. 

Корпусов ракет было произведено достаточно и все хотели начать их испытывать. Друганы из институтов с удовольствием покуривали с школьниками, но делать ничего не хотели. Вернее хотели, но времени не было. Или ещё что-то там.  Но мы всегда были готовы к этому, так что с самого начала была надежда только на собственные силы. Неделя шума и вопросов, консультаций со всеми о ракетах утомил преподавателей. Таскание безобидных корпусов ракет и маленьких ракеток в открытую везде различных ракетных моделей уже никого не озадачивало и не вызывало у преподавателей и воспитателей внутренних вопросов: «Чем будут заправлять эти корпуса? Где возьмут топливо? Когда и где ждать взрывов?»  Утомили мы всех, притупили внимание.

Смелое и открытое обсуждение  бензиновых двигателей или водородных, двигателей, изучение и сравнение различных характеристик различных видов топлива состоящих из абстрактного окислителя и восстановителя, а так же  всякие глупые умничанья о фотоновых двигателях не позволяло предположить примитивной потребности в порохе у славных изобретателей.

Высушенные жёлтые проселитрованные газеты и проселитрованные  бинты для бикфордовых шнуров нам, по первому требованию, в любых количествах поставляли девочки. Вечером заказал – в обед получи! Смешивание с серой решено было производить в лесу на морозе. Непосредственно перед пуском. Там же забивали пыжи с отверстиями. Типа сопло у ракеты. Мы строго соблюдали технику безопасности, хотя и мерзли. Но нас было много, незамеченными  к нам никто не мог подойти, мы об этом тоже позаботились. Пуски было решено производить прямо на футбольном поле у ФМШ, ближе к лесу. Нам важно было оценить высоту полёта, его траекторию, снять телеметрическую информацию. Это было не сложно всё рассчитать, располагая разных наблюдателей на  различных расстояниях от места пуска.

Пуски ракет, как пуски ракет. Сначала ракеты летали  куда попало. Но были подобраны их остатки, снята телеметрическая информация, внесены конструктивные изменения. Разработаны стартовые площадки нового типа. И всё это за сутки!

Новые пуски. Рутинная работа. Совершенствование моделей. Новые пуски. И так больше месяца. Были изведены десятки килограммов селитры. С серой помог институт неорганической химии, как это было - до сих пор не знаю! Как добыли?! Герои… Бесплатные источники серы  - это очень важно! Спички, даже по 1 копейке за пачку, классный бюджет не тянул. Много, очень много обыденного труда совершили фымышата из класса 10-10. Много хитростей и смекалки проявили. Но всё имеет свои пределы.

Девочки уже ворчали, производство селитрованной бумаги даже их уже утомило. Результаты дальности и точности пусков моделей стали стабильны, но для данного конструктивного типа не улучшались. Наступал научный кризис. Некоторые конструкторские бюро бросили проводить испытания. Перспективы отсутствовали.

Наступала весна. Ракетостроение уступило ей дорогу. Новых закупок селитры не было, старые запасы кончились. И уже никто не заказывал селитрованную бумагу, не говорил о  формировании корпуса ракеты на токарном станке в институте физики твёрдого тела. Всё ушло в прошлое. Я же ушёл кататься на лыжах.

В апреле  наш преподаватель по физике между делом поинтересовался, на какую высоту  взлетела лучшая наша ракета.  Мы ему ответили хором. На вопрос о забрасываемом грузе при  пороховом  двигателе на 100 метров высоты был тоже ответ хором.

- А зачем это Вам? – спросил  Шемелина Владимира Владимировича, преподававшего нам физику я.
- У меня расчётный результат был хуже, а вот у директора школы Богачёва расчётный результат лучше. Хотя расчёты дело неблагодарное. Без эксперимента никуда. - Ответил он мне.- Проверить у вас хотел, кто прав. Столько испытаний такого типа,  вряд ли кто ещё, кроме вас, проводил. Ограниченность в возможностях иногда для науки полезна.

Прошло много лет. Теперь, во взорванном когда-то магаданцем  общежитии ФМШа,  казарма военного училища, на месте футбольного поля, где мы испытывали свои ракеты новое здание НГУ. И директор ФМШ уже давно другой. А тот злосчастный приказ, я уверен,  действует до сих пор. И только недавно я вспомнил один его нюанс,  там же было написано «На территории ФМШ, запрещается...». А мы на территории-то почти ничего и не делали запретного. Может приказ, на самом деле, был разумный и  хороший?! А может,  просто 10-10 лучше всех?!


Это произведение включено в изданную Книгу 212. Хроники. Время года Весна.  (Стандарт Е-40) и некоторые другие.
Приобрести  книги  можно у Литературного Агента Автора 
WhatsApp: + 79889744885


Рецензии