Предпосылки создания нового мировоззрения

          Возможность  разработки принципиально нового мировоззрения следует обусловить идеей Аристотеля о присутствии в каждом объекте природы внутренней силы (энтелехии). Она определяет стремление человека к совершенному состоянию, составляя внутреннюю цель его движения, потенцию. Лейбниц развил эту мысль, считая, что материя состоит из живых монад, активность которых зависит от типа материального объекта. Его активность возрастает от состояния сна соответствующего минералу до бодрствующего у животных. В таких представлениях нетрудно увидеть корни «язычества», с его обожествлением глубинных свойств явлений и предметов, развиваемых в последующие века. Так Уильям Крукс, известный в свое время английский естествоиспытатель, в 1895 г. утверждал: «Все качества атома (считавшегося тогда неделимым элементом) – энергия, интеллект, способность выбирать и отвергать, их притяжение и отталкивание, чувствительность, движение и желания очень напоминают психологию человека, но только в меньшей степени и в более ограниченных пределах». Пьер Тейяр де Шарден  в «Феномене человека» пишет, что всякая энергия в материальном мире имеет психическую природу и может быть поделена на тангенциальную - энергию связи с другими элементами и радиальную - энергию сосредоточения, усложнения внутреннего состояния. Позже, в  1965 г. Уайтхед заявляет: «Никакая сущность, никакие состояния не могут быть определены без активности. Пассивная материя не способна порождать созидающую Вселенную».
          Таким образом, в океане научной и околонаучной информации появляются «антинаучные, лженаучные» мысли, по мнению блюстителей чистоты науки, наделяющие материю свойством активности, самоорганизации. Согласившись с ними, можно было бы представить возможность эволюции мира «вопреки» второму началу термодинамики и «вечное», активное существование атомов нашего вещественного мира. Но возникает множество вопросов, без ответа на которые подобные идеи остаются уязвимыми с точки зрения их научности. Например, какими изначальными формами должна обладать материя, чтобы обеспечить развитие ее до видимых состояний? Какие наблюдения или опытные данные могли бы содействовать раскрытию принципов, которыми руководствуются материальные формы в своем саморазвитии? Очевидно, что наблюдение за поведением человека должно этому содействовать, поскольку самоорганизующаяся сущность человека не вызывает сомнений. То есть принципы самоорганизации материи целесообразно искать в трудах психологов, например, у З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, В. Франкла. В соответствии с ними, принципы поведения, которыми руководствуется успешный человек, определяются его внутренней активностью, собственным целеполаганием, саморазвитием (цель, – причина поступков) и иерархичность (высшие, общие ценности обретают приоритет над частными). В противном случае человек заболевает неврозами различных типов. К этим принципам можно придти и самостоятельно, внимательно наблюдая собственный духовный (психологический), жизненный опыт, оценивая успешность деятельности отдельных людей. Приоритет высших ценностей, а не сумма предшествующих событий обретает статус причины  поведения человека (будущее становится причиной поступков). Эти принципы поведения людей часто связывают с их духовностью.
          В таких, казалось бы, понятных представлениях о «духовных движущих силах» психики человека, есть «темное облако», которое не позволяет считать их достаточно аргументированными. Оно состоит в том, что реализация указанных принципов причинности в психике человека приписывается его таинственному «бессознательному». Раскрытие природы бессознательного, его глубинной природы и всеобъемлющего характера должно составить основную задачу решаемую новым мировоззрением.


Рецензии