Ч. 7 Я другой такой страны не знаю

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/03/05/832

В Первую мировую войну происходили сражения на суше, превосходившие по размаху все ранее бывшие в истории человечества. Но союзники смогли победить в этих сражениях на суше прежде всего потому, что сумели обеспечить глобальные перевозки и снабжение по морю.

Великобритания импортировала 100 процентов сахара, какао и шоколада, 79 процентов зерна, 64,5 процента масла и  40 процентов мяса. Поставки промышленных материалов, таких, как хлопок, масло или резина, полностью зависели от импорта.

Три четверти шерсти получали из-за рубежа. Импорт составлял большую часть руды и металлов, обработанных на британских заводах. Германия и Франция в большей степени были самодостаточными, но и они импортировали кофе, хлопок, шерсть, медь, резину, корма для животных, нитратные удобрения.

На долю импорта приходилась треть продуктов питания и почти все растительные жиры и масла. 70 процентов этого импорта, включая поставки зерна из России, доставлялись на морских судах.

США вступили в войну 6 апреля 1917 года. В июне того же года во Францию прибыли первые американские войска. Чтобы перевезти два миллиона человек, снабдить их всем необходимым, кормить, одевать, поддерживать гражданское население и армии союзников, требовалось иметь соответствующий водный транспорт.

Вот почему война на море значила гораздо больше, чем сражение кораблей в прошлом. Она высветила значение международных транспортных и торговых сетей. Немецкие подводники пытались остановить снабжение союзников.

Союзники, в свою очередь, решали три задачи на море: не допустить господства немецких подводных лодок в океане, лишить Германию доступа к мировым ресурсам и, самое главное, – получить достаточное количество военных кораблей и торговых судов, а также управлять судоходством и портовой логистикой.

Без надёжного метеорологического обеспечения эффективно решать эти задачи было невозможно. Последнее немецкое наступление весной 1918 года было на основании расчётов метеорологов, что предстоит период хорошей сухой погоды, который продлится более недели.

Лёгкий апрельский ветер и стабильные атмосферные условия способствовали успешному применению немцами газов, а внезапность атаки обеспечивалась густыми утренними туманами.

Но потом начались дожди, почва раскисла, снабжение войск сразу затруднилось,  и немецкое наступление захлебнулось. Это была одна из причин победы союзников.

После войны в Великобритании и во Франции продолжилась подготовка офицеров-метеорологов на флоте. Авианосцы оснащались оборудованными кабинами и специальными метеорологическими приборами.
 
Офицеры, связанные с метеорологической работой, регулярно получали документы и руководства из военно-морской метеослужбы и раз в шесть месяцев периодическое издание с описанием всех научных достижений в этой области.

К началу 1930-х годов на флотах появились специальные корабли метеонаблюдения, оснащённые пилотными аэростатами. Британское Адмиралтейство издало директиву, в соответствии с которой каждый морской офицер был обязан пройти недельный курс обучения метеонаблюдениям.

В Германии в соответствии с Версальским договором вся военная авиация была ликвидирована или передана союзникам, от флота тоже почти ничего не осталось. Во время Первой мировой войны немецкие метеостанции действовали и на оккупированных территориях в Польше и Бельгии.

После войны число метеостанций резко сократилось, но метеорологическая служба продолжала действовать. У немцев была очень сильная школа учёных, занимавшихся метеорологией.

Война подтолкнула и союзников совершенствовать свои военные метеослужбы, которые работали в тесном контакте с гражданскими учёными.
 
Велась такая работа и в Советском Союзе.

В 1929 году создали Единую гидрометеорологическую службу СССР. Её возглавил директор правления Геофизического института профессор Алексей Феодосьевич Вангенгейм. Он был представителем рода учёных, четыре поколения которых занимались метеорологией.

Невольно напрашивается сравнение с норвежскими учёными метеорологами Бьеркнесами, поколения которых занимались метеорологией на родине и в разных странах. Их приглашали и в Германию, и в США, повсюду принимали с почётом и уважением.

Алексея Феодосьевича Вангенгейма и группу ведущих метеорологов арестовали в 1934 году. Вангенгейма приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, а в 1937 году расстреляли.

Организатора и руководителя метеосети в Нижнем Поволжье, учёного метеоролога с дореволюционного времени, академика Рудольфа Эдуардовича Давида также расстреляли в 1937 году.

Все арестованные метеорологи после допросов заплечных дел мастерами быстро признавались в том, что были шпионами, вредителями, умышленно разваливали сети гидрометеостанций, срывали научно-исследовательские работы и называли своих сообщников  метеорологов, которых постигала такая же участь. Их реабилитировали после смерти Сталина.

Годом раньше, в 1936 году, Лебедев-Кумач и Дунаевский сочинили прекрасную «Песню о Родине», в которой есть слова: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».

Продолжение http://www.proza.ru/2020/03/08/1685

На фотографии: Алексей Феодосьевич Вангенгейм


Рецензии
Да, каждый раз, когда в мировую европейскую войну реально вступали Штаты, это означало, что война скоро закончится. Их экономическая мощь на весах... Ведь первый ленд-лиз был с Англией, оставшейся один на один с врагом с 39-го, а не с СССР.

Ааабэлла   17.01.2022 18:00     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Александр!

Владимир Врубель   17.01.2022 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.