Как я была депутатом

Странное дело, но власть Советов, просуществовавшая в Западной Белоруссии до Великой Отечественной войны меньше двух лет, а до распада Союза – в целом на четверть века меньше, чем в России, сохранилась у нас до сих пор.

Понятно, что на каждом уровне местных советов – свой объём полномочий. Чем выше уровень, тем их больше. Мне довелось быть депутатом Совета одного из районов города в бурные или смутные 1990 – 1995 годы. Предстояли первые на нашей памяти альтернативные выборы, причём одновременно в Верховный и местные Советы. Неудивительно, что подготовка и ожидание демократических выборов вызвали в обществе не просто оживление, а возбуждение. Благодаря возможности выбирать из нескольких кандидатур, а не просто опускать в урну бюллетень с единственной фамилией, должно же что-то измениться в нашей жизни в лучшую сторону?.. Так думали многие.
 
Исполкомы составляли списки кандидатов, которых выдвигали трудовые коллективы и общественные организации. Вот и наша редакция не осталась в стороне от охватившего всех энтузиазма, и в списки кандидатов в народные депутаты разных уровней вплоть до Верховного Совета попали три журналиста, включая меня, и заместитель главного редактора. Каждый из нас вёл свою кампанию отдельно: встречался с будущими избирателями, распространял агитационные листовки со своим портретом, краткой биографией, обещаниями сделать и то, и это, а заодно продолжал писать статьи на злобу дня – пожалуй, для журналиста это лучшая агитка.

Выборы  назначили на один день, 4 марта. А потом наша газета целыми полосами публиковала их итоги по всем округам области: число избирателей, имена кандидатов и отданные за них голоса. Депутатами в нашей редакции стали двое журналистов: Николай Маркевич и я, оба из отдела промышленности. Микола, как мы его называли, при поддержке Белорусского Народного Фронта, набиравшего тогда популярность, вошёл в Верховный Совет, в который был избран и Александр Лукашенко.

Надо сказать, что журналистам не так трудно сочетать депутатство и работу в газете. Собственно, и не будучи депутатами, мы представляем и защищаем интересы граждан и держим руку на пульсе жизни, отражая в своих публикациях как её недостатки, так и достоинства. Но всё равно обязанностей и ответственности прибавилось…

КАКИЕ МЫ

Накануне тех выборов в редакции была запланирована встреча «за круглым столом» с рабочими разных предприятий города. Фамилии были заранее согласованы с их руководством. Рабочие должны были прийти к четырём. Тема беседы – дисциплина. Вот-вот четыре, а в редакции никого. Наконец торопливые шаги, стремительно распахнутая дверь – это к нам.  Галина (фамилию её я обещала не называть) оказалась единственным обязательным человеком из шести.

- Не люблю подводить… - словно оправдывается она.

А я думаю: господи, ведь это благодаря таким людям у нас ещё ходят по расписанию поезда, сдаются новые дома, собираются урожаи. Но из-за пяти других мы ездим в грязных, износившихся вагонах, вселяемся в наспех отделанные квартиры, едим сырой, недопеченный хлеб…

- Устала… - вздыхает, виновато улыбаясь и потирая виски, моя собеседница. - Сразу со смены. Весь день без вентиляции…

Работает она на обувной фабрике. Тринадцать лет на одном месте, практически на одном процессе – затяжка пятки. Заочно окончила Минский техникум лёгкой промышленности. Звали в мастера – не пошла.

- Почему?

- Знаю, что свою операцию сделаю безукоризненно. А людьми руководить, отвечать за них – тяжело. Не решаюсь.

В тот день вентиляция в цеху отказала окончательно. Три года, как её установили. И все три года пытаются отрегулировать - впустую. Конвейер же шёл своим чередом. Галина обрезала затяжную кромку – та была ещё сырой, щедро пропитанной растворителем с терпким запахом ацетона. 840 пар в смену, это 1680 ботинок. Уже к обеду дышать, казалось, было нечем. Ломило виски. Но бригада стоически держалась до конца смены.

- Зачем? Ради чего?

- Ради плана. Ради того, чтобы не навёрстывать его в субботу.

- Но почему не обратились в профком? Не остановили конвейер?

- Что вы! Это так непривычно. Крайняя мера. Я не смогла бы.

Боже, до чего мы покладисты.

         ***

Галина – депутат Верховного Совета БССР. Истекает пятилетний срок её полномочий.

- А что вы успели сделать как депутат?

- Успела только присмотреться и понять, что к чему… Сейчас бы, кажется, и работать…  Когда поможешь кому-то что-то решить – такое облегчение чувствуешь. Последний вопрос осталось довести до конца – Речная улица, освещение.

На обувной фабрике трудится и муж Галины, тоже рабочий. Растят двоих сыновей. Старшему одиннадцать, младшему – четыре. Как-то пришла к Галине домой женщина с просьбой помочь с квартирой и растерялась: депутат сама ютится в одной комнате общежития. Кухня – в другом конце коридора. В выходные – три раза в день туда-сюда с кастрюлями и провизией.

Вот и я растерялась. Тошно стало. Сколько ж это семей ещё живут в общежитиях? Потом узнала в статуправлении: около 13 тысяч только в Гродно.

- Да у нас и с тремя детьми живут, - мирно добавляет Галина.

До чего же мы терпеливы. И бессильны. Даже депутаты…

***

Вечером я возвращаюсь домой, в который раз троллейбус провозит меня мимо неосвещённого, пустующего особняка, который несколько месяцев назад освободил первый секретарь обкома партии. Напротив – двухэтажный особняк, занимаемый тоже, кстати, депутатом Верховного Совета БССР, но заодно и председателем облисполкома.  117 квадратных метров жилой площади.  Перечень слишком просторных особняков и квартир можно, наверное, продолжить… Оставим это будущим депутатам.

Ну а нынешний депутат из народа, из рабочей среды, что смогла сделать она?

Однажды Галина выступила на сессии, обсуждавшей план и бюджет республики на 1990 год. Выступление было согласовано с властями города и области. В исполкоме помогли его подготовить. Самой результативной в её речи оказалась мысль о несуразном, абсурдном принципе снабжения области мясом: чем больше производим – тем меньше получаем. Надо заметить, мысль эта высказывалась правительству республики не раз, и не только этим депутатом. Сама я двумя годами раньше опубликовала в «Гродненской правде» наделавшее шуму журналистское расследование о неразберихе с производством и реализацией мяса в городе и области. И вот наконец эта проблема воплотилась в конкретный пункт постановления Верховного Совета: «Поручить Совету Министров БССР войти с ходатайством в правительство СССР об уменьшении республике государственных поставок мясных продуктов в союзный фонд на 96 тысяч тонн».

Остаётся сообразить, много это или мало. Считаем. По сути, это половина объёма производства мяса только нашей областью. На мой взгляд, это аскетический минимум. Его может хватить лишь на то, чтобы обеспечить чистым, без радионуклидов, мясом пострадавшие от радиации Гомельскую и Могилёвскую области на скромном уровне нынешнего потребления. Но никак не хватит, чтобы заметно улучшить обеспечение мясом в других областях, включая нашу. И что самое обидное, Верховный Совет не заявляет о правах республики на собственную продукцию, не настаивает на них, а поручает правительству ходатайствовать об этом в Москве… Слабовато.

До чего же мы нерешительны.


Рецензии
Приветствую Вас, Татьяна!
Интересно было читать о пребывании в депутатах. Я тоже был депутатом нескольких созывов районного Совета. Не знаю, альтернативными были ли последние выборы, но меня избрали и тогда, когда Украина была незалежной. Округ мой был в крупном селе - 5 тысяч жителей. Кое-кому я помог решить их дела, за что они были благодарны и агитировали за моё избрание. В районном Совете я возглавлял мандатную (если не путаю название) комиссию. После последних выборов ко мне обратился первый секретарь горрайонной парторганизации с просьбой восстановить его доброе имя - его прокатили на выборах в крупном сельсовете и он не стал депутатом. Я ринулся с проверкой. А в избирательной комиссии - цвет села, самые уважаемые люди и тоже коммунисты. Они мне русским языком объяснили, что нет смысла пересчитывать бюллетени, так как за секретаря проголосовали единицы, а избрали директора школы. Я поверил комиссии. Секретарь, узнав об этом, смертельно на меня обиделся, стал препятствовать моим выступлениям на заседании бюро, а я был членом комитета. Потом партию упразднили. Ещё он что-то против меня имел, но я овдовел и переехал в Подмосковье к сыну. Недавно бывший инструктор разыскал меня в Одноклассниках для того, чтобы сообщить, что секретарь помер. А ведь на много моложе меня.
За спиной у на с Вами - большая, насыщенная событиями Жизнь. Есть что вспомнить! Извините за многословие. Такие вот дела.
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   09.04.2023 09:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий! Мне не очень понравилось быть депутатом, но зато немного окунулась в эту стихию. По сути, журналисты - те же депутаты, и возможности влиять на устройство жизни города или района у них примерно такие же, как и у представителей народа в советах при исполкомах. Другое дело - парламент, там обсуждают и продвигают более глобальные вопросы и предложения, но всё равно депутат в одиночку слабее чиновника того же уровня...
Вспомнить, действительно, есть что. Я вчера зачиталась Вашим "Тарзаном".
Новых удач!

Татьяна Никитина 7   09.04.2023 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.