Львов. Поступь столетий

Старостой нашей группы избрали мужчину лет пятидесяти, участкового врача какого-то небольшого населённого пункта на Сумщине. Или другого центрального региона Украины, уже и не помню. Чуть выше среднего роста, красивый, породистый мужчина, конечно же, был находкой для жены. Степенный, немногословный, Богдан поддерживал ровные отношения со всеми курсантами. Некоторые достаточно раскрепощённые женщины пытались перейти со старостой на другой тип отношений. Бесполезно. Улыбнувшись в ответ на какую-нибудь двусмысленную фразу, продолжал беседу в приемлемой для него форме.

Так вот, Богдан, образец идеального мужа, никогда не инициировал совместные экскурсии, походы, другие развлечения. Каждый курсант самостоятельно находил себе занятие по вкусу в свободное от учёбы время.

Наш с Любашей «сервантесовский» дуэт не мудрствовал лукаво. Первую неделю просто бродили, наслаждаясь красотой древнего города.

В один из таких дней мы прогуливались около Львовского национального академического театра оперы и балета имени С.А. Крушельницкой (Саломея Амвросиевна, украинская оперная певица). У храма Мельпомены собралось человек сто пятьдесят-двести хорошо одетых мужчин. Не заметив среди них женщин, я уточнила у Любаши:

— Это что – сборище лиц нетрадиционной ориентации? Что-то многовато!

– Тихо, – оборвала меня Люба, это политические, украинские националисты. Они всегда здесь собираются. А ты говори потише, а то и убить могут.

— Прямо и убить!

— А ты что думала! Ну, не убить, но неприятности будут гарантированы. Ты же видела реакцию Марии и Зои на твоё нежелание выучить нашу «рiдну мову»?

— Так что, выходит, «кто не с нами, тот против нас»*?

— Да, это действительно так.

В последующем я старалась прилюдно не выражать свои предположения.

В один из редких своих приездов наша «жиличка» Мария зашла в комнату общежития в крайне разгневанном состоянии. Едва поздоровавшись, на высоких тонах и брызжа слюной, твердила мантру:

— Оце, клятi москалi, краще нiчого придумати не мiгли! Оце, клятi москалi! (Вот, проклятые русские, лучше ничего придумать не могли!)

Дождавшись адекватного состояния патриотки Украины, спросила:

— Чем же русские так оскорбили твою национальную гордость?

Оказалось, до Марии дошли слухи, что в столице тогда ещё Советской Украины Киеве, власти приняли решение о демонтаже во Львове памятника одному русскому поэту или писателю и установлению на этом же месте памятника другому русскому литератору. Фамилий давно ушедших из жизни выдающихся литературных деятелей России я не запомнила; озвученная Марией информация относилась к непроверенным слухам.

Я не удержалась от комментария:

— А тебе какая разница? Ну, поменяют одного москаля на другого, не трогают же вашего кобзаря (украинский народный певец, играющий на кобзе, лютнеподобном струнном щипковом музыкальном инструменте) – Тараса Григорьевича Шевченко!

Лучше бы я этого не говорила!

«Благородная» бледность лица украинской патриотки сменилась яркой гиперемией кожи. Разъярённая Мария подскочила ко мне и, став напротив, одним длиннющим предложением, с обилием восклицательных знаков препинания, обозначила своё отношение к русским. При таком быстром темпе подачи информации я не смогла перевести на русский язык гневную тираду.

В сущности, перевод и не нужен был вовсе. Было понятно, что все великие русские писатели, поэты, художники, певцы и другие талантливые личности – это – г… (нелитературное слово, часто повторяемое Марией) в сравнении с названным выше Т. Шевченко.

Я ещё не успела после занятий переодеться в домашнюю одежду, только сняла шейный платок ярко-красного цвета и бросила его на кровать.

Оскорблённая хамскими высказываниями в адрес моих кумиров, не дав визави возможности закончить обличительную речь, я намеренно фальшиво пропела куплет Эскамильо «Тореадор, смелее!..» из оперы Жоржа Бизе «Кармен».

Помахав перед лицом взбешённой националистки шейным платком, как мулетой**, с гордым видом я покинула помещение.

Остыв на свежем воздухе, возвратилась в общежитие. За время моего отсутствия угомонилась и русофобка: то ли спала, то ли притворялась спящей.

Укладываясь спать, я вполголоса продолжала мурлыкать куплеты Эскамильо, заведомо искажая оригинал и голосовО выделяя слово «борьба»:

— Знай, что испанок жгучие глаза
— В час борьбы горят сильней
— И ждёт тебя любовь, тореадор
— Там ждёт тебя любовь …

На следующий день Мария съехала домой, на свои любимые грядки; за ней последовала Зоя, придерживавшаяся нейтралитета в словесном национальном поединке.

Для нас с Любашей наступили «золотые деньки». Мы обходили и объездили всё, что могли.

Первым делом мы, следуя принципу коллегиальности, направились в аптеку-музей, основанную в 1795 году. С момента основания аптека не прекращала свою деятельность, реализуя лекарственные препараты собственного производства. В музее были оборудованы залы с аптекарской утварью: оригинально упакованные скляночки, весы, лабораторные инструменты, медные ступки, жбаны, дистилляторы и другое оборудование.

Не посвящённые в технологии аптечного производства медикаментов, мы только смогли оценить оригинальность и красоту уникальной аптекарской посуды да прочувствовать «дыхание старины глубокой».

Выйдя из музея, я спросила у Любаши:

— А ты что-нибудь помнишь о доброкачественной билирубинемии***? Ты знаешь название этого синдрома по автору?

— Нет, не помню! А какое отношение это имеет к аптеке? Ты, наверное, перегрелась, какая тут связь?

— Есть связь, и прямая. Вот эта самая доброкачественная билирубинемия и называется синдром Жильбера. А между этой фамилией и самой старой аптекой Белоруссии существует тесная взаимосвязь.

— Интересно-интересно, расскажи.

— Да я и сама не знала бы этого, если бы не моя сестра Татьяна, живущая в древнем белорусском городе Гродно уже более пятнадцати лет.

Так вот, в один из приездов в Гродно, мы прогуливались по центральной площади, неподалёку от кафедрального костела Святого Франциска Ксаверия. Вообще-то, такое соседство неудивительно, ведь история аптеки и фармацевтики напрямую связана с историей католических монашеских орденов.

Татьяна, в то время руководитель крупнейшей гродненской аптеки, предложила зайти в аптеку-музей, расположенную по ходу нашего променада.

– За три часа уже успела соскучиться без любимого аптечного запаха? – съязвила я.

— Сама всё увидишь, – ответила сестра, открывая входную дверь.

Самая старая аптека в Беларуси, единственная в стране аптека-музей, впервые упоминается в 1687 году. Она находилась в монастыре иезуитов и предназначалась для монахов-преподавателей и учеников коллегиума. В сегодняшнее здание аптека иезуитов переехала в 1709 году и с того момента была открыта для горожан. После ликвидации ордена она принадлежала Гродненской Медицинской академии, в которой работал со своими учениками французский ботаник Жан Эммануэль Жилибер (материал Алексея Шота). Поэтому музей-аптеку часто называют аптекой Жильбера.

Я вошла в музей-аптеку и замерла: из двадцатого века я попала в средневековье.
 
Татьяна, провизор высшей квалификационной категории, провела импровизированную экскурсию.

В экспозиции, посвящённой истории старейшей аптеки Беларуси, были представлены лекарственные средства, аптечная посуда и оборудование, медицинский инструментарий, документы и книги восемнадцатого – первой половины двадцатого века.

Сестра подробно рассказала о назначении аптечной посуды и лабораторного оборудования, не касаясь медицинского инструментария: в общих чертах оно было мне известно.

В музее также были представлены экспонаты немедицинского характера:

— шляпа-цилиндр – любимый аксессуар владельца аптеки Эдварда Стемпневского в начале двадцатого века

— флористические композиции знаменитой польской писательницы Элизы Ожешко

— фарфоровый сосуд оригинальной формы и ступка, которые были произведены на одной из гродненских мануфактур в начале двадцатого века

— чучела птиц и животных, в том числе экзотических – рептилий

— более тысячи экспонатов, но, вместе с фондами, их в два раза больше: посуда, оборудование, мебель, книги и документы, – закончила экскурсию сестра.
 
И добавила:
 
— Их собирали для музея все неравнодушные гродненские коллекционеры.

Пересказав эту информацию своей товарке Любе, ждала её реакции.

— Да, ваш белорусский, Гродненский музей-аптека побогаче нашего, украинского, будет!

— Так ведь и значительно старше, у Львовского музея всё ещё впереди! – удовлетворённо ответила я.

По рекомендации преподавателей мы с Любой посетили, открытый в 1981 году, музей оружия «Арсенал», отдел Львовского исторического музея, который размещался в помещении памятника архитектуры шестнадцатого века, бывшем Городском арсенале.
 
Здание музея – это фортификационное сооружение 1554-1556 годов постройки. Ежегодно музей оружия посещают более ста тысяч человек.

Экспозиция поразила нас своим разнообразием и уникальностью: бронзовые пушки, топоры, ружья, доспехи, булавы, сабли; посуда с изображением оружия, военные ордена и военные головные уборы. Экспонаты были собраны в тридцати странах мира, в том числе Африке, Германии, Польше, Японии, Австрии. Широко представлено холодное оружие: средневековые мечи, ятаганы, алебарды, булавы и т.д.

Десятки ценных видов вооружения, некоторые из них декорированы самоцветами, золотом, кораллами, слоновой костью, жемчугом.

Мы с Любашей обратили внимание на необычный экспонат, саблю, имеющую два лезвия, трофей Венской битвы****. На сабле выгравировано тринадцатикнижье*****  из Корана. По легендам, именно таким оружием владели пророк Магомед и полководец Чингисхан.

– Да, – сказала я, выйдя из музея, – какое количество оружия изобретено для лишения человека жизни!

Такие же мысли были и у моей подруги.

— Знаешь, что я подумала? Здесь собраны адские приспособления, цель применения которых противоположна целям нашей профессии – спасению хрупкой человеческой жизни.

Немного помолчав, Любаша добавила:

– Совсем другое дело – древние времена. Вышли два соперника и голыми руками, в честном бою, показали свою силу и удаль! Вот и всё решение возникших между ними противоречий!

Не углубляясь далее в оружейную тему, в глубокой задумчивости, мы побрели в общежитие.

*Фраза, ставшая популярной в Советской России сразу же после Октябрьской революции. Первоисточником считаются слова Христа, переданные в Евангелии от Матфея: «Кто не со Мною, тот против меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30).

**Мулета (англ.) – кусок ярко-красной материи, которым во время корриды тореадор дразнит быка.

***Группа заболеваний, которые связаны с нарушением обмена билирубина и проявляются хронической или переменной желтухой без существенных изменений структуры и функции печени.

****Венская битва произошла 12 сентября 1683 года после двухмесячной осады войском Османской империи столицы Австрии Вены.

*****Тринадцать древнекитайских классических произведений, являющихся каноном конфуцианства. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая.


 


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли!
Интересная очень глава, спасибо.

Дабы не сподвигнуть себя на очередную сагу, выскажу лишь одну "мыслю", не самую оригинальную. Сейчас это явно, хотя и тогда нередко из-за разных точек зрения на определенное событие или явление грузины "наезжали" на армян, армяне – на азеров, азеры – на туркменов, туркмены – на узбеков, узбеки – на казахов… и так по всей 15 звеньевой цепочке, а еще ведь в каждой республике были свои автономные. Плюс к тому: прибалты априори недолюбливали всех из "братских".

Похоже, чувство "национальной исключительности" заложено в каждой народности самой природой. И никуда нам от этого не деться. )

С уважением и признательностью,

Николоз Дроздов   10.06.2023 17:39     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Николоз!

Вы абсолютно правы: чувство национальной уникальности в определённой степени присуще всем народностям. "Худшими" нациями, как правило, оказываются жители соседних стран.

Много лет назад один неглупый человек, какое-то время работавший в Эстонии, сказал мне фразу, которую я помню и поныне:

- Если житель большой страны любит свою Родину - это патриотизм, а если житель маленькой страны любит свою Родину, то это - национализм.

Вот такая интересная философия получается.

С теплом и самыми добрыми пожеланиями.

Нелли Фурс   11.06.2023 14:12   Заявить о нарушении
Точно сказано, уважаемая Нелли!
В метрополиях именно так и думают. )

Николоз Дроздов   11.06.2023 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.