Львов. Поступь столетий
Так вот, Богдан, образец идеального мужа, никогда не инициировал совместные экскурсии, походы, другие развлечения. Каждый курсант самостоятельно находил себе занятие по вкусу в свободное от учёбы время.
Наш с Любашей «сервантесовский» дуэт не мудрствовал лукаво. Первую неделю просто бродили, наслаждаясь красотой древнего города.
В один из таких дней мы прогуливались около Львовского национального академического театра оперы и балета имени С.А. Крушельницкой (Саломея Амвросиевна, украинская оперная певица). У храма Мельпомены собралось человек сто пятьдесят-двести хорошо одетых мужчин. Не заметив среди них женщин, я уточнила у Любаши:
— Это что – сборище лиц нетрадиционной ориентации? Что-то многовато!
– Тихо, – оборвала меня Люба, это политические, украинские националисты. Они всегда здесь собираются. А ты говори потише, а то и убить могут.
— Прямо и убить!
— А ты что думала! Ну, не убить, но неприятности будут гарантированы. Ты же видела реакцию Марии и Зои на твоё нежелание выучить нашу «рiдну мову»?
— Так что, выходит, «кто не с нами, тот против нас»*?
— Да, это действительно так.
В последующем я старалась прилюдно не выражать свои предположения.
В один из редких своих приездов наша «жиличка» Мария зашла в комнату общежития в крайне разгневанном состоянии. Едва поздоровавшись, на высоких тонах и брызжа слюной, твердила мантру:
— Оце, клятi москалi, краще нiчого придумати не мiгли! Оце, клятi москалi! (Вот, проклятые русские, лучше ничего придумать не могли!)
Дождавшись адекватного состояния патриотки Украины, спросила:
— Чем же русские так оскорбили твою национальную гордость?
Оказалось, до Марии дошли слухи, что в столице тогда ещё Советской Украины Киеве, власти приняли решение о демонтаже во Львове памятника одному русскому поэту или писателю и установлению на этом же месте памятника другому русскому литератору. Фамилий давно ушедших из жизни выдающихся литературных деятелей России я не запомнила; озвученная Марией информация относилась к непроверенным слухам.
Я не удержалась от комментария:
— А тебе какая разница? Ну, поменяют одного москаля на другого, не трогают же вашего кобзаря (украинский народный певец, играющий на кобзе, лютнеподобном струнном щипковом музыкальном инструменте) – Тараса Григорьевича Шевченко!
Лучше бы я этого не говорила!
«Благородная» бледность лица украинской патриотки сменилась яркой гиперемией кожи. Разъярённая Мария подскочила ко мне и, став напротив, одним длиннющим предложением, с обилием восклицательных знаков препинания, обозначила своё отношение к русским. При таком быстром темпе подачи информации я не смогла перевести на русский язык гневную тираду.
В сущности, перевод и не нужен был вовсе. Было понятно, что все великие русские писатели, поэты, художники, певцы и другие талантливые личности – это – г… (нелитературное слово, часто повторяемое Марией) в сравнении с названным выше Т. Шевченко.
Я ещё не успела после занятий переодеться в домашнюю одежду, только сняла шейный платок ярко-красного цвета и бросила его на кровать.
Оскорблённая хамскими высказываниями в адрес моих кумиров, не дав визави возможности закончить обличительную речь, я намеренно фальшиво пропела куплет Эскамильо «Тореадор, смелее!..» из оперы Жоржа Бизе «Кармен».
Помахав перед лицом взбешённой националистки шейным платком, как мулетой**, с гордым видом я покинула помещение.
Остыв на свежем воздухе, возвратилась в общежитие. За время моего отсутствия угомонилась и русофобка: то ли спала, то ли притворялась спящей.
Укладываясь спать, я вполголоса продолжала мурлыкать куплеты Эскамильо, заведомо искажая оригинал и голосовО выделяя слово «борьба»:
— Знай, что испанок жгучие глаза
— В час борьбы горят сильней
— И ждёт тебя любовь, тореадор
— Там ждёт тебя любовь …
На следующий день Мария съехала домой, на свои любимые грядки; за ней последовала Зоя, придерживавшаяся нейтралитета в словесном национальном поединке.
Для нас с Любашей наступили «золотые деньки». Мы обходили и объездили всё, что могли.
Первым делом мы, следуя принципу коллегиальности, направились в аптеку-музей, основанную в 1795 году. С момента основания аптека не прекращала свою деятельность, реализуя лекарственные препараты собственного производства. В музее были оборудованы залы с аптекарской утварью: оригинально упакованные скляночки, весы, лабораторные инструменты, медные ступки, жбаны, дистилляторы и другое оборудование.
Не посвящённые в технологии аптечного производства медикаментов, мы только смогли оценить оригинальность и красоту уникальной аптекарской посуды да прочувствовать «дыхание старины глубокой».
Выйдя из музея, я спросила у Любаши:
— А ты что-нибудь помнишь о доброкачественной билирубинемии***? Ты знаешь название этого синдрома по автору?
— Нет, не помню! А какое отношение это имеет к аптеке? Ты, наверное, перегрелась, какая тут связь?
— Есть связь, и прямая. Вот эта самая доброкачественная билирубинемия и называется синдром Жильбера. А между этой фамилией и самой старой аптекой Белоруссии существует тесная взаимосвязь.
— Интересно-интересно, расскажи.
— Да я и сама не знала бы этого, если бы не моя сестра Татьяна, живущая в древнем белорусском городе Гродно уже более пятнадцати лет.
Так вот, в один из приездов в Гродно, мы прогуливались по центральной площади, неподалёку от кафедрального костела Святого Франциска Ксаверия. Вообще-то, такое соседство неудивительно, ведь история аптеки и фармацевтики напрямую связана с историей католических монашеских орденов.
Татьяна, в то время руководитель крупнейшей гродненской аптеки, предложила зайти в аптеку-музей, расположенную по ходу нашего променада.
– За три часа уже успела соскучиться без любимого аптечного запаха? – съязвила я.
— Сама всё увидишь, – ответила сестра, открывая входную дверь.
Самая старая аптека в Беларуси, единственная в стране аптека-музей, впервые упоминается в 1687 году. Она находилась в монастыре иезуитов и предназначалась для монахов-преподавателей и учеников коллегиума. В сегодняшнее здание аптека иезуитов переехала в 1709 году и с того момента была открыта для горожан. После ликвидации ордена она принадлежала Гродненской Медицинской академии, в которой работал со своими учениками французский ботаник Жан Эммануэль Жилибер (материал Алексея Шота). Поэтому музей-аптеку часто называют аптекой Жильбера.
Я вошла в музей-аптеку и замерла: из двадцатого века я попала в средневековье.
Татьяна, провизор высшей квалификационной категории, провела импровизированную экскурсию.
В экспозиции, посвящённой истории старейшей аптеки Беларуси, были представлены лекарственные средства, аптечная посуда и оборудование, медицинский инструментарий, документы и книги восемнадцатого – первой половины двадцатого века.
Сестра подробно рассказала о назначении аптечной посуды и лабораторного оборудования, не касаясь медицинского инструментария: в общих чертах оно было мне известно.
В музее также были представлены экспонаты немедицинского характера:
— шляпа-цилиндр – любимый аксессуар владельца аптеки Эдварда Стемпневского в начале двадцатого века
— флористические композиции знаменитой польской писательницы Элизы Ожешко
— фарфоровый сосуд оригинальной формы и ступка, которые были произведены на одной из гродненских мануфактур в начале двадцатого века
— чучела птиц и животных, в том числе экзотических – рептилий
— более тысячи экспонатов, но, вместе с фондами, их в два раза больше: посуда, оборудование, мебель, книги и документы, – закончила экскурсию сестра.
И добавила:
— Их собирали для музея все неравнодушные гродненские коллекционеры.
Пересказав эту информацию своей товарке Любе, ждала её реакции.
— Да, ваш белорусский, Гродненский музей-аптека побогаче нашего, украинского, будет!
— Так ведь и значительно старше, у Львовского музея всё ещё впереди! – удовлетворённо ответила я.
По рекомендации преподавателей мы с Любой посетили, открытый в 1981 году, музей оружия «Арсенал», отдел Львовского исторического музея, который размещался в помещении памятника архитектуры шестнадцатого века, бывшем Городском арсенале.
Здание музея – это фортификационное сооружение 1554-1556 годов постройки. Ежегодно музей оружия посещают более ста тысяч человек.
Экспозиция поразила нас своим разнообразием и уникальностью: бронзовые пушки, топоры, ружья, доспехи, булавы, сабли; посуда с изображением оружия, военные ордена и военные головные уборы. Экспонаты были собраны в тридцати странах мира, в том числе Африке, Германии, Польше, Японии, Австрии. Широко представлено холодное оружие: средневековые мечи, ятаганы, алебарды, булавы и т.д.
Десятки ценных видов вооружения, некоторые из них декорированы самоцветами, золотом, кораллами, слоновой костью, жемчугом.
Мы с Любашей обратили внимание на необычный экспонат, саблю, имеющую два лезвия, трофей Венской битвы****. На сабле выгравировано тринадцатикнижье***** из Корана. По легендам, именно таким оружием владели пророк Магомед и полководец Чингисхан.
– Да, – сказала я, выйдя из музея, – какое количество оружия изобретено для лишения человека жизни!
Такие же мысли были и у моей подруги.
— Знаешь, что я подумала? Здесь собраны адские приспособления, цель применения которых противоположна целям нашей профессии – спасению хрупкой человеческой жизни.
Немного помолчав, Любаша добавила:
– Совсем другое дело – древние времена. Вышли два соперника и голыми руками, в честном бою, показали свою силу и удаль! Вот и всё решение возникших между ними противоречий!
Не углубляясь далее в оружейную тему, в глубокой задумчивости, мы побрели в общежитие.
*Фраза, ставшая популярной в Советской России сразу же после Октябрьской революции. Первоисточником считаются слова Христа, переданные в Евангелии от Матфея: «Кто не со Мною, тот против меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30).
**Мулета (англ.) – кусок ярко-красной материи, которым во время корриды тореадор дразнит быка.
***Группа заболеваний, которые связаны с нарушением обмена билирубина и проявляются хронической или переменной желтухой без существенных изменений структуры и функции печени.
****Венская битва произошла 12 сентября 1683 года после двухмесячной осады войском Османской империи столицы Австрии Вены.
*****Тринадцать древнекитайских классических произведений, являющихся каноном конфуцианства. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая.
Свидетельство о публикации №220030701115
Интересная очень глава, спасибо.
Дабы не сподвигнуть себя на очередную сагу, выскажу лишь одну "мыслю", не самую оригинальную. Сейчас это явно, хотя и тогда нередко из-за разных точек зрения на определенное событие или явление грузины "наезжали" на армян, армяне – на азеров, азеры – на туркменов, туркмены – на узбеков, узбеки – на казахов… и так по всей 15 звеньевой цепочке, а еще ведь в каждой республике были свои автономные. Плюс к тому: прибалты априори недолюбливали всех из "братских".
Похоже, чувство "национальной исключительности" заложено в каждой народности самой природой. И никуда нам от этого не деться. )
С уважением и признательностью,
Николоз Дроздов 10.06.2023 17:39 Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы: чувство национальной уникальности в определённой степени присуще всем народностям. "Худшими" нациями, как правило, оказываются жители соседних стран.
Много лет назад один неглупый человек, какое-то время работавший в Эстонии, сказал мне фразу, которую я помню и поныне:
- Если житель большой страны любит свою Родину - это патриотизм, а если житель маленькой страны любит свою Родину, то это - национализм.
Вот такая интересная философия получается.
С теплом и самыми добрыми пожеланиями.
Нелли Фурс 11.06.2023 14:12 Заявить о нарушении
В метрополиях именно так и думают. )
Николоз Дроздов 11.06.2023 18:30 Заявить о нарушении