Спящий Эрос и Микеланджело

  «Спящий Эрос» (Sleeping Eros),греческая статуя спящего Эроса, 3-й.-2 век до н.э. Греция, бронза.Метрополитен музей.

     Не все знают,что Микеланджело — начинал свою карьеру в качестве фальсификатора скульптур. Это сегодня его творчество приобрело всемирную славу, а фрески и скульптуры приобрели огромную  цену, а в молодые годы он был никому не известен.

    Наиболее ценными скульптурами на итальянском рынке искусства в это время были древнеримские мраморные статуи. Микеланджело задался целью создать скульптуру, которая могла быть продана как оригинальная, древняя.

    Его первый биограф, Паоло Джовио (1483-1552), писал: “Микеланджело достиг высшей славы в скульптуре, когда он сделал Эроса из мрамора и после держал его похороненным в земле в течение некоторого времени, а затем представил свету снова, но уже с теми пятнами и отметинами, которые он приобрел, а также с другими незначительными несовершенствами, которые намеренно были нанесены на нее так, что Эрос был похож на древнюю скульптуру. Затем он продал его за большую цену через посредника кардиналу Риарио.”

     Микеланджело изготовил «Спящего Эроса» в 1496 году, когда ему было всего 21. Но правда всплыла, и кардинал вернул статую дилеру, Бальдассару дель Миланезе, который без проблем вновь продал её. Так статуя оказалась сначала в коллекции Чезаре Борджиа, а затем у Гвидобальдо да Монтефельтро, в Урбино. В 1502 году Эрос опять оказался у Борджиа, который забрал его в качестве уплаты долга, а после преподнёс в подарок Изабелле д’Эсте в Мантуе, где статуя заняла своё почётное место уже в качестве оригинала Микеланджело.

     Так статуя, которая существовала под видом древнего римского артефакта, стала более ценной спустя шесть лет, когда выяснилась правда, а её автор стал набирать популярность.
         «Спящий Эрос» остались в Мантуе, пока он не был куплен королем Карлом I  в 1631 году. К сожалению, статуя была разрушена, вероятно, в случае пожара в Уайтхолле, в 1698 году. И кардинал Риарио, в то время как, кажется, было не слишком грустно из-за аферы, в которой ему довелось поучаствовать, и стал первым покровителем Микеланджело в Риме.

    Спящий Эрос, конечно, был не единственной подделкой, выполненной Микеланджело. Даже Вазари, близкий друг Микеланджело, и его биограф, без всяких стеснений пишет о том, что у художника была привычка ради заработка копировать чужие рисунки и подменять ими оригиналы. “Он копировал рисунки старых мастеров так прекрасно, что его копии не могли быть отличимы от оригиналов, так тонко он тонировал и состаривал бумагу.”

      В ранних древнегреческих мифах у истоков творения стояли двое: бог любви Эрос и богиня Земли Гея. Согласно литературным источникам VI-VII веков до н.э., Эрос обладал немалой властью: смущал умы смертных и богов, путал планы, бывал не просто капризен, но и жесток, возбуждая в людях неподвластные разуму, неудержимые страсти, ведущие порой к весьма печальным последствиям. Он был влиятельной фигурой во всем, что касалось ухаживания и любовных уз, и символизировал любовное влечение, обеспечивающее продолжение жизни.

     Классическая античность изображала Эроса сильным и красивым юношей с крыльями. Но вкусы менялись, и в эллинский период (с 4 по 1 вв. до н.э.) возник образ Эроса как очаровательного кудрявого ребенка.

      Когда в 1943 году музей "Метрополитен" приобрел скульптуру «Спящий Эрос», кураторы думали, что это либо оригинал, либо очень ранняя копия того же, эллинистического периода. Сейчас, после всевозможных исторических экскурсов и анализов, сделанных при помощи новейшей технологии , ответ о происхождении статуи более определен: да, это оригинал, но реставрированный в более поздний, римский период.


Рецензии
Большое спасибо!!!
Мне нравятся Ваши статьи!!!!!
С теплом!

Иветта Дубович Ветка Кофе   07.03.2020 16:13     Заявить о нарушении