Удав Юзик. Что мы знаем о сказках?

Удав ЮЗИК. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СКАЗКАХ?
         
          В современности мы встречаемся со сказками авторскими (литературными) и народными. (Народные, понятно, тоже когда-то кто-то персонально сочинил. Но с тех пор их столько раз пересказали, что, за невозможностью установления первоавторства, сочинителем значится вся цепочка рассказчиков, которую для краткости именуют «народ»).
          Остановимся сначала на народных, тем более, что от них всё и пошло.
          Во-первых, народная сказка изначально не предназначена для детей.
          Во-вторых, можно сказать, что практически обязательной характеристикой народной сказки является полезность - сказка передаёт слушателям опыт сочинителей. Во всяком случае, до нас дошли только такие, полезные, сказки - с моралью. Другие не выжили.
          Сказки о животных - это либо отголоски сложных тотемных времён, либо, по сути - басни.
          Бытовые сказки - это или сатира, или поучительная новелла. Но поучительная не «в лоб», а так, между делом. Обратите внимание, сказка никогда не является прямой проповедью. Она показывает: герой поступил так-то - получил то-то. (А казни в сказках отличаются такой непомерной жесткостью, что слушатель поневоле задумается, стоит ли поступать так же, как казнённый).
          Волшебные сказки. Если не изобретать велосипед, а обратиться к работе В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», то узнаем, что эти сказки суть - обрядовые, везде устроены одинаково и отражают ритуалы и представления доисторического родового строя. В связи с чем, кстати, все действующие лица либо состоят в семейно-родственных отношениях, либо стремятся их праведными и неправедными путями установить.
          Спрашивается, зачем я вам всё это так нудно рассказываю. А чтобы заключить, что народная сказка любого вида никогда не рождалась «от балды», из чистого вымысла, одного желания творчески самовыразится. Народная сказка крепко стоит на земле и всегда напрямую появлялась из особенностей реальной жизни народа, в котором возникала. Это - важная особенность, давайте её запомним.
          Теперь давайте предположим, что вы ни одной сказки отродясь не слышали, а только то, что я выше написал, прочитали.
          Тотемный миф, басня и сатира сами по себе, как жанры, требуют некоей условности - и обстановки, и персонажей.
          И мы её в сказках вполне встречаем: персонажи сказок являются носителями не характеров, а наборов характеристик и функций. Лиса - хитрая, заяц - трусливый (кстати, в африканских сказках кролик - находчивый; а вы думали «Сказки дядюшки Римуса» на пустом месте взялись? :), медведь - или злобный и глупый, или недалёкий, но добродушный - зависит от времени создания сказки (злобные медведи старше), какой-нибудь Иван - молодой человек, царевич, сын, брат, жених, положительный герой.
          Для волшебной сказки последнее очень важно. Вот это чёткое однозначное деление на «чужих» и «своих» - тех, кто вредит главному герою, и тех, кто ему помогает - оно в волшебной сказке всегда есть и в пределах одной сказки не изменяется.
          Хотя амплуа не закреплено: та же баба Яга в одной сказке - персонаж отрицательный, желающий съесть Иванушку, а в другой - положительный, помогающий всё тому же Ивану-царевичу.
          Тем не менее, повторюсь - сложных изменяющихся характеров вы в сказке не найдёте. Найдёте героев, которые в силу приписанных им черт выполняют предписанные действия.
          В условной реальности, которая описана настолько, насколько в ней действуют персонажи - и не больше, за полной ненадобностью. В сказке лишнего ничего нет. Ни характеров, ни персонажей, ни обстановки.
          Обстановка условна (действие происходит географически «где-то»: за горами, за лесами), схематична и существует, как данность - никто не объясняет (и не собирается), почему звери и как рыбы разговаривают, печи ездят, царство умещается в яйце и можно сходить «туда - не знаю куда» и благополучно вернуться. Так сказке надо - это единственное объяснение, и оно всех устраивает - и персонажей, которые никакими вопросами никогда не задаются, и слушателей.
          И что у нас получается.
          Если вы читаете текст, в котором:
          - нет ни одного персонажа, без которого можно было бы обойтись;
          - те, что есть:
          - выполняют строго конкретные функции и являются носителями от начала до конца неизменных черт (характера);
          - действуют, не мучаясь вопросами «что я делаю, зачем и почему»;
          - возможно, являются друг другу родственниками или хотят ими стать;
          - делятся на два противоборствующих лагеря;
          - события происходят неизвестно где непонятно когда;
          - периодически случаются чудеса, которые всеми персонажами воспринимаются, как данность;
          - для положительных героев всё заканчивается очень хорошо;
          перед вами - волшебная сказка.
          Кстати, «Мэри Поппинс»- сказка именно поэтому. В ней есть реалистическая составляющая, но всё, что не реализм - очевидно подходит под сказочные критерии. Няня является неизвестно откуда готовым и неизменным совершенством, на протяжении всей истории выполняет обозначенные амплуа (и никакие другие) функции, время от времени случаются всякие странности (массовый полёт на воздушных шарах, беседы со статуей, чаепитие под потолком), которые никого, даже горожан, не удивляют,.. дальше сами поищете :).
          А вот с «Хрониками Нарнии», кстати говоря - интереснее. Их все называют сказкой, а они - фэнтезийный миф. Маленькая такая, формально приближённая к сказке мифология для чтения детям младшего школьного. Ну не с Толкина же начинать.
          А почему они - не сказка?
          А потому, что действительность сказки - завершённая и непротиворечивая, с какой стороны ни посмотри. На то она - сказка. Всё на своих местах.
          А внутренняя действительность фэнтези - противоречивая и развивающаяся. Место действия, время действия, изменяющиеся характеры, развивающиеся отношения и т.д. и т.п. Обычная художественная литература.
          Реальность, в которую входит понятие «чудесного», «магического», «волшебного», но живущая по законам внутренней логики (в сказке нет невозможного - случится всё, что нужно рассказчику; в фэнтези - нельзя писать о том, что противоречит естественной логике событий) - в магии, в том числе. Наполненная персонажами, которые удовлетворяют обычным требованиям к персонажам реалистической литературы.
          Собственно, автор фэнтези и пишет совершенно реалистическую литературу - во всём, кроме того, что одни персонажи её могут специфически больше, чем другие, и больше, чем люди - в окружающей автора не виртуальной реальности.
          И всё отличие.
          А над всем, что не отличается - нужно, как обычно - автору думать.
         
          © Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
          Свидетельство о публикации №213062600227
          Обсуждение http://proza.ru/comments.html?2013/06/26/227


Рецензии