Баня по - чёрному

Как  - то  знакомая  сказала:  «Мы  отмечали  День  рождения  в  бане».  Я  удивилась:  «среди  тазов  и   веников?!».  Она  засмеялась:  «Конечно,  нет.  Теперь  баня  - это  развлекательный  комплекс  с  сауной,  бассейном,  баром  и  т.д.».  А  я  вспомнила  совсем  другую  баню.  1965  год.  Я  приехала  по  распределению  после  окончания  мединститута  в  Читинскую  область.  И  почти  сразу  же  была  направлена  в  командировку  в  отдалённое  сибирское  село.
     Поселили  меня  у  пожилой  женщины  в  избе  без  элементарных  «удобств».  Однажды  вечером  хозяйка  сказала:  « Я  сегодня  топила  баню,  все  уже  вымылись.  Ваша  очередь,  там  уже  тепло».  Она  показала  на  небольшое  деревянное  строение  недалеко    от  избы.  Я  вошла  и  сразу  подумала:  «Как  же  здесь  можно  вымыться?!  Здесь  можно  только  вымазаться!»   Все  стены  и  потолок  бани  были  абсолютно  чёрные  от  копоти  и  сажи.  Здесь  же  лежал  огромный   валун.  Что  с  ним  делать,  я  не  знала.  Но  больше  всего  меня  поразило  то,  что  добротная    дубовая  дверь  закрывалась  только   на  маленький  крючок.
    За  окном  тёмная  осенняя  ночь.  Вокруг – никого.  Мне  было  очень  страшно,  я  всё  косилась  на  дверь,  мне  чудились  какие – то шаги,  шорохи.   Позже  хозяйка  спросила,   видела  ли  я  веники,  плескала  ли  на  камень  воду,  чтоб  образовался  пар?  Не  видела,  не  плескала,  быстро  вымылась  и   побежала  домой.   
    И  только  через  много  лет  узнала,  что    бани  по – чёрному   - это  практически  стерильные  помещения.  В  таких  банях  раньше    даже  принимали    роды.    Ведь  дым  и  копоть,  в  состав  которой  входит  деготь,  обладают  бактерицидным  (обеззараживающим) действием,  убивая  плесень,  бактерии,  простейших  (вспомните  дегтярное  мыло).  Возможно,  поэтому  на  Руси  не  было  эпидемии  чумы,  которая  в  просвещённой  Европе  «выкосила»     почти   25  миллионов   человек.
     Польза  таких  бань  заключается  ещё  и  в  том,  что    высокая  температура  и  влажность  снимают  спазмы  дыхательных  путей,  улучшают  обмен  веществ.  После  такой  бани  чувствуется  особая  лёгкость  и  расслабленность.  Вот,  оказывается,  почему  наш  строгий  тренер  категорически  запрещал  нам,  спортсменам,  посещение  бани  накануне  лыжных  соревнований!
    Вот  такой  получился  Гимн  деревенской  бане.


Рецензии
Интересно прочитать , а уж вымыться в такой баньке просто мечта! Заходила я в детстве в такую, запомнила кислый с дымком воздух и копоть, особенно над дверным косяком, шлейфом. Была она низенькая, маленькая, наверно, для экономии дров.

А вот о полезных свойствах у Вас, Анна Федоровна, узнала. Кстати, в разгар коронавируса наши дети капали деготь и включали в розетку распылитель. Руки тоже мыли дегтярным мылом. Переболели, но в легкой форме.

Татьяна Евсюкова   13.05.2021 15:58     Заявить о нарушении
Очень интересное добавление! Здоровья Вам и Вашим близким, Татьяна! Кстати, мою дочку тоже зовут Таня, Танюша.

Анна Федоровна Волкова   13.05.2021 20:46   Заявить о нарушении
Мои друзья написали комментарии к Вашей баньке:А я в детстве просто не знала, что существует что то другое. Только такая баня. С каменкой. И бабушка первая ходила, "ладить", чтобы никто не угорел. Дед строго ходил в шапке, парился. А после - чай из самовара, с шаньгами. Как здорово, что это было в моей жизни!!!(Петренко из Иркутска)Была у нас такая банька. Наш огород пересекала речка, и банька стояла на берегу, во первых, близко воду носить, во вторых, в целях безопасности. Часто, очень часто бани такие горели. Смешно было, когда мылись приезжие гости, их после бани приходилось дома отмывать от сажи. А мы свою баню любили, и когда построили новую, с печью, папа еще очень долго топил время от времени старую. Кстати выбрать камни для каменки, была целая наука, некоторые камни не годились вообще, при нагревании что то там выделялось такое вредное, что людям становилось плохо, не от угара, а именно от камней. Поэтому камни на каменку выбирать ездили со стариками, которые знали что нужно.(Арефьева из Красного Чикоя)

Татьяна Евсюкова   14.05.2021 03:54   Заявить о нарушении
Доброе утро, Татьяна! Спасибо Вам и Вашим друзьям за интересные воспоминания. Моя старшая сестра Инна Сурина полжизни работала директором школы в Ангарске. А до этого успела поработать в Нижнем Часучее, Ононе и др сибирских городах. Вот от неё я и "заразилась" Сибирью.

Анна Федоровна Волкова   14.05.2021 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.