Косма Верхотурский

Сегодня, в день чудесного праздника Рождества захотелось рассказать о моей недавней встрече с художницей-колясочницей Наташей, которую и назвали в честь сегодняшнего дня. Недавно она приезжала в Пермь.

Сидим у неё в палате. Друг напротив друга. Из-за Наташиного плеча выглядывает картина с изображением Святого. И, всякий раз, сталкиваясь с ним глазами, я чувствую третьего человека в комнате, гораздо сильнее, чем мою собеседницу. Кроме этой картины, других в палате нет. «Эта картина — она для тебя как Икона?» - Спрашиваю. - «Это и есть Икона. - Отвечает Наташа. - Она освящённая, я благословения просила на то, чтобы она стала действующей».

Вновь перевожу взгляд на Икону. Не могу оторваться. Печально-спокойный Святой. Чистый-чистый, как взрослый ребёнок. Какой-то хрупкий, утончённый, будто бы бестелесный, будто бы только дух его просквозил через масляное полотно. Немного склонённая голова и удивительно выгнутая кисть руки — так же, как и у Наташи. Отчего же это передалось от художника — картине? Или мне показалось?

«А кто это?» - Спрашиваю. - «Косма Верхотурский. Это неизвестный Святой, потому что он не ходил, прямо как я. - Смеётся Наташа. - Почему-то у нас известны Святые, которые были здоровыми, а об инвалидах говорят мало. А ведь они заслуживают, чтобы о них узнали, ничуть не меньше. Они-то как раз и были настоящими Святыми. И этот — самый мой любимый.

Я узнала о нём случайно, когда ездила в Верхотурье. В Свято-Покровском женском монастыре находятся его мощи, и я пришла им поклониться. А как узнала, что он тоже не ходил, так и упала всем телом на раку. Плачу и говорю: «Как же долго я тебя искала!» А оторваться не могу. Монахини решили продолжить службу. «Пусть она себе лежит», - сказали.

А после я стала везде искать о нём информацию, а её оказалось так мало! Он очень страдал от того, что был инвалидом — его травили, не давали ему прохода, а ведь тогда не было инвалидных приспособлений, и ему приходилось не ходить, а ползать.

Во время крестного хода с мощами Симеона Верхотурского, который не каждый здоровый человек мог бы выдержать, он взмолился Святому, рядом с чьими мощами шёл, об отдыхе. Крестный ход остановился, и до тех пор, пока Косма отдыхал, раку с мощами Симеона никто не мог сдвинуть с места. А Косма выдержал этот путь до конца, хотя ноги его очень болели. Я хочу, чтобы о таких Святых узнавали. У нас удивительное отношение к инвалидам, а так не должно быть.

А его ручку, видишь, которая изогнута, как у меня, я очень долго не могла выписать. Не давалась. А когда, наконец, получилась, я чувствовала себя обессиленной...»

А в этой руке — вся суть его неустойчивости, его лёгкости, этого его парения между небом и землёй.

07.01.2020.


Рецензии