Про написание и все, что с ним связано

Пе­ред тем как на­чать, сра­зу ого­ворюсь, что не окан­чи­вала фил­фак, не яв­ля­юсь по­беди­телем ни­каких ли­тера­тур­ных кон­курсов, зас­лу­жен­ным пи­сате­лем и про­чее, про­чее, про­чее. Од­на­ко мой опыт на­писа­ния че­го-ни­будь ра­ди удо­воль­ствия и воз­можных чи­тате­лей уже де­сяток с лиш­ним лет, за ко­торые я ус­пе­ла не­мало по­нять и улуч­шить. По­тому сме­ло мо­гу за­явить, что мои со­веты — со­веты лю­бите­ля опыт­но­го для лю­бите­лей на­чина­ющих.

      Итак, для че­го вы во­об­ще ре­шили на­чать что-то пи­сать? Ес­ли сей­час вы не мо­жете от­ве­тить на этот воп­рос, то воз­вра­щай­тесь че­рез па­ру ме­сяцев. Серь­ез­но, не сто­ит се­бя му­чить. К сло­ву, от­вет «По­тому что мне хо­чет­ся» име­ет пра­во на су­щес­тво­вание… и яв­ля­ет­ся са­мым час­тым у лю­бите­лей-бу­маго­мара­телей.

      Вы точ­но ре­шили, что хо­тите пи­сать, у вас в го­лове уже за­роди­лась идея, она тол­ка­ет вас впе­ред! Вы вклю­ча­ете компь­ютер, от­кры­ва­ете Word, вдох­но­вен­но пе­чата­ете наз­ва­ние и… сле­ду­ющий час ту­пите пе­ред пус­тым лис­том, по­тому что не зна­ете, как на­чать. А идея все кру­жит над ва­ми, кру­жит, пос­те­пен­но уле­тая ку­да-то все даль­ше в сто­рону окош­ка.

      Стоп! Со­вет Пер­вый — не обя­затель­но на­чинать пи­сать ис­то­рию с на­чала. Пи­шите все, что при­ходит в го­лову, ло­вите идею за хвост, по­ка она от вас не сва­лила. При­дума­ли се­реди­ну — за­пиши­те се­реди­ну, ко­нец — пи­шите ко­нец, ис­то­рию пер­со­нажа, смеш­ные ди­ало­ги, па­фос­ный мо­мент, чью-то внеш­ность, кар­ту — за­пиши­те, тог­да идея ос­та­нет­ся с ва­ми, а лист не бу­дет та­ким уны­ло бе­лым и чис­тым. Каж­дый раз, ког­да в ва­шей го­лове бу­дут рож­дать­ся но­вые ку­соч­ки — за­писы­вай­те их. В чем еще фо­кус, чем боль­ше ку­соч­ков вы за­пиши­те, тем боль­ше и ча­ще бу­дут при­думы­вать­ся но­вые. Пос­те­пен­но ва­ша сло­вес­ная мо­за­ика сло­жит­ся — вы уви­дите об­щую кар­ти­ну сво­его про­из­ве­дения и смо­жете пол­но­цен­но его на­чать.

      Ми­ни-со­вет один: про­думай­те и опи­шите ко­нец сво­его тво­рения хо­тя бы па­рой пред­ло­жений. Зная, чем все за­кон­чится, вы са­ми се­бе за­да­ете об­щую те­му про­из­ве­дения — подс­тра­ива­ете со­бытия, по­веде­ние и ха­рак­те­ры ге­ро­ев так, что­бы все за­кон­чи­лось имен­но так, как зап­ла­ниро­вано. Это из­бавля­ет от «рас­те­кания мыслью по дре­ву» и стра­ха ав­то­ра пос­та­вить фи­наль­ную точ­ку.

      Ми­ни-со­вет два: по­думай­те пе­ред тем как пи­сать фи­нал. Это не дол­жно быть спон­танное ре­шение, вы дол­жны чет­ко осознать, что имен­но так и ни­как ина­че, имен­но так я хо­чу за­кон­чить, имен­но это ска­зать лю­дям. И пом­ни­те, что по пос­ледним стро­кам час­то су­дят все про­из­ве­дение.

      У вас на­чало по­лучать­ся? От­рывки на­конец-то свя­зыва­ют­ся в об­щий текст? Ура! Те­перь вы пи­сатель! Вы пи­шете свое собственное произведение! На­до обя­затель­но вы­ложить его куда-нибудь!
Стоп! Не так быс­тро! Пе­ред тем как во­об­ще от­крыть бра­узер вы­пол­ни­те сле­ду­ющий Со­вет Вто­рой - про­ходим ал­го­ритм:
      1. Пе­речи­тай­те то, что вы на­писа­ли. До­воль­ны? Пе­рехо­дите к п.2. Не до­воль­ны? Про­лис­тай­те статью до Со­вета Треть­его.
      2. Убе­дитесь, что в ва­шем про­из­ве­дении от­сутс­тву­ют ошиб­ки. Как про­верить и от­ре­дак­ти­ровать про­из­ве­дения — см. статью «Про ре­дак­ти­рова­ние и все, что с ним свя­зано».
      3. Убе­дитесь, что на­писан­ное ва­ми яв­ля­ет­ся цель­ным про­из­ве­дени­ем/его за­кон­ченной частью, а не прос­то ран­домным приг­ля­нув­шимся вам от­рывком.
      4. Пе­ред тем как вык­ла­дывать про­из­ве­дение в об­щий дос­туп, най­ди­те сво­его пер­во­го чи­тате­ля (бе­ту), мне­нию ко­торо­го вы до­веря­ете. Же­латель­но, что­бы это был на­читан­ный и адек­ватный че­ловек. Поп­ро­сите его про­читать ва­ше тво­рение и со­об­щить свое мак­си­маль­но объ­ек­тивное мне­ние о ка­чес­тве про­из­ве­дения, ка­ких-то яв­ных ошиб­ках и не­доче­тах. Не пе­режи­вай­те, ес­ли вам на­зовут боль­ше ми­нусов, чем плю­сов.
      5. За­чем был ну­жен п.4? Ра­ди п.5! Ес­ли вас ус­тро­ил по­лучен­ный от­зыв, мо­жете вы­ложить свое про­из­ве­дение на всеобщее обозрение.
      6. По­лучи­те ку­чу не­гатив­ных от­зы­вов.
      7. По­ругай­тесь с ком­мента­тора­ми.
      8. Уда­лите свою стра­ницу.

      СТОП! П.7. и п.8 де­лать не на­до, а вот Со­вет Тре­тий про­читать сто­ит. Воз­можно, не­кото­рые ис­клю­чения со мной не сог­ла­сят­ся, но большинство читателей край­не жес­то­ки по от­но­шению к ав­то­рам, осо­бен­но по от­но­шению к на­чина­ющим ав­то­рам. Тер­мин «Й­уный аф­фтар» зна­ком всем. Всег­да най­дет­ся хо­тя бы один не­доволь­ный чи­татель, ко­торый на­пишет, что ваше творение — дрянь, тут ку­ча ля­пов, нет ло­гики и во­об­ще «Что я толь­ко что про­читал?!». Чем по­пуляр­нее фэн­дом — тем боль­ше та­ких кри­тика­нов-об­си­рате­лей.

      Ми­ни-со­вет три: не на­чинай­те свою карь­еру писателя с по­пуляр­ных жанров, нер­вов пот­ра­тите боль­ше, чем по­лучи­те при­ят­ных от­зы­вов.

      Ми­ни-со­вет че­тыре: что­бы не стать оче­ред­ным ге­ро­ем ме­мов про «й­ун­но­го аф­фта­ра» не вык­ла­дывай­те никуда свои пер­вые про­бы пе­ра. Как по­казы­ва­ет прак­ти­ка, с пер­во­го же ра­за на­писать пре­вос­ходный рас­сказ или кра­сивое сти­хот­во­рение мо­гут ис­клю­читель­ные, ред­кие лю­ди, обычно не яв­ля­ющи­еся це­левой а­уди­торией литературных сайтов, а зна­чит дан­ную статью не при­чита­ющие. Так что не на­до вык­ла­дывать все свои пер­вые по­туги на всеоб­щее обоз­ре­ние. Ча­ще все­го они выг­ля­дят жал­ко, и пер­вый же нат­кнув­ший­ся на них се­тевой тролль об­сме­ет их так, что вы за­хоти­те вы­пол­нить п.7 и п.8.
Что же тог­да де­лать? Со­вет Чет­вертый — на­раба­тывай­те на­вык. Кто ска­зал, что пи­сать прос­то? Кра­сиво и гра­мот­но из­ла­гать свои мыс­ли — это та­кой же на­вык, как пла­вать, иг­рать на ги­таре или счи­тать стол­би­ком. Он не возь­мет­ся из ни­от­ку­да. Он тре­бу­ет дли­тель­ной на­работ­ки, уп­ражне­ний.

      Со­вет Чет­вертый де­ла­ем уп­ражне­ния для раз­ви­тия пи­сатель­ско­го на­выка:
1) Пи­шите. Чем боль­ше и ча­ще — тем луч­ше. О чем угод­но. Мо­жете при­думы­вать и за­писы­вать ис­то­рии, мо­жете прос­то опи­сывать свой день. Ста­рай­тесь, что­бы ва­ши тек­сты бы­ли ху­дожес­твен­ны­ми, на­пол­няй­те их ме­тафо­рами, срав­не­ни­ями, опи­сани­ями.
2) Чи­тай­те. Чем боль­ше вы чи­та­ете — тем боль­ше ваш сло­вар­ный за­пас. Чем боль­ше ваш сло­вар­ный за­пас — тем мень­ше у вас проб­лем с под­бо­ром си­нони­мов или за­меной сло­ва, и тем ярче и интереснее ваш текст.
3) Сле­дите за сво­им прог­рессом. Пе­речи­тывай­те свои ста­рые тек­сты, срав­ни­вай­те с ны­неш­ни­ми, срав­ни­вай­те с тек­ста­ми дру­гих ав­то­ров, за­мечай­те, че­го все еще не хва­та­ет, что на­обо­рот у вас ста­ло по­лучать­ся.
4) Пе­рени­май­те при­емы дру­гих. Нра­вит­ся, как пи­шет Дю­ма или со­сед по пар­те? Поп­ро­буй­те пов­то­рить! Ник­то не ска­жет вам за это ни­чего пло­хого. Ко­неч­но, ес­ли вы не по­пыта­лись вы­дать свои про­бы за свое ори­гиналь­ное ре­шение. Пом­ни­те, что это уп­ражне­ние, оно нап­равле­но на вы­работ­ку на­выка на­писа­ния, а не спи­сыва­ния.
5) Слож­ное. Най­ди­те пос­то­ян­но­го кри­тика-чи­тате­ля. Это дол­жен быть че­ловек, мне­нию ко­торо­го вы до­веря­ете. Пусть он чи­та­ет то, что вы пи­шете, де­лит­ся впе­чат­ле­ни­ями, на­ходит ошиб­ки, ко­торые вы не за­мети­ли, да­ет со­веты о том, че­го не хва­та­ет, за­меча­ет ус­пе­хи. А глав­ное не кри­тику­ет вас по-жес­тко­му, не от­би­ва­ет у вас же­лание пи­сать.

      Вык­ла­дывай­те что-ли­бо на литературные сайты, толь­ко ког­да бу­дете пол­ностью в се­бе уве­рены. Вас и в это­му слу­чае бу­дут ждать не­гатив, кри­тика­ны и без­разли­чие, но его бу­дет уже нам­но­го мень­ше.

      Ми­ни-со­вет пять: не го­нитесь за из­вес­тностью. Прос­то пи­шите и вык­ла­дывай­те. Со вре­менем вы со­бере­те сво­их чи­тате­лей.

      Ми­ни-со­вет шесть: не по­такай­те чи­тате­лям, ес­ли са­ми то­го не хо­тите. Бы­ва­ет, что чи­тате­ли про­сят ожи­вить ка­кого-то пер­со­нажа, свес­ти его с кем-то, опи­сать что-то, зас­та­вить ге­роя пос­ту­пить вот так. Вы мо­жете вы­пол­нить их по­жела­ния толь­ко в том слу­чае, ес­ли вам са­мим нра­вит­ся та­кая идея. Не на­до пи­сать то, что по ва­шему мне­нию не впи­сыва­ет­ся в сю­жет, ха­рак­тер пер­со­нажа или прос­то вам не нра­вит­ся. Во всем ид­ти на по­воду чи­тате­лей — путь в ни­куда.

      По­жалуй, это все нем­но­гое, что я хо­тела бы ска­зать тем, кто впер­вые ре­шил­ся прит­ро­нуть­ся к кла­ви­ату­ре с целью соз­дать что-то не­веро­ят­ное и ли­тера­тур­ное. Про­буй­те! Пы­тай­тесь! Учи­тесь! И не опус­кай­те ру­ки, что­бы вам не го­вори­ли! Чи­тате­ли бы­ва­ют раз­ные, вы не обя­заны прис­лу­шивать­ся ко все и не обя­заны угож­дать каж­до­му.


Рецензии