Чёрная Палочка. О художественных деталях

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ОБЫКНОВЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЯХ
         
          Вы когда-нибудь задумывались, почему одни художественные произведения, даже при наличии лихо закрученного сюжета, вызывают раздражение и скуку, а другие, читаются запоем? Отчего листая страницы одной книги, словно смотришь захватывающий фильм, а глядя в другую – видишь буквы?
          Мне кажется, одним из решающих факторов является мастерство рассказчика. И не в последнюю очередь оно зависит от умения обращать внимание читателя на детали.
          Если я прочту: «..на берегу у самой воды лежала лодка..» - для меня это будет всего лишь констатацией факта и не более того, обозначением места расположения некоего предмета, на фоне которого развернуться более интересные события. Если тоже самое будет представлено иначе - «… на берегу реки, у самой кромки воды лежала на боку брошенная кем-то старая лодка, с прогнившим днищем…» - это уже скажет мне о чём-то более конкретном, поможет зримо представить картину, создаст определённое настроение.
          Конечно, большое значение имеет объём произведения. В рассказе – привлекает лаконичность, в повести или романе – возможность рассмотреть всё поподробнее.
          Там не менее, нехватка деталей переносится читателем легче, чем переизбыток.
          Искусный рассказчик никогда не вываливает на читателя сразу всё, нужное сейчас и способное пригодиться впоследствии, но знакомит с подробностями постепенно, по мере необходимости.
          Когда автор поступает иначе, взахлёб сообщая о главном герое, что тот «...был довольно ленив, на воинскою службу попал благодаря стараниям двоюродного дядюшки с материнской стороны, жёлчного, страдающего подагрой, неприятного старика, женатого на троюродной племяннице графа N...», у читателя в голове образуется каша, и возникает законный вопрос: «А на кой чёрт мне нужно знать о родственных связях, болезнях и особенностях характера дядьки?» На этапе знакомства с героем мне интересен сам герой и вполне достаточно сведений, что он ленив, на службу попал благодаря дядюшке, за что последнего и ненавидит. Вот если этот родственник выйдет на первые роли, тогда меня возможно и заинтересуют подробности его жития. А сейчас о герое мне расскажите, коли уж речь о нём завели.
          Обилие подробностей, особенно не относящихся к делу, быстро утомляет. Читатель начинает скучать, теряет интерес к повествованию.
          В описании внешности, характера, речевых особенностей действующих лиц обязательно должны присутствовать такие детали, которые помогут не только представить, но и безошибочно угадывать персонажей в будущем , даже по тонкому намёку автора. Например, в рассказе Евы «Вечность» такой характерной особенностью, является слово-паразит «да» в устах деда-профессора. Открыл персонаж рот, сразу понятно – дед.
          Немалую роль играет и достоверность приводимых подробностей. В качестве примера приведу краткую выдержку из произведения Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха»:
          «…Я был под большой ветвистой вербой. Поднялся на ноги (люди не могли меня заметить: я сливался с деревом), подпрыгнул и, подтянувшись на руках, взобрался на дерево и спрятался в его ветвях, как огромная древесная лягушка. …
          ….Они отошли от трупа под дерево, на котором я сидел. Если б я пожелал, я мог бы опустить ноги на голову каждому из них, по выбору, или дважды выстрелить из револьвера. С такого расстояния и ребёнок попал бы….».
          Если бы автор вместо приведённых подробностей просто сообщил, что главный герой (совершенно обычный человек) имел возможность в любой момент наверняка лишить жизни сразу двух вооруженных убийц методом передачи мысли на расстояние - поверилось бы?
          Каждый автор хочет донести до читателя своё видение мира, мысли и чувства. А чего хочет читатель, когда берёт в руки книгу? Прежде всего - НОВИЗНЫ. Чувств, впечатлений, ощущений, знаний. Хочет увидеть ДРУГОЙ мир ДРУГИМИ глазами.
          Может автор удовлетворить запросы читателя? Может. Если умело используя детали, позволит окунуться в новизну. Здесь, совсем рядом или «где-то в далёкой-далёкой галактике…»
         
          ***
         
          ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА РАССКАЗА КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
         
          Рассказ – это наиболее лаконичная форма художественной литературы. Рассказ труден именно из-за своего малого объема. «В малом – многое» - вот главное требование к малым формам.
         
          Рассказ требует особенно серьезной, углубленной работы над содержанием, сюжетом, композицией, языком, т.к. в малых формах недостатки видны отчетливей, чем в больших.
          Рассказ – это не простое описание случая из жизни, не зарисовка с натуры.
          Рассказ так же, как и роман, показывает существенные нравственные коллизии. Сюжет рассказа нередко так же важен, как и в других жанрах художественной литературы. Существенна и авторская позиция, значимость темы.
         
          Рассказ - произведение одноплановое, в нем – одна сюжетная линия. Один случай из жизни героев, одна яркая, значительная сцена может стать содержанием рассказа, или сопоставление нескольких эпизодов, охватывающих более или менее продолжительный промежуток времени.
          Слишком медленное развитие сюжета, затянутая экспозиция, излишние подробности вредят восприятию рассказа.
          Хотя бывает и обратный случай. Иногда при чрезмерной лаконичности изложения возникают новые недостатки: отсутствие психологической мотивировки поступков героев, неоправданные провалы в развитии действия, схематичность характеров, лишенных запоминающихся черт.
         
          Н. М. Сикорский считает, что существует краткость продуманная и неоправданная, то есть пропуски в изложении событий, которые легко восстанавливаются воображением читателя, – и незаполненные пустоты, нарушающие целостность повествования. Важно замечать, когда образный показ подменяется просто информационными сообщениями о событиях. То есть, рассказ должен быть не просто короток, он должен обладать подлинно художественной лаконичностью. И здесь особую роль в рассказе играет художественная деталь
         
          В рассказе обычно не бывает большого числа персонажей и многих сюжетных линий. Перегруженность персонажами, сценами, диалогами – наиболее частые недостатки рассказов начинающих авторов.
         
         
          РЕЗЮМЕ
         
         
          Оценка произведения проводится с целью выяснения своеобразия конкретной работы.
         
          Анализ осуществляется в нескольких аспектах:
         
          1. Соотнесенность исполнения и замысла (образ как выражение мыслей и чувств автора);
         
          2. Изобразительная точность (образ как отображение действительности);
         
          3. Эмоциональная точность воздействия текста на воображение, эмоции, ассоциации читателя (образ как средство эстетического сопереживания и сотворчества).
         
          Результатом оценки является создание неких рекомендаций, которые позволят усовершенствовать неудачные компоненты текста, не соответствующие замыслу, общему строю произведения и творческой манере автора.
         
          Умело проведенная трансформация не должна нарушить цельность текста. Напротив, освобождение его структуры от элементов, привнесенных побочными влияниями, прояснит идею произведения.
         
          При стилистической правке устраняются неточности, речевые ошибки в рукописи, шероховатости в стиле;
          при сокращении текста убирается все лишнее, не соответствую¬щее жанру, функциональной принадлежности произведения;
          при композиционной правке перемещаются части текста, иногда вставляются недостающие звенья, необходимые для связности, логической последовательности изложения.
         
          «Осторожно убираешь лишнее, словно снимаешь пленку с переводной картинки, и постепенно под рукой проступает яркий рисунок. Рукопись не тобою написана. И все-таки радостно чувствуешь некоторую причастность к ее созданию» (с)
         
          ***
         
          Информация к размышлению.
          Перед вами две редакции текста начала повести Л. Толстого «Хаджи-Мурат».
         
          ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
         
          Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь. Есть прелестный подбор цветов этого времени года: душистые кашки, красные, белые, розовые, любишь-не-любишь., со своим пряным прелым запахом, желтые, медовые и островидные, - лиловые, тюльпано-видные горошки, разноцветные скабиозы, нежный с чуть розовым пухом подорожник и, главное, прелестные васильки, ярко-синие на солнце, голубые и лиловые вечером. Я люблю эти полевые цветы с их тонкостью отделки и чуть заметным, не для каждого, своим нежным и здоровым запахом. Я набрал большой букет и уже на обратном пути заметил в канаве чудный малиновый в полном цвету репей, того сорта, который у нас называется татарином и который старательно окашивают или выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей, положить его в середину букета. Я слез в канаву и согнал влезшего в цветок шмеля и, так как ножа у меня не было, стал отрывать цветок. Мало того, что он колол со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, стебель его был так страшно крепок, что я бился с ним минут 5, по одной разрывая волокна. Когда я оторвал, я измял цветок, потом он своей аляповатостью и не шел к нежным тонким цветам букета. Я пожалел, что погубил эту красоту, и бросил цветок. «Какая энергия и сила жизни», — подумал я, подходя к нему...
         
          ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
         
          Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь. Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые-, душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-желтой серединой «любишь-нелюбишь» со своей прелой пряной вонью; желтая сурепка со своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; желтые, красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в' молодости, и голубые, и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы повилики. Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называют «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, — он был так страшно крепок; что я бился с ним. минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, — подумал я, Вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. — Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».
         
          © Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
          Свидетельство о публикации №213052901211

          рецензии http://www.proza.ru/comments.html?2013/05/29/1211
         
         
         


Рецензии