Возможность выбора

                …И подозренья осторожный взор
                меня казнит: он правильно заметил
                поэт, я годен только на костёр
                за то, что правды я свидетель,
                за то, что знаю: зелен стебелёк,
                бел снег, и красен мак,
                и кровь красна струится,
                и буду я убит за то, что не жесток,
                и потому, что сам я не убийца.

                Миклош Радноти
               
               
   Каждое живое существо живёт, пока может съесть что-то или кого-то.
   Сначала появляются те, кого будут есть, и лишь потом – те, кто их пожирает. Убийцы приходят последними. И делают мир опасным. Поэтому всегда приятно было думать, что когда-то, в начале времён, был золотой век, в котором никто никого не пожирал.
   Начало времён отдалилось. Из потока Времени вышел человек.

   С приходом человека на Землю не пришло Зло. Пришла возможность различения Добра и Зла. Появилась возможность выбора между ними. Конечно, не сразу и не у всех. Возможность выбора – это тень Свободы в нашем мире, сплетённом из причинно-следственных связей.
   Ни один вид животных – не пример для человека. У животных есть характеры, есть элементы мышления. Но они так «повязаны» инстинктами, что ни о какой свободе речи быть не может.
   Человека создаёт качество, которое называют разными словами: духовность, нравственность, этичность, человечность…  В обыденной жизни оно по-разному проявляется в людях. Но без него нельзя быть Человеком. И общество людей поддерживается только этим качеством. Но это качество может жить только на свободе. Свобода – не цель, а - условие.   
   Свобода – великая ценность и, при этом, очень относительная категория. Мы живём в мире, подчиняющемся законам. Поэтому категория свободы  окружена разнообразными ограничениями. Это и делает её относительной.
   Большинство людей стремится к свободе. Некоторые люди тянутся к власти. Это – стремления-антиподы. Власть – это принуждение человека делать то, чего бы он сам делать не стал. Свобода – это возможность не подчинять свои мысли, желания и поступки требованиям других. Но это ещё и отсутствие потребности подчинять других своим мыслям и желаниям.  Настоящая свобода ни у кого ничего не отнимает.
   Свобода – это действительная ценность, а власть – это необходимое условие для существования сегодняшнего социума, но вымышленная потребность - для человека. Стремление к свободе основано в человеке на желании стать выше самому, стремление к власти основано на подсознательном стремлении считаться выше других, безотносительно к своим действительным качествам. Ведь, властьимущие, по существу, ничем не превосходят любого из своих подданных. Кроме стремления к власти.
 
   Инстинкт самосохранения – основной у всех живых существ.
   Мир животного враждебен ему. И животное защищается от такого мира. Отчаянно идёт межвидовая борьба. Жестоко – внутривидовая.
   У человека инстинкт самосохранения переходит в эгоизм, который в цивилизованном обществе из личного становится классовым. Так возникает социум, являющийся классовым государством. В сущности, в нём, как во всём животном мире, идёт борьба за пользование ресурсами. В нём господствует дух конкуренции, а не сотрудничества. Только Человеку доступно сознательное сотрудничество, которое в обществе Людей, конечно, продуктивнее конкуренции. Только такого общества ещё нет.
 
    Сегодня мы все принадлежим к животному виду Pithecus cogitans. Всю жизнь, от рождения до смерти нас ведут законы этого животного вида. Они тесны для становящегося человека. И человек издавна, стихийно или организованно, протестует против них. Но под любыми лозунгами и знамёнами он не может защититься от действия законов вида.    
   Когда формируется биологический организм, он проходит эволюционные стадии развития и появляется, обычно, таким, каким задуман…
   А когда формируется человеческая личность, чёткой «программы» уже нет. 
Формируясь, личность тоже проходит исторические эволюционные стадии, но может остановиться на любой из них и дальше не пойти. Остановка может произойти и по объективным и по субъективным причинам. И, такие разные, мы выходим в жизнь среди других людей. Поэтому, как личности, мы представляем самые разные стадии эволюции – от каменного века до наших дней, а может быть – и дальше. Поэтому так негармонично общество людей, поэтому, иногда, так трудно нам понять друг друга. В таких условиях возникает необходимость власти – чтобы привести несинхронизированные (соответствующие разным историческим временам) личности к социально приемлемому поведению в «усреднённом» социуме.
    Если построить график в координатах «уровень человеческой развитости  (каждого человека) - количество людей», то у нас получится «гауссиана» - закон нормального распределения. Средняя, «массивная», часть «гауссианы» определяет положение в обществе на данный момент. «Отстающий» от средней части отрезок кривой вносит в «респектабельную» часть общества недобрую простоту отношений давно прошедших времен. «Опережающий» среднюю часть отрезок пытается сделать общество более человеческим.
   Медленно происходит очеловечивание человеческого существа.
   В нашем сознании уже возникло представление о безмерном многообразии Мироздания.    
   Не мы создали Мироздание, а Оно - нас. И, возможно – с какой-то целью.   Чтобы мы поняли эту цель и стремились к её достижению, нас не оставляет вопрос о смысле жизни. Ответа на него у нас нет. И не будет, пока мы не выйдем за пределы потребительских задач нашего животного вида. Ответ у нас появится только тогда, когда действительным смыслом нашего существования станет созидание, а не потребление. Как у звезд, которые излучают себя во Вселенную. Но тогда мы станем существами другого вида.
 
   Античная элейская школа различала мир явленный и мир сущий. Человек, воспринимая органами чувств мир явленный, пытается мышлением оказаться в мире сущем. Мышление «освещает» ближние окрестности мира, явленного человеку.
   Мышление – мощный инструмент. Всю свою историю человек применял этот инструмент, преимущественно, потребительски - для освоения вещества окружающего его материального мира. Работа шла десятки тысячелетий. Каменные рубила, топоры, копья, огонь, механизмы, электричество, ядерная энергия – всё это – ступени работы мышления при освоении вещества – по мере углубления понимания его строения. Другие стороны Бытия мышлением «задевались» лишь попутно. Поэтому и успехи в других областях человеческой жизни значительно скромнее.
   Развитость мышления не является мерой развитости человека. Мыслящее животное без этики становится чудовищем. Нацизм был очень рационален. Но его дела стали мерой бесчеловечности.
   Инстинкты животного рациональны. В природе область их действия жёстко ограничена.
   Принято думать, что мышление делает человека разумным. Но мышление  человека – опасный дар: оно срывает звериные инстинкты с тормозов и способно бессмысленно расширить область их действия. История человечества показывает это. Но сознание человека способно запускать очень важный процесс - сознательную дисциплину. Дисциплина – это подчинение желаний воле. Желательно – своей. Но своя воля – это проявление Воли Божьей.
   Человек полагает, что он сам испытывает желания. Но желания – это инструмент Сил, вызвавших человека к жизни и заставляющих его жить.  Желания осуществляются для достижения конкретных целей, которые поставлены перед человеком. Если эти цели не достигаются, желания теряют смысл. Осуществляющий желания совершает промах – «впадает в грех». И тогда теряет смысл существование носителя желаний. Носители желаний, не достигающих целей, поставленных внешними Силами, вымирают.
 
   Социальная организованность необходима человеку больше, чем кому-либо ещё. Но она должна помогать человеческому существу становиться Человеком. В одиночку человеческое существо не обретёт образа человеческого. Скорее, сойдёт с ума. 
    Государство – это социальная система, возникшая в полном соответствии с качествами образовавших её существ.
   Поэтому, если нам не нравится характер государства, существующего несколько последних тысячелетий, мы должны менять базу, на которой оно существует – себя, свои социально-психологические свойства.
   Самоочевидно для человека, что ценностью является человек со всеми его качествами, а не имущество, которое он нагрёб. Но сегодня социум устроен так, что оценивается имущество, а человеческое в человеке – это его личное дело.   
   Самоценность человека не принимается существующим социумом, всю историю которого человек – только элемент социальной деятельности, необходимой для существования социума.
   Опасность сегодняшнего направления развития социума заключается в том, что он всё больше становится социумом машин, а не людей. Все средства направлены на протезирование возможностей человека и на развитие искусственного интеллекта, а человек, в своих человеческих качествах, не становится значительнее и сильнее. А главное – не становится счастливее.   
   … Дана человеку воля быть добрым или злым, умным или глупым, трудолюбивым или ленивым, здоровым или больным, счастливым или несчастным. И десятки тысячелетий воли этой он не берёт и не может решить, что же ему выбрать. И поэтому остаётся глупым, ленивым, злым, больным и несчастным…
   С-частье – это преодоление своей отдельности, прикосновение к целому, неизмеримо большему всего, что можно себе представить. Прикосновение души к Истине. Приближение конечного сознания к своему вечному источнику. Путей к этому не счесть. Поэтому ощущения счастья так многообразны.

   Человек всегда пребывает в двух ипостасях: человек в обществе и человек перед Богом. О второй своей ипостаси человек может и не знать. Но только пребывая в ней, он обретает свой образ. Ценности человека и ценности социума не всегда совпадают.
   Законы, написанные людьми, не отменяют действия Сил, создавших человека для достижения целей, неведомых человеческим законодателям.
    Разнообразные государственные кодексы – это социальные требования к поведению в обществе. Это – дрессировка, а не «пробуждение» Человека.   Сознательно перестроить существующий социум ещё никому не удавалось. Ну, разве что – выдрессировать людей на короткое время. А потом личности медленно «оседали» по своим эволюционным стратам – в соответствии с законами естественной социальной сепарации. И социум приобретал знакомый образ.   
   В этом социуме, где-то, «на заднем плане», работают Силы, творящие из нас Людей. А «на переднем плане» с нами активно работают дрессировщики и гримёры.
   «Весь мир – театр». А, может быть – цирк. По нему мечутся звери, грубо загримированные под людей, каждый миг готовые обрушить шаткие декорации цивилизации.
   Поэтому, подобно дрессированным животным в цирке, мы носимся по жизни, как медведь на мотоцикле и играем свои социальные роли, как заяц на барабане.
   В течение тысячелетий только религия последовательно стремилась «очеловечить» человека, стараясь не оставлять его наедине со «зверем» в себе. Поэтому у религии возникла «естественная» монополия на духовное в человеке. Этот путь тоже не был прямым: вера наполнялась образами той культуры, в которой жил человек. И эти образы далеко не всегда несли человеку любовь и не всегда устремляли его ввысь.
 
   Всё в нашем мире совершается реализацией различных вероятностей событий. Реализация вероятностей создаёт различные Вселенные и различных представителей одного вида живых существ. Поэтому другой человек – не только  - такой же, как и ты, он – тоже ты, но с другой судьбой, созданной реализацией других вероятностей.  И всё что ты делаешь для другого человека или против него – это ты совершаешь для себя или против себя. Любой поступок между людьми – это прецедент отношений, который, совершившись однажды, дальше «нависает» над каждым человеком: и над тобой, совершившим этот поступок, и надо мной, потому что я – это тоже ты. Он неизбежно многократно повторится в нашем материальном мире. Поэтому человек, различающий Добро и Зло, должен сознательно и, часто, самоотверженно делать свой выбор, сознавая, какой мир он создаёт для себя. Даже если лично его в этом мире не будет, он, всё равно, будет присутствовать в нём во множестве других судеб.

   В мире есть ценности, стоящие жизни. Они так привычны, что мы их уже не замечаем.
   Прежде всего – это всё, что позволяет нам становиться Людьми.
   Вымышленные ценности – это всё, что умаляет Человека в каждом из нас.

   Этика – исключительно человеческое свойство. Это зерно, из которого должно вырасти состояние, свойственное только человеку, которое должно сделать, в принципе, невозможным для него бесчеловечное поведение. Пока этого нет, человек ещё не состоялся.   
   Бесчеловечность – это не отступление от норм человеческих отношений, это – их недостигнутость. Став человеком, уже нельзя покинуть этот уровень. Напрасно сторонники сансары утешают себя тем, что будут искупать грехи неправедной жизни как низшие существа – животные или растения. Грехи человека искупает только человек. Всей мерой человеческой ответственности, различающей Добро и Зло.
   Диоген говорил, что возвращает вещам их настоящие имена. Он ходил днём по улицам с зажжённым фонарём и искал Человека. И не находил его.
   Иногда цинизм позволяет увидеть в истинном свете действующую шкалу ценностей.   
   Наполеон, вручая орден маршалу, думает: «Я даю ему пуговицу, а он должен отдать за неё жизнь».
   Судьба даёт человеку бесконечные сокровища окружающего мира – духовные и материальные. Цивилизованный человек, замкнутый в своём мире, переполненном вымышленными ценностями, обычно, не способен принять этих сокровищ. И силы, действительно созидающие Мироздание, не становятся силами этого человека.
   К счастью, не все люди достаточно цивилизованны. Вспомним ответ Диогена на вопрос одного из авторитетов своего времени, что тот может для него сделать:
   «Не засти мне Солнце».

   
               
 


Рецензии
Много интересных мыслей в Вашем произведении. Все мы несовершенны, и очень далеки от совершенства. Мне понравилась фраза "мы пытаемся искать ответы в мире лжи". Не имея правдивой информации, по той же истории, сложно делать правильные выводы, даже невозможно. Кто-то очень не желает, чтобы человек нашёл правду и обрёл истину, познал истинного себя и окружающий мир. Ведь тогда человек станет свободным! А "им" нужны только рабы...

Геннадий Прохоров   03.04.2020 14:37     Заявить о нарушении
Да. Мир, в котором мы живем, создан не только умыслом людей, выбравших Зло, но и нашими несовершенствами. Но раз мы осознаём их, как несовершенства, есть надежда преодолеть их и ,значит, изменить мир.

Александр Гаврилов 7   03.04.2020 17:37   Заявить о нарушении