О духовной борьбе

Заметки для книги раздумий «Новый путь или многогранность любви»
Предположительно, это будет 8-я глава.

Очень сложная вещь – духовная борьба, преодоление греха. Когда сознательно стараешься не грешить, оказывается, что всё очень сложно. Господь помогает в этой борьбе и дает благодать, но мы должны прикладывать усилие и с помощью разума избегать всего, что ведет к греху.
Когда я осознала, что такое грех чревоугодия, мне стало страшно кушать досыта и слишком вкусно. Ведь это грех, если съедаешь слишком много - обжорство, а если наслаждаешься едой – это лакомство.  Лакомство – это вид чревоугодия. Кто-то скажет, что это небольшой грех. Но дело в том, что любой грех заслоняет нам Бога, мешает нам приблизиться к Богу, источнику радости и благодати. И грань между нормальным питанием и чревоугодием очень тонкая. Помнится, и моя дочь ужаснулась однажды: как же не согрешить чревоугодием? Сложно очень, особенно когда организм растет или в силу каких-то причин аппетит повышен. Всё же утеряна у нас культура воздержания. В древности наверняка была в благочестивых семьях традиция учить детей воздержанию, а у моей семьи такой традиции не было. В праздники и при удобном случае мы устраивали обильные трапезы.
Бывает такое, что люди начинают кидаться в крайности: кушать очень мало, надолго отказываться от сладостей и любимой еды. Потом иногда срываются на обжорство и лакомство. Нужно выбирать воздержание, но разумное, золотую середину, как говорят иногда. Потому что при очень строгом посте и скудном питании может ослабеть здоровье. Многие современные люди по здоровью не могут быть постниками.
А есть более тонкая брань, когда есть любовь к духовному человеку. А тебя этот человек спрашивает: а твоя любовь ко мне это не пристрастие? Не любишь ли ты меня больше Бога? А я не знаю, Бога ведь не вижу. Люблю как могу, иногда возможно и неразумно, до пристрастия, до невозможности надышаться любимым человеком. В моем случае это муж. Как же любить без греховного пристрастия? Как быть, когда упрёки идут изнутри и снаружи, как не впасть в крайность уныния и отчуждения? Греховно ли влюбляться в собственного мужа и наслаждаться тем, что он рядом? Вроде нет. А если это доходит до некоторого неразумия, если это наслаждение через край во время строгого поста? А сердце горячее, пылкое, при мысли об ограничении сразу начинает печалиться? Неужели я мужа люблю больше Христа? – спрашивала я себя и начинала унывать. Возможно, мой повод для уныния покажется кому-то глупым. Но было такое и натуры чувственные, чувствительные и ранимые, скорее всего, меня поймут. Тем более, что это было в первые 2 года долгожданного семейного счастья.
А кто поймет такое слово Апостола: имеющие должны быть, как не имеющие?
Почему есть молитва об умножении любви, но нет молитвы об уменьшении пристрастия. А если вместе с любовью увеличивается и привязанность? На этот вопрос я нашла для себя ответ: чтобы меньше примешивать греховное к отношению к человеку, полезно читать покаянные молитвы. Осознаешь неправильное отношение к чему-либо – мысленно каешься, сожалеешь о своем несовершенстве. И вот покаянные молитвы наполняются новым смыслом, новой глубиной.
Борьба с гордыней или страстью гордости еще тоньше. Вроде бы и гордиться нечем, все лучшее Бог дает,  ничего особенного в нас нет. Но мысли идут, что ты в чем-то лучше других, хочется очень превозноситься, осуждать, злословить, презирать. И вот ты стоишь, читая молитву мытаря, а мыслишь хуже фарисея. Лукавишь, не замечая, как в сердце разрастается гордыня. Я отсекала её проявления много раз. И они появлялись, но в другом виде. Как будто чудище многоголовое растет в душе. Так и мучают они, это ядовитые проявления гордости. И вот уже обиды, раздражение, злоба. Мне снова кажется, что я в чем-то лучше других, поэтому себе такое позволяю. А корень всего этого – в гордыне. И только покаяние, Божья благодать и постоянное наблюдение за своим сердцем помогают снова отсечь наросты гордыни. Участие в таинстве Исповеди и Причастия – самое лучшее подкрепление в этой борьбе.


Рецензии