Арбузы с Васильева хутора

В 1952 году я жил на посёлке городского типа Эсхаре Чугуевского района Харьковской области.

Мы с другом Васютой питались впроголодь. Почему-то всегда хотелось есть. Купить конфет, мороженого или арбуз мы даже не мечтали. Богатые люди ели арбузы. А когда мы это видели, нам так хотелось!

Нехватку нормальных продуктов мы компенсировали диким кормом: грибами, мелкими рыбёшками, орехами, яблоками-дичками, паслёном, рогозом, молодыми побегами камыша. Не пропускали и колхозные угодья. То украдём молодой кукурузы молочной спелости, то яблок или груш в колхозном саду.

Однажды мы узнали от кого-то, что возле хутора Васильева, что возле железнодорожной остановки «Платформа «Дачи», на бахче поспели арбузы. Охранял бахчу конный объездчик. Позариться в таких условиях на колхозные арбузы мог только безумец. Потому что если объездчик поймает, то исхлещет кнутом до крови, может и отправить в милицию. После чего родителей оштрафуют.

Мы прихватили с собой Шурика, который учился от меня классом ниже, в шестом, в одном классе с Васютой. Через много лет Шурик займёт пост заведующего отделом физкультуры и спорта Харьковского облисполкома.

Ну, а пока мы – дети. В рубашечках, штанишках, босиком. И очень хотим арбузов.
До хутора Васильева от Эсхара километра три с половиной. Мы, весело болтая, беззаботно дошли до бахчи. Она заросла метровой высоты бурьяном. Потому что растения семейства тыквенных - огурцы, кабачки, тыквы, арбузы и дыни - нельзя полоть, так как можно повредить плети.

Объездчик непрерывно кружит вокруг бахчи. Мы выждали, пока объездчик отъедет в дальний от нас край. Ползком залезли в бахчу. Вокруг лежали этакими поросятами крупные арбузы. Но надо заползти поглубже, на середину. Чтобы объездчику было не видно нас.

Первым не утерпел Шурик. Нашёл огромный арбуз диаметром в полтора футбольного мяча. Стал пытаться разгрызть его. Но зубы скользили по гладкой и прочной кожуре. Мы с Васютой нашли чуть поменьше, но тоже крупные.

У Шурика текут слюни. Ничего не может сделать.

Я свой арбуз ударил о колено. Он треснул. Перевернул и ударил ещё раз. Вожделенный плод раскололся надвое.

- Ух ты! - шёпотом «закричал» Шурик.

Я протянул ему одну половину, а сам врезался зубами в ярко красную искрящуюся сахаром сладкую мякоть. Шурик тоже стал жадно есть арбуз, пыхтя и причмокивая.
Следом и Васюта разбил свою добычу.

Ели молча, сосредоточенно и в то же время опасливо. Боялись объездчика.
Раньше я думал, что съем три арбуза. Самое странное то, что мы быстро насытились и перестали есть. Васюта запустил грязные руки в красную мякоть и стал их мыть соком. Шурик стал арбузом умываться. Тут же к нему налетели мухи. Решили украсть по одному арбузу домой. Ждали только, когда объездчик удалится в другой конец бахчи.

Случилась катастрофа! Подъехала полуторка с десятком колхозных женщин. Они соскочили с кузова, выстроились в шеренгу и пошли прямо на нас рвать арбузы.
Моё сердце заколотилось от испуга. Но среди воровской нашей шайки я был старшим. Васюта и Шурик искали спасения у меня. Они верили мне. И я взял руководство операцией по побегу из плена. Приказал прерывающимся от страха шёпотом:
- Быстро убрать следы! Закопать разгрызенные арбузы! После этого я пополз в сторону от направления движения женщин. Васюта и Шурик тронулись за мной. Я, как самый светловолосый, не видный в пожелтевшей траве, приподнимал голову и определял курс движения женщин.

Мы долго ползали. Женщины складывали сорванные арбузы в кучи. Объездчик внимательно охранял подступы к бахче.

Нам долго не везло. Когда женщины подходили к одному краю, к другому подъезжал всадник.

Наконец, они оказались в одной стороне бахчи.

Не помня себя от радости, мы выскочили из зарослей бурьяна, пробежали метров двадцать и скрылись в сосновом лесу.

Когда опасность миновала, оказалось, что Шурик успел схватить крупный арбуз. А мы с Васютой прогубошлёпали.

- Шурик, - говорит Васюта,- мы должны этот арбуз поделить на троих.
- А почему же вы не взяли себе? - защищался Шурик, «отмухиваясь» от мух.
- Не догадались, - продолжал наседать Васюта.

- Нет, Васюта, - сказал я, - пусть Шурик несёт домой. У нас с тобой по одной сестре, а у Шурика сёстры Галя, Зоя, Лида и Люда. И брат Витя. Им нужнее арбуз.
Васюта признал нашу с Шуриком правоту.

Рисунок автора: Шурик с арбузом.


Рецензии
Уважаемый Эсхаровец! А мы за арбузами ходили ближе, на "Лаптевку" (хутор Лаптева). Оттуда с нами вместе учился Ваня Повилица и он там знал все ходы и выходы. А с хутора Васильева со мной учился Володя Храмцов до седьмого класса, а в параллельном классе с хутора училась Люба Шульга, так что и туда мы наведывались. А крайний раз я проезжал через хутор Васильев в 2012 году, по этой дороге, а не через Чугуев, ходил автобус "Эсхар-Харьков". С уважением Леонид.

Леонид Хандурин   26.10.2023 13:34     Заявить о нарушении
Мне эти фамилии неизвестны. А дорогу на Харьков мимо Чугуева хорошо знаю. На развилке она слева. Сегодня у меня день рождения - 87 лет! Самочувствие хорошее.

Эсхаровец   26.10.2023 18:58   Заявить о нарушении
Уважаемый Эсхаровец! Разрешите Вас поздравить с Днём рождения и пожелать, чтобы всегда самочувствие было хорошее, как и сегодня. С уважением, Леонид. Тоже - душой эсхаровец.

Леонид Хандурин   26.10.2023 19:31   Заявить о нарушении
Благодарю за поздравление и пожелания. Я постараюсь.

Эсхаровец   26.10.2023 20:04   Заявить о нарушении
Хочется ещё раз побывать на Эсхаре. Окунуться в Донце, побродить по посёлку. Знакомые все вымерли. Может, попадутся их дети.

Эсхаровец   07.11.2023 21:20   Заявить о нарушении
У нас, с женой, тоже такие мысли приходят, но это, сегодня, просто нереально. Даже при том, что там живёт младший брат жены. А по нашей школе тоже попали, одну сторону, "как корова языком слизала". Что там предпринимают для учёбы - не знаю. Но Эсхару тоже "достаётся". Наших одноклассников на Эсхаре мало осталось, точно - меньше десяти. Да, времена!
С уважением Леонид.

Леонид Хандурин   08.11.2023 10:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.