Мой сосед видел Рузвельта, Сталина и Черчилля

В пятьдесят седьмом году я окончил Харьковский машиностроительный техникум и был направлен на работу на Курский завод тракторных запчастей.

Это был год сорокалетия Великой Октябрьской социалистической революции. Десять лет назад, в сорок седьмом году, было тридцать лет революции, но была  голодовка. Так что Сталину «демонстрация» счастливой жизни как-то не удалась.
Поэтому решили в пятьдесят седьмом отфанфариться как следует. Готовили мощную демонстрацию, плакаты, лозунги, транспаранты, портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Хрущёва, Маленкова, Булганина, Первухина, Сабурова, Суслова, Кириченко и других.

Готовился к демонстрации и Курский завод тракторных запчастей. Два художника, Донат Иванович Ананьин и Геннадий Иванович Циклаури, не успевали. Партком завода решил выделить им в помощь от каждого цеха человека. От цеха прецизионных пар выделили меня, не спросив, умею ли я писать или рисовать. Случайно оказалось, что сумел.
Художники при мне то и дело упоминали какого-то Николая Ивановича:
- А Николай Иванович грунтует холсты цинковыми белилами...
- А Николай Иванович написал неплохой морской пейзаж...
- А Николай Иванович то...
- А Николай Иванович это.

Я спросил:
- Кто этот самый Николай Иванович?
- Это, - пояснил мне Генка, - художник с кирпичного завода, где мы вместе работали художниками.

Постепенно забылся Николай Иванович.
Ровно через тридцать лет, в восемьдесят седьмом году моя семья получила квартиру от завода в доме на берегу реки Сейм на проспекте Кулакова.
Как-то случайно я познакомился с одним из жильцов дома Николаем Иваовичем Рыбалковым. Он был уже на пенсии, ходил на рыбалку, благо речка рядом, писал пейзажи. Я тоже ходил на рыбалку и писал пейзажи. Но ни разу мы вместе не были на рыбалке. А вопросы живописи обсуждали у него в квартире.

Однажды он посмотрел мой пейзаж:

- Ты неправильно делаешь лессировку.
- Так меня учил Генка Циклаури.
- Ты знаешь Циклаури?
- Знаю. И Доната знаю. Тридцать лет назад.
- Я считаю себя учеником Циклаури.
- Значит, я о вас от них слышал?

То, что мы оба давно знакомы с Донатом и Генкой, которых к тому времени уже не было в живых, нас с Николаем Ивановичем сблизило. Тесен мир!

Оказалось, что жена Николая Ивановича Надежда Даниловна Горбачёва, была родной сестрой Якова Даниловича Горбачёва, работавшего долго начальником транспортного цеха завода тракторных запчастей, а в последние годы - заместителем директора по сельскому хозяйству. А с Яковом Горбачёвым я учился в одном потоке в политехническом институте. Тесен мир!

Николай Иванович рассказал мне, что он видел живыми Рузвельта, Черчилля и Сталина в сорок третьем году в Тегеране, где он стоял в оцеплении.

- Давайте я от вашего или от своего имени напишу об этом в газету.
- Ни в коем случае! Я ненавижу газеты, брехливых журналистов.

Николай Иванович умер в возрасте семидесяти пяти лет, не дожив до золотой свадьбы три дня.

Полагаю, что теперь о Тегеранской конференции уже можно написать.

Фото из Интернета. За спиной Сталина Молотов.


Рецензии