Дмитрий Кантемир. Господарь, учёный, политик 3

Полное название: "Дмитрий Кантемир – учёный-энциклопедист с мировым именем, сторонник абсолютной просвещённой монархии и дружбы Молдовы с Россией", - не поместилось в рамку.

Значительно переработанная и  дополненная  глава из книги "Молдавская общественно-политическая мысль Нового времени".

Начало здесь - http://www.proza.ru/2020/03/07/127 и здесь - http://www.proza.ru/2020/03/07/170


1.3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   
Дмитрий Кантемир – младший сын молдавского господаря Константина Кантемира Старого (годы правления - 1685-1693 гг.) и Анны(Аниты) Бантыш, происходившей из древнего, хотя и мелкого боярского рода. (1).

[(1) Анна/Анита Бантыш была третьей женой Константина Кантемира (всего у него их было три (по одной из версий -  четыре). Первой женой была Анастасия Гика – дочь господаря Валахии Георгия Гика. Умерла в год свадьбы – 1646 г. Второй – Мария Быя, родственница молдавского господаря Евстратия Дабижи, свадьба состоялась в1665 г., умерла в 1668 г. Дочь – Роксана.

А свадьба с Анной/Анитой состоялась в 1669 г. Благодаря этому браку Константин Кантемир породнился с самыми влиятельными боярскими семьями Молдовы и с господарями Еустратием Дабижой и Георгием Дука.

В 1670 г. от этого брака родился сын Антиох, в 1673 г. – Дмитрий, а в 1675 г. – дочь Елизавета. Анна умерла в 1677 г., когда Дмитрию было 4 года. - Русская родословная книга. СПБ.: Русская старина. 1873 - http://who-was-who.com/data/ru/210306 . См. также - https://ru.rodovid.org/wk/:580382 .

На румынском сайте  MyHeritage приводятся две даты смерти Анны Бантыш/ Кантемир – 1677 и 1727 - https://www.myheritage.ro/names/ .

Год смерти Анны Бантыш 1727 г. без ссылки на конкретный источник указала в своей статье “История рода Кантемир” (в которой есть ляпы), опубликованной 25.01.2005, и Т. Селянинова.  - http://www.geliopolis.ru/istoriya/istoriya-roda-kantemir/  .

Последней женой К. Кантемира по некоторым источникам была Александра Ганя, от которой он имел 2 дочерей - Руксандру и Сафту. Учитывая данное обстоятельство, Анна Бантыш, вероятнее всего, умерла всё же в 1677 г., а не в 1727 г.


Есть авторы (к примеру, Оксана Дубровская), которые не разобравшись, какая по счёту была женой у Константина Кантемира мама Дмитрия Кантемира, ничтоже сумняшеся написали, что Дмитрий Кантемир <<появился от брака Константина Кантемира с Анастасией Гика>>. - Читайте подробнее на SYL.ru:
В книге Русская родословная книга. СПБ.: Русская старина. 1873 сказано следующее: <<Анастасия Гика – дочь господаря Валахии Георгия Гика. Муж – Константин Федорович Кантемир, господарь Молдавии. Свадьба в 1646. Умерла в 1646 г.>> - http://who-was-who.com/data/ru/210338  Так что матерью Д.Кантемира  Анастасия Гика никак не могла быть, который родился, напомню, в  1673 г.) ]


1.3.1. ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ РОДОСЛОВНОЙ 

Именно так, несмотря на то, что для ряда авторитетных современных историков Р. Молдова загадки и тайны родословной Д.Кантемира не существует, они есть и в этом вскоре убедится сам читатель.

Вовсе не случайно, что в ряде публикаций (не во всех), посвященных Д.Кантемиру и его отцу – Константину Кантемиру, не указано, откуда они родом (в отличие от происхождения матери Д.Кантемира, которое указывается всегда).

Конечно, этот вопрос не так уж и важен, или вообще не важен, коли для нас главное – изложение и оценка плодотворной деятельности и творчества Дмитрия Кантемира.

И всё же, если историки пытаются внести ясность в этот вопрос, то и мы обязаны хотя бы обозначить существующие версии на этот счёт.

Прежде всего отметим, что в вопросе о происхождении рода Кантемиров существует огромная разноголосица, а кроме того, закавыка состоит в том, что согласно родословной легенде, основателем рода Кантемиров являлся ногайский хан Темир, переселившийся в Молдавское княжество и принявший крещение около 1540.

Эта версия до недавнего времени была самая распространённая, идущая от самого Дмитрия Кантемира, который отстаивал благородное происхождение своего рода, утверждая, что он «восходит к древнему роду Кантемиров… из Крыма».

Именно вследствие этого выявить подлинную родословную Д.Кантемира нелегко. Веришь, что ни говори, прежде ему самому.

В первую очередь укажем, что в течение столетия основными источниками о родословии Кантемиров были две книги. Это работа самого Д. Кантемира «Viata lui Constantin Cantemir», а также труд проф. Санкт-Петербургской Академии наук Г.З. Байера «История о жизни и деятельности молдавского господаря князя Константина Кантемира».

Первая была написана на латыни в России, но по неизвестным причинам осталась неоконченной. Впервые она была издана на румынском языке в Бухаресте в 1883 г. Многие места авторского текста Д. Кантемира не поддавались прочтению. На основе копии Байер подготовил свое издание, сокращенное почти в 1,6 раза. Это было сделано профессором с согласия Антиоха Кантемира, не владевшего достаточно хорошо латинским языком для того, чтобы справиться с этой работой. Книга вышла в Москве в 1783 г.

Именно в этих книгах впервые была озвучена версия о татарских корнях Кантемиров по отцовской линии. При этом авторы рассматривают древних родичей Кантемиров вплоть до седьмого колена. (Чуть ниже мы еще вернёмся к этому вопросу).

Эта же версия была представлена в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона(ЭСБЕ): Кантемир, Константин Федорович //Энциклопедический словарь. — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1895. — Т. XIV. — С. 317; А также в Британике: Cantemir// 1911 Encyclopedia Britannica — 11 — New York Citi: 1911. — Vol. 5. — P. 209.

Аналогичной версией придерживался румынский историк А.Д. Ксенопол (2): «Кантемиры – татарского происхождения, на что указывает даже их имя: “Хан Темир”». Согласно этой версии, первым представителем семьи Кантемиров был Теодор, который во время правления Штефана Великого перешел на службу в Молдову, будучи обласкан господарем должностью и владениями на юге страны. Позднее, после татарского завоевания соответствующих земель, Теодор получил три поместья в цинуте Фэлчиу и управление цинутом Кодру.  - https://www.moldovenii.md/ru/news/view/section/11/id/5765

[(2) Александру Димитрие Ксенопол (рум. Alexandru Dimitrie Xenopol;  23 марта  1847, Яссы — 27 февраля 1920, Бухарест) — румынский историк, писатель, философ, педагог и социолог англосаксонского происхождения . Старший брат политика и писателя Николае Ксенопола. Член Румынской академии (с 1895)].

Подобную точку зрения отстаивает и известный молдавский историк, и филолог Василий Стати. (Стати В. История Молдовы. — Кишинев.: Tipografia Central;, 2002. — С. 149—150.Это же мнение сохранена и во втором дополненном издании 2014 г.).   

Схожую версию происхождения рода Кантемиров отстаивал с существенной поправкой и Ф.Ангели: <<Древние корни рода Кантемиров ведут не к Тамерлану, как считалось, а к эмиру Едигею (1352-1419 годы), правившему Золотой Ордой более двадцати лет. Он был выходец из ногайского племени мангыт. Кантемир никогда не раскрывал до конца всех подробностей своего происхождения>>.( Малоизвестные факты о Кантемирах// http://www.vedomosti.md/news/Maloizvestnye_Fakty_O_Kantemirah

Детально эта версия Фёдора Ангели излагается в его монографии “Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров: Конец XIV -  первая половина XVIII вв. – Кишинёв: Б.и. (F.E.-P. Tipogr. Centrala,2010. – 240 p. Мы еще вернёмся к версии Ф.Ангели).               

Похожие версии происхождения рода Кантемиров продолжают иметь место до сих пор.

К примеру, 1)сайт «Русский Биографический Словарь» утверждает, что <<Кантемир - русский княжеский род, происходящий от богатого татарина, принявшего христианство в 1540 г. и поселившегося в Молдавии>>.  - http://rulex.ru/01110548.htm   При этом даётся ссылка на ЭСБЕ.

2)Другой сайт <<Хронос. Всемирная история в интернете>> сообщает, что <<Кантемиры -  княжеский род. Родоначальник - болгарский татарин Кантемир, переселившийся в 1540 в Молдавию и принявший христианство. Его род пользовался титулом князя, который никогда не оспаривался, и Кантемиры считались природными князьями.>> - http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kantemiry.php  .При этом даётся ссылка на книгу Сухарева О.В. <<Кто был, кто в России от Петра I до Павла I.>>. Москва, 2005.

3) А некая Т. Селянинова, путешествуя по Инету, установила: <<Согласно одному толкованию, Кантемиры происходят от хана Белгородской орды Темира, чье имя местные жители произносили "хан Темир" как "Кантемир" - отсюда и фамилия. По другому источнику, Кантемир - прозвище богатого татарина, восходящее к словосочетанию "кан Тимур" (кровь Тимура, родственник Тимура, то есть потомок Тамерлана). Как бы там ни было, некто Кантемир в 1540 году принял христианство и поселился в Молдавии, которая к этому времени уже вошла в состав Османской империи. Этот Кантемир и явился основателем рода>>. - http://www.geliopolis.ru/istoriya/istoriya-roda-kantemir/ ;

4) Аналогичная инфа и на сайте http://alexorgco.narod.ru/Asia/Kantemiri.htm : <<Кантемиры – белоордынский род, правивший в Молдавии>>;

5) Схожей версии придерживается питерский ученый В.Е.Возгрин, утверждая, что Дмитрий Кантемир -  отпрыск старинного крымско-татарского рода, шедшего по прямой линии от "железного старца" — Тамерлана. (См.: Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. М.: Мысль, 1992.С. 243. - https://www.litmir.me/br/?b=227227&p=62 ).


КАРДИНАЛЬНО ИНОЙ ВЕРСИИ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ ДРУГИЕ ИСТОРИКИ. Одни, к примеру, Петре Панаитеску (3), ставят под сомнение утверждения Дмитрия Кантемира о благородном и татарском происхождении его рода и опираются на сведения, приводимые Ионом Некулче, который писал, что «Константин Кантемир происходил из скромной рэзешской семьи села Силиштень жудеца Фэлчиу».

В частности, П.Панаитеску отмечал, что высказывания Д. Кантемира о происхождении его рода от среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлана), о «даре Штефаном чел Маре трех сел в Фальчинском уезде Теодору I», о принятии им христианства в ту эпоху является невероятной теорией и фальшью. (См.: Panaitescu P. Dmitrie Cantemir. Via;a ;i opera. -  Bucure;ti, 1958, p.73.). Румынский историк указывал, что в период правления Штефана чел Маре этих сел на карте Молдовы и вовсе не было.

[(3) Панаитеску (Panaitescu) Петре (13.3.1900, Яссы, - 14.11.1967, Бухарест), румынский историк-медиевист. Окончил (1922) Бухарестский университет. В 1927-41 преподаватель, затем профессор славянской истории в Бухарестском университете. С 1944 сотрудник института истории им. Н. Йорги. АН Румынии. Основные труды посвящены развитию феодализма в Румынии и славянских странах, истории средневековой румынской культуры. Большое внимание уделял изданию документов и хроник 15-16 вв. Одна из работ целиком посвящена жизни и сочинениям Дмитрия Кантемира - D. Cantemir. Via;a ;i opera, Buc., 1958].

Последнее обстоятельство подтверждают мнение Николае Йорги (4), согласно которому «если кто-либо захочет узнать настоящую историю того периода, тот должен будет постоянно проверять Дмитрия Кантемира». (Iorga N. Istoria literaturii romane in secolul al XV111-lea (1688-1821), vol. 1. -  Bucuresti, 1969, p. 257-258.). Великий историк считал, что книга Д. Кантемира была написана для освещения определенного периода истории Молдовы, но факты подбирались Дмитрием так, чтобы они по возможности «возвышали род Кантемиров».

[(4) Румынский историк, византинист, литературный критик, писатель, академик Румынской академии и политик. Один из создателей Национально-Демократической партии. В 1931-1932 годах - премьер-министр и министр народного образования. Председатель Сената Румынии. Автор большого числа работ по истории Румынии, Турции, Балкан, по истории румынской литературы. Положил начало литературному течению «сэмэнэторизма» (от названия журнала «Сэмэнэторул» - «Samanatorul», т. е. сеятель, возникшего в результате обострения в стране крестьянского вопроса. Как глава течения Н. Йорга ставил задачу создания такой литературы, которая была бы одинаково доступна и «барыне, и крестьянке».).].

А румынский историк И. Миня, вторя мнению Н. Иорги, утверждал, что Д.Кантемиру важно было поднять престиж дома Кантемиров, которые в России породнились с высшей аристократией («Despre Dmitrie Cantemir, Omul, Scriitorul, Domnitorul». -  Iasi, 1926, pp. 153-155). Д. Кантемир писал в России свою книгу об отце. Ему важно было показать ее христианской элите, что не только он, но и его древние родичи были православными и связать религию с именем Штефана чел Маре, который вел борьбу с османами с крестом в руках.

Молдо-советский исследователь Ермуратский В.Н. также повторяет версию И.Некулче: <<Кантемиры не принадлежали к родовитой боярской знати. Далекие предки Д. Кантемира происходили из свободных крестьян (резешей) села Селистены, Фальчиского цынута на р. Прут, в южной части Молдавии. При господаре Стефане Великом (1457—1504 гг.) за выдающиеся военные подвиги в борьбе против турок предок Д. Кантемира был пожалован боярством. Его дед Федор пал в бою против татар. Отец Дмитрия Кантемира, Константин, за боевые заслуги получил звание сердара, а затем гетмана. Будучи гетманом молдавских войск, он отличился в польско-турецкой войне 1672 г. В 1685 г. султан утвердил К. Кантемира — избранника молдавских бояр — господарем Молдавии. Он правил до 1693 г., т. е. до дня своей смерти>>. (Ермуратский В.Н. Общественно-политические взгляды Дмитрия Кантемира. – Кишинёв: Государственное издательство Молдавии,1956. С.24.

Любопытно, что во второй версии этой книги под названием “Дмитрий Кантемир”, автор ограничивается двумя фразами:” Дмитрий Кантемир родился 16 октября 1673 г. в семье мелкого боярина в округе Фэлчиу. Его отец, Константин Кантемир, последовательно поднимавшийся по ступеням боярской иерархии, в 1685 г. был возведён на господарский престол Молдавии (1685-1691)”. - Ермуратский В.Н. Дмитрий Кантемир. – Кишинёв: Картя Молдовеняска,1983. С.13).

Современные исследования выявили, по мнению сайта <<MOLDOVENII.MD>>, что К. Кантемир родился в семье мелких бояр Нижней Страны, а один из его предков, Пэтру Силиштяну, упомянут в актах времени Штефана Великого. - https://www.moldovenii.md/ru/news/view/section/11/id/5765 

Схожей -  с точкой зрения сайта <<MOLDOVENII.MD>>-  позицией придерживается и доктор истории В.И.Цвиркун.
    

Оспаривая вышеприведённое мнение В.Е.Возгрина о происхождении рода Кантемиров и называя его “не бесспорной”, он пишет, что <<согласно последним изысканиям историков, Кантемиры происходят не из старинного рода крымских татар, а берут своё начало в среде военно-служилого сословия Молдавского княжества>>, и ссылается при этом на работу “Dinastia Cantemirestilor”. (Dinastia Cantemirestilor / Coordonator si redactor stiintific acad. Andrei Esanu. Chisinau: "Stiinta", 2008. P. 47). 

Однако, если вдуматься, у В.И.Цвиркуна, нет собственного твердого мнения о   происхождении рода Кантемиров. В противном случае он использовал бы не фразу “не бесспорной”, а к примеру, -  “не достоверной” или – “ошибочной”.

Более категоричен В.И.Цвиркун в отношении версии о происхождении рода Кантемиров по прямой линии от Тамерлана: “Генеалогическая же связь по прямой линии с великим Тамерланом — не более, чем мифологизация происхождения, желание придать себе статус представителя и преемника древнего героического рода”. (В.И. Цвиркун. Дмитрий Кантемир и его эпоха. Историографические итоги и перспективы изучения - http://www.historia.ru/2016/01/2016-01-tsvirkun.htm#_ednref103 ). Может быть и так, но кроме этих общих слов В.И.Цвиркун больше никаких аргументов не приводит.

Итак, оспаривая версию Д.Кантемира, были высказаны и устоялись две иные версии, согласно которым, по одним данным, К. Кантемир происходил из резешей (свободных крестьян), по другим - из боеринашей (мелких бояр).

Казалось бы, всё прояснилось. Но не тут-то было.


Исследователь Ф.Ангели, относительно недавно, в 2010 г. (См.: Ангели Ф. Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров: Конец XIV – первая половина XVIII вв. -  Кишинев: [Б. и.], 2010. – 239 с.) опираясь на турецкие, австрийские и российские архивы и архивы народа ногаи, поставил в свою очередь под сомнение устоявшуюся среди молдавских историков версии об автохтонном происхождении отца Д.Кантемира. (5).

[(5) Еще до выхода этой книги в свет в 2010 г. на некоторых   электронных сайтах появились тексты с сенсационными заголовками: “Сенсационные открытия о династии Кантемиров” 21.10.2009 на сайте <<PRESS ОБОЗРЕНИЕ>>. -  https://press.try.md/item.php?id=107911  или тот же текст с тем же названием и в тот же день  на другом сайте - .

Строго говоря, особой сенсации в этой публикации нет. О своих восточных корнях писал сам Д.Кантемир. Другое дело, что он вёл свою родословную от Тимура(Тамерлана), а нее от Едигея. Но не это главное.

Если мы заглянем в книгу В.В. Новосельского “Борьба московского государства с татарами в первой половине XVII века”, вышедшую в 1948 г., то обнаружим в ней главу <<События в Крыму при царе [речь идет о крымском хане. – Э.В.] Инайет Гирее (1635 - 1637) и московско-крымские отношения>>, одним из главных героев, которой является вождь буджакских(аккерманских) татар – из Мансуров -  Кантемир. (См.: Новосельский В.В. Борьба московского государства с татарами в первой половине XVII века. – Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР,1948 С.245-255). 

Дело осталось за малым, установить по турецким источникам, является ли упомянутый Кантемир, которого в ряде случаев В.В.Новосельский величает “князь” (Там же. С. 248) отцом господаря Константина Кантемира и дедом Д.Кантемира.

Поражает другое, что наш молдавский кантемировед В. Цвиркун в своем библиографическом исследовании “Дмитрий Кантемир и его эпоха”( http://www.historia.ru/2016/01/2016-01-tsvirkun.htm ) (название, думаю, вовсе не случайно перекликается с названием монографии Ф.Ангели), появившемся в 2016 г.  уже после книги Ф.Ангели(и после его смерти в 2013 г.) анализируя практически всю литературе о Д.Кантемире, ни словом не обмолвился о труде Ф.Ангели.

Не знать о нём – учитывая разнообразные отклики на него в молдавских СМИ и публичную презентацию -  В. Цвиркун не мог. Неужели дело в том, что В. Цвиркун считал версию Ф.Ангели о родословной Д.Кантемира недостаточно обоснованной и убедительной, а попросту говоря, -  фейковой и не хотел критиковать усопшего.]

По мнению Ф.Ангели, архивные материалы подтверждают шесть из семи поколений родичей Д.Кантемира, о которых писал сам экс-господарь.
 
<<Однако не подтверждается, - подчеркивает Ф.Ангели, -  утверждение о том, что этими коленами были: Теодор 1- Григоре-Иван-Василе-Нистор 1-Теодор 11- Кантемир. Их родоначальники не могли носить греческие и славянские имена. Ногайцы были мусульманами. Ошибочно утверждается, что Теодор 1 жил в 1435-1500 гг. Анализ фактических материалов той эпохи дает основание утверждать, что Теодор 1 – вымышленная, выдуманная личность>>. (Ангели Ф.А. Дмитрий Кантемир (1673-1623 гг.) – личность евразийского масштаба// Conferinta stiintific; international; „Alipirea Basarabiei la Rusia in contextul relatiilor multiseculare moldo-ruso-ucrainene” / «Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдо-российско-украинского сотрудничества» (Chisinau, 1-5 aprilie 2012). – Chisinau, 2012.С.20 – 25; См. также :  ).

На самом деле, по Ф.Ангели, до Д. Кантемира были шесть(семь) колен с другими названиями: Едигей – Мансур – Дивей – Араслан - Кантемир Арасланоглу - Константин Кантемир. В архивных материалах дед Д. Кантемира – Кантемир Арасланоглу - проходит и как Кантемир Дивей.
    
К этим шести коленам, тут же замечает Ф.Ангели, можно добавить и колено Бек мурзы (Бакай, Бака, Баккас Бей), которого Дмитрий считал «размножителем» фамилии Кантемиров. Мирза (мырза, мурза) – персидское слово. У тюркских народов России до 1917 г. титул мирза показывал величие рода по отцовской линии.

У меня, разумеется, после такого замечания Ф.Ангели, сразу возникает вопрос: куда добавить? Между каким и каким коленом? Неясно…Ф.Ангели не разъясняет… (6)

[(6) По другим источником, называются 8 колен, включая самого Едигея. Приведём их и сопоставим с теми коленами, которые называет Ф.Ангели. “Благодаря исследованиям Новосельского и Трепавлова по истории Крымского ханства и Ногайской Орды, а также работам других авторов, можно составить 7 поколений рода Мансуров”:

Мансуры-один из 4-х знатнейших бейских родов Крымского ханства. Они не стояли у истоков создания ханата, как Ширины. В это время они еще базировались в Поволжье и Восточном Дешти-Кипчаке, являясь соправителями ханов Сибири и Большой Орды. Одно время они в лице своего родоначальника Мансура б. Едигея возглавляли весь Мангитский Юрт (Ногайскую Орду).

С развалом Большой Орды Мансуры в лице своего лидера Темира б. Мансура перебрались в Крым. Его дочь знаменитая Нур-Салтан стала женой хана Менгли Гирея, потомки женились на ханских дочерях и сестрах. В XVI веке они активно участвуют в войнах и усобицах Гиреев, делая заявку на ведущую роль среди крымской знати.

В первой трети XVII века Мансуры достигают желаемого: в 1628 году, при попустительстве или бессилии хана Джанбека Гирея, уничтожают могущество беев Ширинских и присваивают их улусы, титулы и статус.

Это усиление было связано, прежде всего, с деятельностью сильной личности и крупного военачальника мурзы Кантемира, игравшего при крымском дворе ту же роль, что играл, в свое время, в Англии граф Уорик, то есть "делателя ханов". Даже гибель Кантемира в Стамбуле в 1637 году не поколебала могущества Мансуров. Катастрофа разразилась в 1639 году, когда значительная часть бейского рода была вырезана по приказу хана Бахадыра Гирея, а их владения отданы в управление дальним ногайским родственникам Урмаметевым. Только, вероятно, при хане Исляме III Гирее Мансуры, как и Ширины, вернули свои улусы, но прежнего ослепительного могущества уже не достигали никогда.

Родоначальник -  Едигей. Разумеется, здесь совпадение с версией Ф.Ангели. И по сути, он нулевое колено, если мы говорим о роде Мансура, сына Едигея, а не самого Едигея.
Такое же совпадение в следующем колене –
2) Сын Едигея – Мансур (“Бий (7) Ногайской Орды с 1419 и создатель Мансуровой Орды. Беклербек ханов Сибири и Большой Орды с 1421 по 1427.Казнен ханом Бараком”).

[(7) Бий -  тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула b;k — вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана].

А вот дальше возникает нестыковка. У безымянного автора, скрывающегося под ником “BravlinV” из Казахстана, появляются два колена между Мансуром и Дивеем, которых у Ф.Ангели нет.

3) Темир б. Мансур (Бий Мансуровой Орды с 1440.Беклербек ханов Большой Орды с 1469.В 1481-1483 находился в Крыму. Вернулся в Сарай)

4) Хасан б. Темир. (Женат на Магим, дочери хана Менгли Гирея.)

5)  Дивей б. Хасан (-1575) (Карачибей Мангит-Мансуров в 1542-1572.Попал в русский плен во время Молодинской битвы. Предложения о его обмене были отвергнуты царем Иваном Грозным. Умер в плену.)

6) Арсланай б.Дивей (-1595) (Карачибей Мангитов-Мансуров в 1584-1595.Погиб в Венгерском походе. Был женат на дочери хана Девлета Гирея.)

7) Кантемир б.Арсланай (-1637) ()

8) Константин Кантемир (1612-1693).
http://www.historica.ru/index.php?showtopic=12317 ]

Архивные материалы свидетельствуют, отмечает Ф.Ангели, что корни Кантемиров ведут не к Тамерлану, а к эмиру Едигею (1352-1419 гг.) (8), правившему Золотой Ордой (9) более 20 лет (1395/96 – 1419 гг.) и являвшемуся выходцем из ногайского племени мангыт. Его мать была китаянкой. Являлся сыном беклербека Балтычака. Унаследовал пост отца, возглавив кочевую знать Белой Орды при хане Урусе (1368–77). Около 1376 перешёл на сторону хана Тохтамыша, а вскоре – среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана), которого сопровождал в походе на Золотую Орду в 1391 г. (По одним сведениям, он был лишь проводником армии, по другим — активным участником военных действий против ордынцев). (Участие Едигея во втором походе Тимура на Золотую Орду 1395 г. является спорным).

В правление в Золотой Орде своего племянника, хана Тимур-Кутлуга (1391–99), Едигей с 1391 года занял пост беклербека левого крыла Улуса Джучи. С 1396 года являлся фактическим правителем Золотой Орды. В 1399 совместно с Тимур-Кутлугом разбил на р. Ворскла войско союзника Тохтамыша великого княжества литовского Витовта.

Едигей стал практиковать возведение марионеточных ханов и постоянно находился у них в должности беклербека. Так, при ханах Золотой Орды Шадибеке (1400–07), Пуладе (1407–10), Тимуре (1410–12) сумел укрепить ослабленное смутами государство и фактически управлял им.

Содействовал дальнейшему распространению ислама, особенно в восточных районах государства. Поскольку Едигей не принадлежал к династии Чингисидов, для повышения его авторитета была создана искусственная генеалогия, возводив¬шая родословную Едигея к первому халифу Абу Бекру.

Зимой 1405/06 Едигей окончательно разгромил войска Тохтамыша и убил его; отвоевал у Тимуридов Хорезм. В 1407 захватил г. Болгар, изгнал оттуда сына Тохтамыша Джелал ад-Дина, объявившего себя ханом.

Стремясь восстановить контроль Орды над русскими землями, Едигей предпринял набег в 1408 г. против великого князя московского Василия I Дмитриевича.
В 1411 вступил в конфликт с ханом Тимуром и обосновался в Хорезме, откуда был вытеснен в 1414 сыном правителя Тимура Шахрухом.

Поддерживая номинальных ханов Чекре (1414–16) и Дервиша (1416–19), Едигей уже не мог властвовать над значительными территорией распадавшейся Ор¬ды. В 1416 совершил набег на Киев. Личный улус Едигея и кочевья его соплеменников – мангытов (Мангытский юрт) располагались в степях между реками Яик и Эмба; население этой и окрестных территорий стало ядром сформировавшейся во 2-й пол. 15 в. Ногайской Орды. Разгромленный сыном Тохтамыша Кадыр-Берди на р. Яик, Едигей умер неподалёку от г. Сарайчик. Некоторые эпизоды из жизни Едигея описаны в посвящённом ему эпосе “Едигей”, распространённом у ряда тюркских народов.

[(8) Едигей ханом не был, а официально занимал должность беклярбека(беклербека), то есть управляющего государственной администрацией в Золотой Орде, начиная с Мамая обычно из нечингизидов из племени мангутов.

Беклербек - одна из двух главных административных должностей улуса, схожая с функциями современного премьер-министра.  Бейлербей (беглярбек, беглербег или беклербек) (от тур. Beylerbeyi, букв. бек всех беков) — чиновник высокого ранга, наместник в мусульманских государствах в Средние века и Новом времени, подчинялся только монарху (шаху или султану), соединял в своих руках гражданскую и военную власть. Возглавлял административно территориальную единицу (бейлербейство или беглярбегство).

В Золотой Орде Беклербек (улуг бек), как второе лицо после хана в государственной администрации, стоял во главе армии, ведал внешней политикой, являлся высшей судебной инстанцией, возглавлял сословие кочевой знати (нойоны, эмиры, беки). Под его непосредственном управлением находилась, как правило, западная часть государства («правое крыло»), в то время как «левое крыло» подчинялось хану. Некоторые беклербеки  (Ногай, Мамай, Едигей) достигали такого влияния, что фактически становились соправителями ханов или меняли их по своему усмотрению].



[(9)Золотая Орда; (Улус Джучи, тюрк. Улу Улус — «Великое государство») — средневековое монголо-татарское феодальное государство  в Евразии, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисханом  в результате завоевательных походов монголов.. В 1224—1266 годах находилась в составе Монгольской империи.
В 1266 году при хане Менгу-Тимуре Золота Орда обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной  религией стал ислам.

В состав Золотой Орды в период расцвета входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Крайним юго-восточным пределом Золотой Орды был Южный Казахстан (ныне г. Джамбул), а крайним северо-восточным - г. Тюмень и Искер (близ совр. г. Тобольска) в Западной Сибири. С севера на юг Орда простиралась от среднего течения р. Камы до г. Дербента. Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь.
Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Государственное устройство Золотой Орды было самым примитивным. Единство Орды держалось на системе жестокого террора, власть хана была неограниченной. Наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1313-1342гг.). После хана Узбека Орда переживала период феодальной раздробленности. Падение Золотой Орды, ускоренное Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было столь же скорым, как и ее рождение.

В XV веке Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств: Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.), Астраханское (1459 г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду – центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной, прекратила существование в начале XVI века.

Русские княжества находились от Золотой Орды в период её расцвета в вассальной зависимости.

Орда была основана на очень удобно расположенных землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам. Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии, Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел. На берегах Волги, Яика (Урал), в Крыму и др. территориях строились города.

Население Орды представляло самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь, кыпчаков. Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы.].

Ногайская орда окончательно оформилась в 40-е годы ХV века после начала распада в 20-30-х годах Золотой орды при сыне Едигея -  Нураддине (правил в 1426-1440 гг.). Ногайскую орду населяли мангыты, кунграты (со 2-ой пол. XV в. – ногаи), кыпчаки, башкиры и другие тюркоязычные племена. Основным занятием населения было кочевое скотоводство, сохранялось также домашнее рабство.

Само государственное образование было аморфным, с крайне слабой степенью централизации, лишенным государственной администрации. Вместо самодержавной ханской власти существовала слабо авторитетная власть князей, которые зависели от Совета мурз, собиравшегося на свои съезды, бывшие пережитком древнемонгольских курултаев. Все это говорит о замедленных темпах развития этого полугосударственного образования, сохранявшего в течение двух веков после распада Золотой Орды прежний кочевой характер, в то время как все другие татарские государства переходили к оседлой жизни.

В то же время Ногайская Орда была наиболее населенным и поэтому более сильным по своим людским ресурсам государством по сравнению с Астраханским или Сибирским ханствами. Ногаи могли выставить войско в 120-140 тыс. чел. А это означало, что население Ногайской Орды доходило до 300 тыс. человек. Здесь были также несметные табуны лошадей и стада овец в сотни тысяч голов, которые составляли основу ногайской торговли.

Древние предки Кантемиров, по данной версии, происходят от ногайских татар племени Мансур (большие ногайцы) (10) (Мансуры -  крымское ответвление могущественного ногайского племени Мангыт, другие ветви которого заселяли огромные пространства от Дуная до Урала. Опираясь на столь многочисленную родню на материке, Мансуры вполне могли претендовать на фактическое первенство в Крымском ханстве — и были периоды, когда им удавалось достичь этого.
( ).

Таким образом, будет правильно, когда мы говорим, что предки Кантемиров из Мангытов, и правильно, когда мы говорим, что они из Мансуров. Мангыты в данном случае – целое, а Мансуры – часть целого. А еще более крупным целым являлись ногайские татары - Ногайская орда, куда входили как часть Мангыты).

[(10) В 1556 году Ногайская Орда распалась на три части: Большая орда/Больших ногаев, Малая орда/Малых ногаев (или Казиев улус) и Алтыульская орда (с кочевьями в бассейне реки Эмба)/Алтыулский улус. - http://www.hrono.ru/land/landn/nogaiord.php .Позже они еще больше раздробились.

Среди них самым знаменитым был Кантемир мирза (мырза, мурза), отмечает турецкий историк Хаккы Узунчаршылы. В то время ногаи Большие, из которых вышли Кантемиры, обитали в Нижнем Поволжье. Под натиском калмыцких ханов часть ногайцев Большой орды откочевала на запад и юг. Среди них были и древние предки Кантемиров, которые переселились в Крым при хане Менгли Гирей (Гирай) I, правившего в 1467-1474, 1475-1476, 1478-1514 гг. Гирай от тюркского слова кер, что значит «сильный, великан». В течение в XVI из ногайцев отпочковалась группа их соплеменников и создала Буджакскую (Аккерманскую) орду, во главе которой многие десятилетия были древние родичи Дмитрия Кантемира. В русских источниках она известна еще как Белгородская орда].
Мансуры вели кочевой образ жизни. Племя Мансур первоначально состояло из двух-трех родов. Позднее в него стало входить большее число родов. В середине 50-х годов ХVI века в состав Ногайской орды входили 18 различных племен. Объединения типа союза родов возглавляли наиболее сильные и активные представители влиятельных родов. К ним относились дед и прадеды Д. Кантемира.

Дед Д. Кантемира был мощной фигурой, он перешёл из-под протектората крымского в подчинение Стамбула, являлся основателем Буджакской Орды (1603). (11). Одержал победу над поляками под Цецорой в 1620. Отличился в Хотинской битве в 1621. За эти успехи назначен султаном губернатором османской провинции Силистра (1622-1637) – до устьев Днепра и Дуная, включая Добруджу, Аккерман и Килию. Так султан Осман II оценил героизм Кантемира Арасланоглу (его имя переводится как “сын льва”) во время похода осман на Хотин в 1621 г.

[(11) Российский исследователь В.В.Трепавлов в своей капитальной книге “История ногайской орды” оспаривает эту дату. Он полагает, что на самом деле Буджакская орда сложилась в 20-30-х годах XVII в.: <<Окончательное ее [Буджакской орды] складывание произошло в 1620-1630-х годах, когда ногайские улусы Северо-Западного Причерноморья пополнились выходцами из Большой и Малой Ногайской Орды, отступившими под ударами калмыцкого нашествия. […] Главный антагонист правящей династии [Крымского ханства], мангытский карачи-бек Хантимур превратил Буджак в базу для своей борьбы с ханами, фактически обособившись от Крымского государства. Вот эти-то события и могут считаться началом существования Буджакской Орды. Хантимур в 1621 г. перешел в османское подданство, участвовал в походе султана Османа II на Хотин (Польша), где проявил себя с наилучшей стороны. В награду за отвагу ему было пожаловано звание бейлербея  Озю (Очакова); в начале 1630-х годов он обзавелся рангом бейлербея Бендерского>> (См.: Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. / Отв. ред. М. А. Усманов. 2-е изд., испр. и доп.– Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2016. C.444)].



Кантемир Арасланоглу яро ненавидел поляков, а они его. За многочисленные походы в их страну прозван поляками "Кровавый Меч». Не менее сложные отношения у деда Дмитрия Кантемира были с крымским ханом.
У деда Д. Кантемира, кроме Константина, отца Дмитрия, было еще 4 сына - все с арабскими и тюркскими именами (прозвищами) - Орак мырза, Хусейн и т.д. Кантемиры, имевшие многочисленных родственников, были одним из самых богатых родов своего времени.

В отдельные периоды Кантемир Арасланоглу располагал в Буджаке свыше 40-тысячным войском, готовым в любое время выступить по приказу султана против поляков. (12).

[(12) Российский исследователь В.В.Трепавлов в своей “Истории ногайской орды”, опираясь на многочисленные источники склоняется к мнению, что “общее количество жителей Орды должно было составлять от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти тысяч человек, что вполне вероятно: известно, что Буджакская степь была заселена довольно плотно”. (См.: Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Указ.соч. C.445). Если это так, то тогда, действительно, дед Д.Кантемира мог располагать войском от 40 до 50 тысяч человек.].

Польское правительство постоянно требовало от султана удалить Кантемира Арасланоглу с устьев Днепра и Дуная.

Кантемир – это прозвище. Давать прозвище людям было древним обычаям тюрков. Когда ребенку исполнялся год, прозвище ему давал самый старший по возрасту гость. В пору юности молодой человек получал новое прозвище, которое становилось его именем или фамилией. До принятия тюрками ислама тюркские прозвища - имена носили названия диких зверей, птиц и вещей, выдерживающих большие нагрузки. Одного из сыновей деда Д. Кантемира, как отмечалось, звали Орак (серп). У ногайцев «хан» назывался «кан» («кхан»), темир (демир) – железо. В некоторых тюркских языках переход «к» в «х» и наоборот является нормальным явлением. Кантемир означает «железный хан», «сильный хан». Этимологию этого слова в свое время правильно определил Вольтер. (13).

[(13) Согласно другой версии, Кантемир - по-татарски - ‘’железная кровь’’, а не «железный хан». Не знающие татарский язык исследователи заменяли незнакомое им слово ‘’кан’’ на ‘’хан’’ и трактовали слово “Кантемир” как ‘’железный хан’’. Кроме того, в татарском языке смысл слова зависит от его расположения и ‘’железный хан’’ в переводе будет ‘’Темирхан’’. Это современное татарское имя. – См. : Альтаф Гюльахмедов.Малоизвестные татарские разности – 167 - http://www.proza.ru/2013/05/13/609 ].

Предки Димитрие Кантемира могли переселиться в Буджак после захвата османами в 1484 году Аккермана и Килии, когда султан Баязид II расселил в этих местах 40 тысяч крымских и ногайских татар, освободив их от налогов. (Эта же версия опубликована на Wiki – Ногайцы появились в Буджаке после похода султана Баязида II на Молдавское княжество в 1484 году, когда южная часть Пруто-Днестровского междуречья вошла в Силистрийский санджак Османской империи. Часть этих земель была пожалована крымскому хану, который и поселил здесь своих подданных — татар и ногаев, прибывших из предкавказских степей. - https://ru.wikipedia.org/wiki/ ).

Однако наиболее вероятно, по мнению Ф.Ангели, что они оказались здесь после похода (1538 год) султана Сулеймана I Законодателя в Молдову, когда османы захватили Тигину, назвав ее Бендер. Тогда же была определена граница между Буджаком и Молдовой, которая проходила по Валул луй Траян. Порта переселила в устья Днепра и Буджак большое количество ногайских татар. В течение ХVI века от ногаев отпочковалась часть их соплеменников и создала Буджакскую (Аккерманскую) орду. В 1610-1617 годы Кантемировы улусы обитали к западу от нижнего течения Днепра. (14).

[(14) При чем как утверждает упомянутый уже российский исследователь В.В.Трепавлов в своей капитальной книге “История ногайской орды”, буджакская (аккерманская) орда состояла из осколков Больших и Малых ногаев. (См.: Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Указ. соч. C.446)]

У деда Дмитрия Кантемира в Крыму и на берегах Днепра и Дуная, отмечает Ф.Ангели, было много жен. В документах зафиксировано четыре - столько, сколько позволял ислам, остальные были наложницами. Судя по всему, одна из его жен была христианкой. В ту эпоху среди тюркских вельмож это было обычным явлением. С Константина Кантемира и начинается «христианская жизнь» новой династии, названной династией Константина Кантемира.

Вплоть до убийства 5 июля 1637 г. в Стамбуле по приказу султана Мурада IV Кантемира Арасланоглу, деда Д. Кантемира, не было попыток его свержения не только в многочисленном роду, но и в обществе аккерманских (белгородских) ногайцев, предводителем которых он был до самой свой насильственной смерти.

Поводом для его казни в Стамбуле явились угрозы в адрес султана со стороны Кантемира Арасланоглу, после расправы турок над его младшим сыном Хусейном, убившего   в пьяном состоянии мусульманина.

Однако главная причина, надо полагать, носила другой характер. Султан готовился ко второму походу (8 мая 1638 – 12 июня 1639 гг.) на Иран-Багдад. Ему надо было развязать польский узел. Он боялся несанкционированного нападения Кантемира Арасланоглу на Польшу. К тому же вражда крымского хана и деда Дмитрия усилилась до такой степени, что постоянно держала в напряжении османское правительство. В этих условиях шелковая нить крепко затянулась как вокруг шеи крымского хана Инайет Гирей, так спустя несколько дней и Кантемира Арасланоглу. После потери своего сильного вождя близкие родственники деда Дмитрия Кантемира покорились крымскому хану, принесли ему присягу верности. (Там же. С.21; См. также : Сенсационные открытия о династии Кантемиров -   https://press.try.md/item.php?id=107911 ).


Итак, в настоящее время распространены две версии происхождения Константина Ф. Кантемира и соответственно Дмитрия Кантемира.

Согласно первой, версии автохтонного происхождения, Константин Ф. Кантемир (1627–13(23).3.1693) был выходцем то ли из резешского рода Фэлчиуского цынута (уезда)/ то ли   из военно-служилого сословия Молдавского княжества (впрочем, второе не противоречит первому).

А согласно второй, убедительной версии Ф.Ангели – предки К.Ф.Кантемира были родом из ногайских татар, а его отцом был губернатор османской провинции Силистра и предводителем аккерманских (белгородских) ногайцев. (15).

[(15) К. Кантемир, рано оставшись без родителей (отец был убит турками в 1637 г.), поступил на службу в молдавские отряды («стяги») польской кавалерии, где при королях Владиславе IV и Яне Казимире прослужил 17 лет (1643–60 гг.)  и дослужился до чина ротмистра.

В 1660 г. переехал в Валахию на службу к господарю Григорию Гике. После того как последний лишился трона, Константин возвратился в Молдавию, где служил при нескольких господарях, постепенно укрепляя свое положение, пользовался поддержкой многих бояр и турецких властей, и несмотря на то, что был безграмотным, быстро продвигался по служебной лестнице (16), став одним из наиболее состоятельных бояр княжества. Константин Кантемир зарекомендовал себя как способный военный деятель, по одной из версий, неподтверждённой в других источниках, будучи гетманом молдавских войск– командующего молдавской армией, он отличился в польско-турецкой войне 1672 г. В ходе этой же войны в 1673 г.  спас гарем султана Магомета IV, которым чуть не овладели поляки после Хотинской битвы. (17). В 1683 г.  участвовал в осаде Вены.

[(16) Ворник (представитель молд. господаря) в г. Бырлад (1664–1668), армаш (адм. должность при дворе господаря) (1668–72), сердар (начальник господарской конницы) (1672–81), гетман(?), великий клучер (ведал обеспечением княжеского двора продовольствием) (1681–84), господарь Молдавского княжества (1685–93)].



[(17) Битва под Хотином состоялась 11 ноября 1673 года в ходе польско-турецкой войны 1672-1676 годов. Объединённое польско-литовское войско под командованием коронного гетмана Яна Собеского разгромило турецкую армию во главе с Гусейн-пашой (около 35 тысяч человек), укрепившуюся в старом польском лагере времён первой Хотинской в 1621 году. Хотинская битва закончилась полной победой поляков. Только нескольким тысячам турок из 35-тысячного войска удалось уйти в занятый ими Каменец.
    
Остатки турецкой армии были уничтожены или взяты в плен. Польские потери были значительно меньше, при том что в результате была захвачена сильно укреплённая крепость (Хотинский замок сдался 13 ноября) с большими запасами продовольствия и военного имущества. Хотя эта не привело к перелому в войне, и не закончилось освобождением Каменца, но она подняла престиж Речи Посполитой в Европе, престиж гетмана Яна Собеского, получившего прозвище «Хотинский лев», и помогло ему при избрании на польский трон.]

Константин Кантемир ввел несколько новых податей. Попытался уничтожить воровство и бандитизм. Несмотря на то, что Османская империя теряла европейские территории, Константин Кантемир остался верен туркам.

Он участвовал в битвах между поляками, австрийцами и турками, проводя двуликую политику. Был на стороне турок, но сообщал польскому королю Собескому и австрийцам об их планах. И хотя во время нашествий Яна Собеского в 1685 и 1686 К. Кантемир отказался примкнуть к нему открыто, но тайно помогал ему, когда Собеский вынужден был отступить после Боянской битвы.
 
Установил отношения с Габсбургской империей. Из-за интриг валашского господаря Константина Брынковяну возникла угроза потери трона, и Константин Кантемир поддерживал турецкую политику. (Константин Кантемир – основатель династии Кантемиров//
https://www.moldovenii.md/ru/news/view/section/11/id/5765 )


Константин Кантемир хотя и мог разговаривать на нескольких языках, но был человеком неграмотным (едва умел расписываться). В руках боярской олигархии, по мнению некоторых историков, он оказался пешкой. В годы его княжения в стране жестоко подавлялись антифеодальные выступления крестьян и гайдуков и совершалось много противозаконных действий.

Так, по наущению отдельных бояр (что против Константина Кантемира существует заговор и боясь потерять власть), он приказал казнить самых просвещенных людей того времени -  логофета, начальника господарской канцелярии, М. Костина, знаменитого молдавского летописца и ученого и его брата, гетмана Величко Костина. 

Дмитрий Кантемир в своем сочинении «Vita Constantini Cantemiri» попытался оправдать поступок отца, утверждая, что Мирон и Величко Костин на самом деле были зачинщиками заговора. В действительности, семья Костин представляла угрозу для прочности власти К. Кантемира через проводимую ими филопольскую политику и оппозицию по отношении к увеличению повинностей. После казни братьев Костин вся их семья подверглась жестоким преследованиям.
 
Ион Некулче так описывал Константина Кантемира: «был здоровым, хорошо ел и хорошо пил… Роста был невысокого; был полным, пузатым, краснолицым и губастым. Борода его была бела, как снег. С боярами до времени жил хорошо, потому что был местным и знал всех и каждого, каким был».

(Продолжение последует)


Рецензии