Апология духа

          Дух и его сферы - не тайна и не мистическое наваждение. Проявляясь в человеке, он вырывается на просторы своей ойкумены, пробуждая брожение в обществе. Так духовный протест Ж-Ж Руссо в «Прогулках одинокого мечтателя»   отозвался во Франции изобретением гильотины, жертвами якобинской диктатуры и термидорианского террора, войнами Наполеона и радикальным     изменением    геополитической     ситуации   в     Европе. То, что Л. Гумилёв называл пассионарностью, а В. Ленин реальной силой, имеет универсальное название - дух  эпохи. Он входит в каждого человека, движет историей, его власть над нами беспредельна.
          Правомерно ли такое утверждение? Пока только эзотерические учения признают всемогущество духа. Но они не убеждают рационально мыслящего человека, не несут в себе системного знания о духовности в основе мира. Поэтому возникает вопрос: не пора ли перейти от схоластической рефлексии по поводу духа, рассуждений о духовности человека, таинственности в нём феномена духа, представлений духа творцом нашей действительности к изучению его? Чтобы законы духовного мира стали для человека тем же, чем являются сегодня законы физики для видимого мира. Чтобы можно было руководствоваться этими законами как в сферах духовной, так и практической жизни при объяснении происходящих в них явлений. Эти исследования должны иметь и философскую, и научную составляющую. Необходимо определить также, существуют ли направления философской мысли, согласующиеся с идеей тотального влияния духа на реальную, земную жизнь.
          Вместе с тем, познание духа, его проявлений в нашей жизни- сложное и рискованное занятие. Углубившись в него, можно потерять то, что уже имеешь в качестве основы жизни, например, веру в его реальность, романтическое восприятие действительности. Надо иметь мужество, чтобы подвергнуть испытанию то, что уже греет душу. Но лишь прошедший его, укрепит веру знанием. Духовность перестает быть чем-то скрытым и неясным, когда согласишься с тем, что весь природный мир активно ищет более совершенное состояние, стремится к нему, пребывает в поиске более высоких ценностей, более высоких смыслов. Что идеей самоорганизации, саморазвития пронизаны и мельчайшие частицы, и галактики. Им так же, как и человеку, свойственны «бессознательные» устремления, духовные качества. Но человеку в силу свойственной ему свободы выбора надо осознать духовность, чтобы принять ее для руководства к действию, как это свойственно всему природному миру.
          Определять жизнь духовными ценностями непросто. Человек индивидуален по своему внутреннему содержанию и условиям проживания, поэтому духовная жизнь это творческий процесс — этим она сложна и интересна. При этом активность человека продуктивна только тогда, когда мотивирована двумя другими составляющими его внутреннего мира: осознанием неизбежной реальности идеалов, как будущего; признанием за их ценностями  статуса причины поступков, даже тогда, когда они не входят в круг его непосредственных интересов.
          Есть основания утверждать, что наш видимый мир – продукт духовного мира. Видимый мир погружен в духовный мир, питается его творческой, жизненной энергией. Духовный мир не безучастен в наших поисках, внутренней борьбе. Активный поиск идеала свойственен и ему. Мы избегаем конфликта с духовным миром, когда руководствуемся в своем поведении принципами, свойственными ему. Лишь в согласии с духовным миром мы достигаем благодати, внутреннего покоя, чувства достоинства, то есть всех тех благ, которые мы пытаемся достигнуть материальным благоденствием.
          Изложенное доступно пониманию, если встречают внутреннее приятие. Такие идеи слишком «революционны», чтобы опираться на безусловное подтверждение. Но есть в них логическая последовательность, с ними должен согласится наш внутренний голос, если он опирается на личное осознание жизни и признание духовных основ своего поведения.  Абстрактная вера в «непознаваемого» Бога все меньше устраивает современного человека. Обращение к Нему без логических, рациональных подтверждений не пробуждает в нас вдохновенных чувств, а иным даже кажется идеологической заморочкой. Бог должен быть встроен в мировоззренческий контекст, признание, вера в Него не должно вызывать раздвоения личности. Мораль, нормы нравственности, духовность это властное пожелание Бога и условие нашего выживания как саморазвивающихся, самоорганизующихся субъектов природного мира.
Чем же должен стать переход от рефлексии духа к его познанию? Прежде всего, стремление к познанию духа должно служить насущным потребностям человека понять Мир в целом. Это все труднее сделать в связи с утратой комплекса духовно-психологических, историко-культурных факторов, склоняющих нас к вере в Бога. В наше время к ней люди смогут придти, только углубив свое рациональное мышление за пределы видимого Мира, отказавшись от эмпирии как единственного критерия истины. При этом глубинная беспредельного Мира должна не только декларироваться, а подвергаться осмыслению как постижимая реальность, вплетённая во все сферы действительности, подтверждая главенство духа в становлении видимого мира.
Опытное, чувственное знание не может быть единственной методологической основой такого познания. Человеческое сознание удовлетворит лишь такое мировоззрение, которое включало бы дух в качестве действующего субъекта сущего. Мировоззрение должно создавать представление о становлении мира без тех белых пятен, которые свойственны современной картине мира. Более того, именно с раскрытием функции духовного в становлении (эволюции) видимого мира связано разрешение парадокса развития, когда предполагается, что более высокие состояния могут возникнуть из предшествующего (более низкого) состояния путем количественных манипуляций. Может ли развитие в этом представлении считаться таковым?
          Апология, защита духа необходима для преодоления, внедряемого в нас, пренебрежения к нему. Но и впадать в эйфорию тоже нельзя. Она может склонить нас к поверхностным суждениям, дать повод для разоблачительных суждений апологетам материализма с их грубой, вещественной трактовкой материи и примитивным представлением о духе как фантастическом, сказочном феномене, исключающем глубинное рассмотрение. Таким тенденциям в научных и философских работах противостоят поиски автора мировоззренческих оснований духовной природы Мироздания. Они исходят из анализ факторов реального проявления духа в нашей действительности, теоретических представлений, обосновывающих существование невидимой, духовной Реальности, как  предшественницы нашей, видимой.  Многочисленные аспекты такого подхода к представлению нашего мира, Вселенной и Мироздания в целом изложены в монографии: "Духовно-эвристическая концепция бытия - метафизика духа" (Saarbrucken, 2013г), а также в многочисленных публикациях отечественных и зарубежных изданий. Некоторые из них вошли в  опубликованные автором на странице сайта: проза.ру.


Рецензии