Злость и озлобленность. Разница
В современной психологии злость относят к эмоциям, причем обязательно к сильно разрушительным эмоциям слабого человека. Часто со злостью отождествляют агрессию, раздражительность, выход подавленных обид и прочие реакции на провоцирующие стимулы из окружающей среды. Многие скажут, что между понятиями «злость» и «озлобленность» разницы нет никакой, однако так ли это, рассмотрим подробнее.
Первый и, пожалуй, единственный современный психолог, который назвал злость замечательным качеством – Илья Латыпов, и лучше уже не скажешь:
«Проблема со злостью заключается в том, что эта эмоция направлена на разрушение сложившейся ситуации. Ее функция – дать энергию для того, чтобы что-то разрушить, сломать, взорвать – и этим самым внести изменения».
«Злость может быть направлена на изменение ситуации – и это ее позитивный аспект. На злости мы можем совершать очень и очень многое. Злость сжигает страх и стыд, сносит чувство вины, убирая барьеры, останавливающие наше движение».
Однозначно, злость – качество нужное, и даже необходимое. В жизни бывает масса ситуаций, случаев, или просто затянувшихся социальных условий, которые или сломают психику человека, сделав ёё мягкой, податливой, безвольной, или же, напротив, сделают его сильнее, возможно даже намного морально сильнее, чем этот человек был раньше. И основным качеством, которое не позволит сломаться, будет как раз злость. Ибо злость мобилизует, не даёт человеку распасться на атомы, злость заставляет, пробуждает и побуждает. Иными словами, злость в данном случае является движущей силой. Злость вовсе не обязательно тождественна ненависти (не во всех случаях), потому что можно ненавидеть молча, ненавидеть по-тихому, ненавидеть много лет и ничего при этом не разрешать и не делать: просто жить с этой ненавистью в душе, мучиться и ждать, когда что-то само разрешиться, и попутно отравлять ею жизнь себе и ближайшему окружению. Срываясь и агрессивно отрываясь на всех, на ком это возможно, если те это позволяют. Вот на этом моменте и нужно акцентировать внимание: приведенный пример являет собой ни что иное, как озлобленность (злобу, злобность). Это и есть та самая колоссальная разница между злостью и озлобленностью: первое – активный психологический принцип, побудитель, мобилизатор, второе – постоянно теплящееся, но несколько тупое разрушительное затянувшееся состояние, не имеющее конструктивной линии выхода, по сути ставшее уже укоренившейся чертой характера индивидуума. Хотя, бывает, что и ненависть вулканом прорывается наружу, но часто, выплеснув её, человек успокаивается и затихает (до лучших времён, то есть, до следующего накопления). При этом проблема, конечно, никак не разрешается, только прибавляется накопленный багаж обид, растёт почва для раздора, что с возрастом безвозвратно изменяет и внешность. Озлобленность, ставшая уже характером, несомненно, накладывает отпечаток на своего носителя: озлобленные люди и энергетически тяжелы, и эта тяжесть транслируется через внешность. Такие, как правило, имеют глаза-буравчики, въедливо высверливающие окружающий мир (либо тупой давящий неприязненный взгляд), оквадратившийся, либо напротив заострённый, низ лица (часто от этого образуются «брылья»), тяжелую поступь, сгорбленную спину, итд. Разрушая себя, такие люди не жалеют и окружающих: страдают все, попавшие в ареол их внимания, либо обитания. Озлобленные никогда никому не желают ничего хорошего (только разве лишь на словах). Они завистливы и скупы духовно. От них нет ни теплоты, ни понимания боли другого. Они замкнуты в своей сфере, они привыкли страдать и заставляют страдать тех, кто находится рядом. Их прогнозы – или черный юмор, или отравляющий скепсис. Они умеют точно находить болевые точки и при каждом удобном случае втыкать свои словесные иголки именно туда.
Злость также не есть ярость, ибо ярость – состояние аффекта, или близкое к тому. Это слепое, неконтролируемое чувство. Скорее, не чувство, а сильнейшая эмоция, пусть и кратковременная.
А что же злость? Злость сравнима с дерзостью. Спортсмену, чтобы выиграть, нужно быть дерзким (не бояться дерзнуть), а для этого нужно иметь в себе ту самую злость, чтобы в нужный момент направить её, как резерв в нужное русло. Кому-то нужно вовремя разозлиться на себя, чтобы подавить свою трусость и спасти, вырулить критическую ситуацию… Есть те, кто выздоравливают «вопреки»… Вопреки всем прогнозам, вопреки всем недоброжелателям, вопреки их ожиданиям… Это наличие внутренней злости мобилизует на жизнь… Кому-то злость не позволит сделать не тот шаг: не пойти туда, куда не следует, не жить «как все», не терпеть, потому что «так принято». Злость не позволяет подавить себя. В целом, злость очень даже неплохое средство самосохранения личности. У тех людей, которые умеют пользоваться злостью, и у которых злость находится под контролем - тех сломать очень трудно. Злость знают бунтари, такие не прогнуться ни под обстоятельствами, ни под чьим-то авторитетным мнением, ни под системой в целом. Мало того, злость имеет свою сексуальную харизму.
И очень точно в своих стихах когда-то выразила Анна Ахматова:
Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я была дерзкой, злой и весёлой,
И вовсе не знала, что это счастье…».
Свидетельство о публикации №220030800103