Уже ненужный 2й фронт. Юбилей Чуда в Ремагене

75 лет назад – 7-го марта 1945 года – наши англо-американские партнёры просочились на восточный берег Рейна. Это было, как ныне принято считать, самое настоящее Чудо.

Если бы речь шла о Советской Армии, то едва ли сам факт форсирования ещё одной речки, шириною 300 метров, заслуживал бы упоминания. Известно, что крупнейшая река Европы – это Волга, но, слава Богу, через неё линия фронта не перекатывалась. Правда, немцы стояли у самой воды (севернее Сталинграда), и наши переправы через Волгу на Сталинградский плацдарм простреливались косоприцельным огнём, и подвергались авиаударам. Но по-настоящему сложнейшая река Европы для боевого форсирования – это наш Днепр, где километровая ширина сочетается с крутым берегом и сильнейшим течением (последнее может подтвердить каждый, кто в ней купался или, не дай Бог, катался на лодке). Все остальные замечательные реки, до самого Берлина, уже не воспринимались за серьёзное препятствие, после Днепра.

«… Впрочем, всякое привычно:
Ход войны – как жизни бег.
От заставы пограничной
До Москвы-реки столичной
И обратно – столько рек …»

Но то мы, а то американцы. Открою страшную тайну, если вдруг кому доведётся воевать с ними: их войска физически неспособны преодолевать водные преграды, кроме как по существующим обычным мостам. Была попытка доказать обратное, например, в ходе битвы за Итальянский Сталинград – монастырь Монте-Кассино, перед которым течёт ручей Гарильяно (конечно, знаете?) – понадобилось 5 месяцев и десятки тысяч человеческих жертв, куда там нашей Битве за Днепр. Написано так: «… едва лишь американским инженерам удавалось навести понтонные переправы, как их уносило течением, и войска на том берегу оказывались отрезанными, и уничтожались злыми немецкими танкистами и пулемётчиками…».

Вывод был однозначным: только штатные мосты. Ранее я рассказывал об операции «Огород», воспетой в кинематографе, когда три воздушно-десантные дивизии, в том числе легендарная 101-я из сериалов «Братья по оружию» и «Спасти рядового Райана», высадившись на мостах через Рейн на территории Голландии, пытались отбить и удержать эти мосты до подхода основных сил – но не смогли по причине, написанной прямо в названии ещё одного фильма об этом: «Мост слишком далеко». Была эта операция «Огород», насколько помню, в сентябре 44-го, и вот по состоянию на утро 7-го марта наши союзники всё ещё топтались на западном берегу Рейна, и всё шло к тому, что наша с ними встреча состоится не на Эльбе, а на Рейне.

Если бы не Чудо в Ремагене.

Накануне, 6 марта, американцы взяли город Кёльн (вчера рассказывал об этом), но каково же было их разочарование, когда немцы успели взорвать все мосты через Рейн на территории Кёльна, как и вообще все известные мосты на всей протяженности Рейна. Наши союзники вновь остались у разбитого корыта и, как утверждают некоторые исследователи, всерьёз подумывали о том, что помочь им успешно закончить войну теперь может только атомное оружие.

Или обыкновенное чудо.

Южнее Кёльна примерно в 20 километрах, на берегу Рейна находится городок Бонн, который после войны был столицей англо-французско-американской оккупационной зоны Германии, до тех пор пока Горбач не завалил Берлинскую стену, тем самым расширив оную зону за счёт советской, тогда уже столицей всей зоны стал Берлин. А ещё в 20 километрах южнее Бонна, на берегу Рейна расположен городок Ремаген.

Сейчас в Ремагене никакого моста нет, насколько вы можете видеть на прилагаемой интерактивной карте. А вот раньше он как раз был, и назывался мост Людендорфа.

Железнодорожный мост через Рейн в районе Ремагена начали строить ещё в разгар Первой мировой войны. Германия воевала с Францией на западном берегу Рейна, и мост был необходим для снабжения войск. Но строительство моста было завершено лишь к концу войны – 5-го августа 1918 года, а рельсы на мосту появились еще позже — в 1919 году. Поскольку необходимость снабжения армии уже отпала, то движение грузовых поездов на запад через этот мост так и не началось. Лишь солдаты капитулировавшей немецкой армии возвращались по этому мосту домой с французской стороны.

После окончания Первой мировой войны, только местные жители пользовались пешеходной дорожкой этого моста, что привело к буму свадеб между левобережным Ремагеном и правобережным Эрпелем. В ходе Второй Мировой войны, сначала этот мост (как и всё остальное), бомбила англо-американская стратегическая авиация, но он устоял. Затем его пытались подорвать немецкие сапёры, но он снова устоял. Как сообщается, при взрыве мост подпрыгнул, но опустился обратно на свои опоры.

По другой версии, мост умышленно не был взорван немецкими офицерами, которые устали воевать, устали ждать американских освободителей на восточном берегу, и поэтому не подорвали мост, либо же просто заминировали его крайне криворуко – не сравнить с сотнями (!) случаев, когда немецкие мосты взрывались за пару секунд до того, как на них влетали наши первые тридцатьчетвёрки.

Именно как предательство, либо проявление трусости, расценило этот факт и высшее немецкое командование. Четыре немецких офицера были казнены военным судом, включая отдавшего приказ о подрыве Ханса Шеллера. «… Я вырос с обвинениями в трусости», — вспоминал его сын Герт. В 1967 году майор Шеллер по решению суда был посмертно реабилитирован.

В одной из своих записей в дневнике, сделанных в самом конце войны, начальник немецкого Генерального Штаба, генерал Йодль пишет:

«… Если у армии не осталось никаких резервов, то борьба до последнего солдата не имеет никакого смысла. Но в то время, в связи со сложившейся в государстве ситуацией, эта тема была запретной. После захвата союзниками моста у Ремагена, Гитлером было составлено указание о «летучих полевых судах», согласно которому любой военнослужащий, независимо от его ранга, подлежал расстрелу на месте без суда и следствия, если он, по мнению суда, проявил трусость ...»

Итак, на следующий день после взятия Кёльна, 7-го марта 1945 года, продолжавший наступление передовой отряд 9-й бронетанковой дивизии армии США, около полудня ворвался в город Ремаген и, к своему великому удивлению обнаружил целехонькую переправу. Отряд возглавлял 22-летний лейтенант немецкого происхождения Карл Тиммерман. Он доложил о счастливой находке своему командованию – бригадному генералу Ходжесу, и получил приказ немедленно взять мост штурмом. С момента обнаружения моста американцами до его захвата прошло всего три часа. Проскочив мост под огнём противника, американцы закрепились на восточном берегу Рейна.

Узнав об этом, командующий армией генерал Брэдли приказал Ходжесу немедленно бросить через Рейн всё, что у него имелось, с целью расширения плацдарма. 8-го марта эти мероприятия Брэдли получили одобрение генерала Эйзенхауэра, Главнокомандующего ограниченным контингентом англо-американских войск в Европе.

За одни лишь сутки 8 тысяч американских солдат перешли через мост. Немцы пытались его разбомбить и даже обстреливали ракетами Фау-2, но мост продержался ещё 10 дней, и обрушился только 17-го марта – от повреждений, полученных при неудачной попытке подрыва, и экстремальных нагрузок от прохождения по нему всей массы американских войск.

Но к этому времени он был уже не так и нужен. К 12 марта, 1-я армия США создала на восточном берегу Рейна плацдарм шириной 23 км, насыщенный тремя пехотными и частично одной танковой дивизиями. С этого плацдарма, американцы начали наступление на восток, навстречу нашим войскам – к Эльбе, на Гамбург (второй после Берлина город Германии) и к Рурскому промышленному району.

Захват этого моста положил начало развалу Западного фронта Германии. В Рурском котле оказались окруженными более 300 тыс. немцев. Потом американский воздушно-десантный корпус разрезал этот котел пополам. Положение у немецких войск стало безвыходным и командовавший немецкой группировкой фельдмаршал Вальтер Модель, чтобы не попасть в плен, застрелился.

Переправа тысяч американских солдат через Рейн вошла в военную историю США как «чудо Ремагена». Легенда гласит, что генерал Эйзенхауэр в этой связи провозгласил:

«Мост стоит своего веса в золоте».

Историк Курт Клеман говорит: «До Ремагена США полагали, что война продлится до осени 1945 года». И даже думали, по его словам, о нанесении ядерного удара по Берлину, чтобы заставить противника капитулировать. Другие историки также не исключают такого сценария.

На сегодняшний день, от «золотого моста» Людендорфа остались лишь четыре башни, которые и поныне стоят на берегах Рейна, по две на каждом. Башни выполняли функцию оборонительных цитаделей с окошками-бойницами, помещениями для людей и оружия. Музей в башнях Ремагена с 1980 года напоминает о драматических событиях. «У нас около 20 тысяч посетителей в год», — говорит директор Франк Корнели. Кассир Дорис Шарренбройх добавляет: «Около трети — иностранцы. Много туристов из США». Гостевая книга содержит трогательные комментарии потомков солдат, которые переходили через Ремагенский мост в 1945 году. И сегодня в музее можно купить в качестве сувенира камушек из опор Ремагенского моста, которые лишь в 1976 году убрали из Рейна, чтобы они не мешали судоходству.

За башнями на правом берегу Рейна начинается железнодорожный туннель — теперь уже без рельсов. В туннеле с 2006 года ставят спектакль под названием «Мост», реконструирующий этот важный эпизод Второй мировой войны на месте реальных событий. Мостовые башни и туннель используются также регулярно в качестве места проведения выставок и концертов.

Всемирную известность Ремагенскому мосту принесла голливудская драма The Bridge at Remagen в конце шестидесятых. Художественный фильм, использующий реальные факты боев за мост через Рейн в марте 1945 года в качестве достоверного исторического фона, поднимает проблемы самопожертвования, допустимого риска и приемлемых потерь.

Официальные власти Западной Германии не дали разрешения на съемку картины, сославшись на возможные помехи судоходству по Рейну. Фильм поэтому снимали в Чехословакии. В конце съемок в Чехословакию вошли советские войска (это был 1968 год), и съемочной группе пришлось в спешном порядке уезжать на Запад на такси.

Упоминается Ремагенский мост также в фильме Monuments Men 2014 года, в котором спецподразделение американской армии во главе с героем Джорджа Клуни спасает в хаосе войны произведения искусства от нацистов.

Интерактивная карта боевых действий:


Рецензии