Душа...

   Данная заметка появилась в результате моей попытки упорядочить собственное мировоззрение, базировавшееся изначально на атеизме и диалектическом (на самом деле – вульгарном) материализме – таковыми были образование и воспитание в советской семье и школе. Однако, вследствие неких переживаний и прозрений, уже в зрелом возрасте, я отрёкся от атеизма и уверовал в Бога. Но как апостолу Фоме, мне почему-то непременно-таки понадобилось «вложить персты в раны», чтобы объяснить самому себе: что же такое человеческая душа? И как она проявляет себя в материальном мире и взаимодействует с ним?..

   Тысячи лет человеческий ум бьётся над загадкой: существует ли, помимо материального, духовный мир?.. Лишь избранным, сугубо на индивидуальном опыте, дано при жизни воочию убедиться в том, что он реален. Для остальных же это – вопрос упования, веры – порою, шаткой, граничащей с суеверием. Поэтому современное научное представление о происхождении, эволюции и строении жизни, основанное на открытиях в разных областях естествознания, не позволяет материалистам признать реальность духовного мира. И к аргументам идеалистов, чьи доказательства сводятся к «чудесам», необъяснимым наукой природным феноменам, свидетельствам непосредственных очевидцев, материалисты относятся весьма скептически. В вопросах сосуществования и взаимодействия духа и материи, наличия у человека бессмертной души между материалистами и идеалистами крайне мало согласия. И даже уровень эрудиции здесь не при чём. Верующим может быть и учёный-физик, а атеистом такой же, как я, поверхностно начитанный человек. Поэтому не удивлюсь, если кому-то из читателей мои рассуждения на эту тему покажутся недалёкими, наивными и весьма спорными...
   Всё, о чём мы можем помыслить, что можем себе вообразить, но не в состоянии увидеть, услышать, пощупать руками, либо ощутить физическими приборами, проверить экспериментально или доказать с помощью математических вычислений, мы относим к области идеального. Так и душа. Представление о ней складывается с тех пор, как появился человек разумный. Но никакие физические приборы, опыты, научные эксперименты человеческую душу в свои сети пока так и не уловили...
   На мой взгляд, каждая человеческая душа уникальна и проживает на Земле одну жизнь. Вероятно, уже с момента зачатия в эмбрионе возникают условия для восприятия из мира духовного частицы Божественного всепроникающего Духа – первоосновы души. И развития её, покуда человек жив, нераздельно, но и неслиянно с телом, как личностной, возвышающей его сути, доступной для нашего постижения лишь чувственно, интуитивно. Свойствами души являются сознание и подсознание, взаимодействующие с мозгом и органами чувств, грубо говоря, в режиме «отражения-отражения», «приёма-передачи». Материальные физико-химические процессы в мозге создают условия для восприятия, воспроизведения и трансляции идеальных образов и мыслей. А сами принципы «фазового перехода» идеального в материальное объясняются наукой пока лишь на уровне гипотез.* Общаясь друг с другом не только через речь, слух, зрение, мимику и жесты, но и посредством чутья, интуиции, мы и формируем свой внутренний идеальный мир, который помогает нам лучше приспосабливаться к миру реальному.
   С некоторой долей уверенности можно отметить, что индивидуальные особенности души, влияющие на формирование личности в течение жизни, задаются изначально генетикой и окружающими материальной и духовной средами. Причём, духовная среда в процессе зарождения жизни и её эволюции, при подходящих материальных условиях, на мой взгляд, всегда играла определяющую роль. Именно благодаря ей – точнее, благодаря творческой воле Бога, и появился человек разумный. Дух Божий, воплощённый в человеческой душе, подсознание и сознание, проявленные в ней, управляют поведением человека, контактируют и взаимодействуют с внешней материальной средой. Подсознание – это приёмник-накопитель потока информации. Через своего рода «шлюзы» этот неупорядоченный поток проходит тонкую настройку, превращаясь в сознание – определяющее условие для правильного функционирования души и тела в окружающей среде. Существует и обратная связь сознания с подсознанием, собственной душой, невидимым духовным миром и, так называемым, «миром идей». Это некий волевой акт «сверхсознания» – сознания иного уровня, в результате которого в явном сознании проявляется информация в виде «озарения». И это свойство сознания называется интуицией, чутьём. Человеческое сознание проявило себя в материальном мире, когда для этого возникли материальные условия в виде сложноорганизованного головного мозга. И в отличие от инстинктивного, стереотипного сознания животных, связанных с материальным миром непосредственно, обрело способность к отвлечению – взгляду на себя и мир как бы со стороны. Этот взгляд, являясь, по сути, уже взглядом из мира идеального, духовного, позволяет нам познавать и творчески преображать мир материальный. И «мостик» между этими двумя мирами – наша интуиция.
   Эта же интуиция подсказывает мне, например, что духовный мир существует не параллельно материальному, а пронизывает и объемлет его. И человеку дано лишь «изнутри», исходя из своих возможностей, исследовать его. Всё – у Бога, всё – от Бога, всё возвращается к Богу... И там, в духовном мире, где Бог является первопричиной всему, а следствием Его творческой Воли стала, в том числе, и наша Вселенная, информация о прошлом, настоящем и будущем представлена во всей полноте.
   Отсюда, например, и возникает эффект «де жа вю», когда кому-то кажется, что он уже жил раньше. Именно таким эффектом оправдывают свои убеждения сторонники идеи реинкарнации души. На самом же деле «де жа вю», на мой взгляд, является следствием информации о прошлом, избирательно почерпнутым в духовном мире подсознанием и проявленном затем в сознании в виде «воспоминаний» человека, либо  живущего, чаще всего, в соответствующей общественной среде, где исповедуют «закон кармы», либо под гипнозом, когда человеку предлагают, подчиняясь чужой – не Божественной  и не своей воле – «вспомнить всё» о «прошлой» жизни. Надо заметить, что Православие идею реинкарнации отвергает, поскольку она не соответствует представлениям христианства об уникальности каждой человеческой души.
   Пока душа пребывает в материальном теле, она обладает способностью непосредственно на материальный мир и свою судьбу в этом мире влиять. То есть, развиваться как личность. И память об этом – земном опыте души и определяет условия её посмертного существования, когда в прошлой жизни уже ничего нельзя исправить.
   И здесь – главный вопрос: насколько сама душа соответствует устремлениям Божественного, животворящего и возвышающего её Духа, чтобы противостоять низменным страстям и заблуждениям, искушающим её в материальном мире и в мире несовершенных (падших) духовных сущностей? И насколько человек в течение жизни проявляет волю и рационально корректирует своё поведение так, чтобы посмертно душа не оказалась в вечном плену заблуждений и низменных страстей...
____________
   *Увы, материалистической науке достоверно пока ничего неизвестно о судьбе сознания после биологической смерти... Можно лишь предположить, что сознание – по отношению к материальной составляющей головного мозга – находится в «суперпозиции». И покуда мозг жив и функционирует, сознание присутствует в двух «измерениях» – материальном (в мозге) и в душе, существующей одновременно в теле и в необъятном духовном мире. Это предположение косвенно подтверждается свидетельствами переживших клиническую смерть, когда тело переставало обеспечивать жизнедеятельность мозга, но душа, сознание существовали и вне тела. Здоровый мозг в состоянии бодрствования, через органы чувств, избирательно, в гораздо большей степени передаёт сознанию информацию об окружающем материальном мире. В состоянии же сна сознание, образно говоря, плывёт по воле волн подсознания. И тогда «расслабленное» сознание стихийно формирует образы, и человек видит сны. «Вещие» же сны – это признак того, что некие сущности из духовного мира пытаются таким образом воздействовать на сознание спящего. А при поиске неизвестных ранее путей решения проблемы, при сосредоточении на молитве, медитации, сознанию, посредством интуиции, более доступна информация из мира духовного. В случае же интоксикации или патологии мозга, информация из материального и духовного миров в сознании либо блокируется, либо искажается, поскольку невозможна её адекватная настройка посредством мозга. 

8.03.2020 г.


Рецензии
Уважаемый Игорь!

Что тут можно дополнить и прокомментировать?

Произведение это Ваше очень дельное, умное и грамотное.

Произведение человека, который, не пройдя через клиническую смерть, тем не менее в разгар земной жизни сподобился получить бесценный уникальный духовный опыт.
О нём чуть ниже.

Вы понимаете, что люди в большинстве своём не обретают на протяжении подобный духовный опыт непосредственного богооткрытия.
А в их смертный час как правило происходит вот что (процитирую) :

// Сегодня стал свидетелем кончины очередного атеиста и решил поделиться впечатлением. Зрелище – не дай Бог. Дело в том, что непосредственно перед переходом в иной мир, истончается та самая «завеса», которая отделяет наш привычный мир от мира невещественного, и человеку видится та самая набившая оскомину «иная реальность».
Одни в неё верили и готовились к ней, другие искали в красивых словах и глупых цитатах возможность к ней не готовиться.
Но вот, момент наступает и то, что видит атеист (безбожник, как угодно назовите), настолько страшно, что словами это не передать.
Положение, когда ничего уже не исправить настолько удручающее, что… слов просто нет.
И, знаете, экономическое обоснование атеизма или политические и «научные» выкладки - это то, что вообще при последнем издыхании не вспоминается. Не дай Бог нам всем кончины без покаяния.
Не дай Бог закоснеть в гордости и увязнуть в пустословии, вместо того, чтобы помнить о последнем своём миге на Земле и о Божьем суде, где всё зависит уже не от нашего мнения и мировоззрения, а от прожитой жизни и Его - Божьего снисхождения, Милосердия и Всемогущества.
Кстати, "по роду деятельности" кончину праведных тоже видеть доводилось. Совсем иные впечатления, когда человек начинает видеть и чувствовать приближение Горнего мира, дыхание Рая, а не тех, чей «вид настолько омерзителен, что от одного вида может хватить кондрашка».
Вообще, я считаю великой глупостью дискутировать на подобные темы. Жизнь у нас у каждого своя, проживать её нам.
Как это делать – вопрос сугубо личный. Отвечать-то за прожитое тоже самим придётся.
Но вот если доведётся, обязательно побывайте у постели умирающего атеиста.
Просто, ради общего развития. Бррр!!!//

Такое вот важное жизненное наблюдение.

Лично у меня было иное - был опыт Рождения меня Свыше от Бога (погуглите на досуге, что это такое).

Я была крещена ещё в советском раннем детстве.

Моя мама, будучи членом КПСС и параллельно прихожанкой Православной Церкви, крестила меня совсем малышкой.
По православному учению при Таинствах Крещения и Миропомазания новому члену Христовой Церкви даётся Нечто.

Профессор Алексей Ильич Осипов метко называет это Нечто семенем (зачатком) Вечной жизни (можете прослушать видеоролик, набрав "Осипов Рождение Свыше").
Можно его (это "семя") назвать и зачатком Царствия Божьего в душе нового члена Тела Христова.

Как Вы понимаете, я была крещена в несознательном возрасте.
В детстве и юности я хорошо, положительно (но незрело) относилась к Богу, с определённым неприятием к воинствующему атеизму, но религиозной или богомольной или воцерковлённой не была, была просто мирской девчонкой, мирянкой.

5 сентября 2004 года у меня произошёл духовный опыт моего духовного рождения (так я для себя его называю, можно назвать его и опытом духовного пробуждения, как у Будды, но к буддистскому религиозному учению мой личный опыт никакого отношения не имел).

Тогда солнечным погожим ранним вечером 5 сентября 2004 года меня посетило духовное озарение, в том числе я в нём в озарении-инсайте интуитивно обрела зрелый осознанный смысл моей, а также решила начать Новую жизнь (успешно завершив мою "старую" жизнь).

Обычно люди начинают новую жизнь, "профукав" "провалив" прежнюю "старую" жизнь.
Но не все и не всегда её "проваливают", есть ведь и другие варианты, например в мультике "Смешарики. Новая жизнь" персонажи Крош и Ёжик (в отличие от Лосяша) УСПЕШНО завершают "старую" жизнь.

Так и у меня, я на пригородном помосте над Окой вечером 5 сентября начала мою Новую жизнь с утверждения в ней нового зрелого смысла моей дальнейшей жизни + ряд других моих внутренних духовных процессов, чувств и состояний.
Подозреваю, что в тот миг "взошло", дало во мне духовный всход то семя Вечной жизни, которое было заложено во мне-малышке при моём крешении в раннем детстве.

А потом уже 24 марта 2019 года я дала Богу обет моей доброй совести и т.д. (очень личное сокровенное общение с Богом), и подозреваю, что именно тогда моё внутреннее сердце сполна раскрылось Духу Святому Божьему и приняло некую особенную Божью Благодать.
Были особенные светлые внутренние высшие чувства...
Я долго духовно шла от 5 сентября 2004 года до 24 года 2019 года...

Ваш мистический опыт - я слишком мало о нём знаю.
Вы имеете полное право при делании приватно описать его мне в "личке".

Что касается реинкарнаций в других людей и живых существ, то я, как и Вы, тоже убеждена, что их не существует, что здесь на Земле мы живём не множество раз, а один.
И что христианство совершенно правильно отрицает реинкарнации.

С уважением,

Ирина Родионова-Атеистка   17.03.2023 12:54     Заявить о нарушении
Ира, редактируя текст ответа, я машинально удалил его здесь. Интерфейс не позволяет опубликовать его снова. Поэтому текст ответа переношу в замечания под своей рецензией на Ваш труд «Есть ли смерть человеческой души?»

Игорь Ивашов   17.03.2023 16:55   Заявить о нарушении
Так... Ничего не получается. Отправлю личным сообщением.

Игорь Ивашов   17.03.2023 17:01   Заявить о нарушении
Я поняла, спасибо!

Ирина Родионова-Атеистка   17.03.2023 18:20   Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь, ничего страшного, это бывает.
Через час с хвостиком при повторной попытке он бы передался, проверено.
Если ращрешите (если что, Вы вправе удалить его в любой момент), я сама сейчас опубликую его здесь с моим ответом на него, вот этот Ваш текст:
// 17 марта 2023 года в 17:02
Ирина, сердечно благодарю Вас за искреннюю, для меня недостойного, столь исчерпывающую исповедальную рецензию! Вам открылась Благодать в чистоте Вашей души. Я же - наоборот: был холост, средне-пьющ, средне-гулящ-по-бабам... Родители мои были партработниками. Отец был убеждённым атеистом, но очень порядочным и добрым человеком. Мама же была верующей, но никогда прилюдно это не показывала. Родители, оба фронтовики ВОВ, ушли рано, в 12 лет стал круглым сиротой. С тех пор, что называется, жил своим умом. Не сказать, что совсем безответственно, деструктивно, но о многом теперь сожалею. И вот однажды, в середине 80-х, в возрасте 25 лет, в период душевного опустошения и физической усталости, в полудрёме почувствовал, что некий луч, как бы образовал над моей головой купол. И я услышал "до боли знакомый", но ранее неведомый женский голос. "Вы помните, что вы обещали Господу Богу?" - спросил он. А что я, атеист, комсомольский активист и любитель "гульнуть", мог Ему обещать?! Мама в во младенчестве меня, может быть, тайно и крестила, но никто, даже из родных, о том не ведал. Короче, ещё несколько лет прошло - когда, пускаясь во все тяжкие, но всё же не теряя основного контроля над собой, в текучке "прежней" жизни, едва не сошёл с ума от некоего раздвоения - нет, не мышления, а мировоззрения. Всё это перемежалось редкими, но удивительными снами, в которых я получал информацию о точно, совершенно неведомом мне, - не только из прошлого, настоящего, но и, как потом убедился, из будущего. Один термин: "чип по нанотехнологии" в 1989 году чего стоит!.. :-) Я тогда и в "Техника-молодёжи" о таком не читал!.. Информация была отрывчата, но с некими "опорными знаками", чтобы по ним я мог её опознать и осмыслить. В конце-концов, такое "неустойчивое" состояние моей души сподвигло меня окреститься в Православном храме. Что почувствовал потом?.. Как из школы, после уроков, без "двоек" и замечаний, шёл домой! Теперь же, благодаря жизненному опыту и размышлениям, для себя уяснил: не только "после 40-ка", но и после смерти жизнь не кончается! Главное - не упасть "ниже плинтуса" в этих координатах существования...
Доброй судьбы Вам, Ирина!
//

А вот мой ответ Вам:

//
Ирина Родионова-Атеистка 17 марта 2023 года в 18:18
Большое спасибо, уважаемый Игорь!

А я потеряла папу ещё в детстве, он погиб в ДТП.
А позже мама, будучи православной, вышла замуж за мусульманина (светского, невомечетьвлённого мусульманина, он уже умер от онкологии), от него у меня младший брат.
Моё мировоззрение в школьные годы в лихие 90-е формировалось сложно, главной непроизвольной преградой, помешавшей мне рано прийти к Богу, стал в ту пору буквалистский младоземельный креационизм.
Тогда ни у меня ни у окружения ещё не было Интернета, и в этой связи я тогда не понимала, что буквалистский младоземельный креационизм занесён к нам в ельцинскую Россию американскими сектами.
Тогда многие представители нашей православной и околоправославной общественности на него повелись, купились, разом отбросив всё то, чему учили их в школах и вузах о многомиллиардном возрасте развития Мироздания и жизни на Земле.
Я же не повелась на младоземельный креационизм, а наоборот явная ошибочность его оттолкнула тогда меня от всей этой младоземельно-креационистской тусовки.
К Бога я шла и пришла сама уже в путинские времена.
Это был путь и внутреннего сердца и моего ума.
Особенно это на меня мистически нашло в храме в моей поездке в городе Болхове 27 июня 2011 года, это, скорее всего была Призывающая Благодать!
С тех пор активизировалось моё духовное обновление, преображение на пути к Богу.
А до 2004 года одно время я была агностиком, мучительно напряжённо искавшей Высший смысл моей жизни.
Что было нелегко в условиях разгула бездуховности, обильно насаженной до того в российском социуме всякими березовскими и чубайсами.
И в 2004 году 5 сентября я наконец-то обрела его.
И, поскольку он был по своей глубинной сути христианским - любовь, агапэ, жизнь для других людей, для ближних, добротворческое творение-созидание моего доброго светлого (а ни в коем случае не бесовского, не дурного, не никудышного, не поганого!) Следа на Земле и во Вселенной, то это помогло мне начать идти ко Христу (и в конце концов прийти в Христову Божью Церковь).
Вот.
Я не слишком богомольная, не особо воцерковлённый человек.
У меня больше научно-философский склад ума. //

С уважением,

Ирина Родионова-Атеистка   17.03.2023 18:25   Заявить о нарушении
Всё правильно, Ира. Я согласен.

Игорь Ивашов   17.03.2023 18:44   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Игорь!

Ирина Родионова-Атеистка   17.03.2023 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.