Усоногий угорь

Протоптера нам хотели принести ещё в ноябре 2008:приходила женщина, спрашивала, не возьмём ли мы такую рыбку. Я хотел протоптера себе:он очень дорого стоит,и сразу ответил утвердительно.

Тот разговор вроде притих,и я уже забыл о нем,когда в марте 2009 к нам снова пришла эта женщина и стала просить забрать протоптера;в итоге сказала,что принесёт рыбу на днях и ушла.

В ту смену она больше не приходила. Отработав и отгуляв выходные,я вышел в следующую смену;в верхнем большом аквариуме плавало это нечто:похожее на угря,где-то 50 см длиной,и с длинными "усами" заместо парных плавников. Точнее,протоптер не плавал,а ползал по дну на этих самых нитевидных конечностях.

День прошёл без эксцессов, если не считать того,что эта рыбёшка ухитрилась до крови укусить меня за палец. Это уже потом я узнал,какие мощные у них клыки! Даже не клыки,а роговые пластины. Помучился я и с пересадкой:таких больших сачков у нас не было,и протоптер ухитрился вывалиться из более маленького на пол:хорошо,что не сверху упал! На полу же я быстро закинул его в ведро.

Привезя домой,запустил нового жильца в аквариум:тогда у меня был сосуд объёмом почти 700 литров,обжитый лишь несколькими цихлидами и многопёрами. Протоптер-создание медлительное,и мне как-то не пришло в голову,что он может представлять угрозу для других рыб.

Каково же было моё удивление, когда на следующее утро я увидел этого "угря" с мёртвой цихлидой в пасти! Протоптер крупную добычу не глотает,а тщательно пережёвывает,измельчая на кусочки поменьше. Но как это медлительное и неуклюжее существо с крошечными относительно головы глазками поймало проворную рыбу?!

Как выяснилось позднее,этот хищник подкарауливает рыб,лёжа неподвижно, а когда те приближаются,хватает их резким рывком. Маленькие глаза тем не менее весьма хорошо функционируют,не то,что более крупные,но хуже видящие глаза многопёров.

Постепенно все рыбы,включая многопёров,исчезли,остался лишь протоптер. Я запускал к нему лягушек и ротанов,с которыми он постепенно расправлялся;любило создание и улиток,которых легко освобождало от раковины. Помимо всего этого, протоптер хорошо поедал мясное и рыбное филе.

Прожил он у меня до конца июля 2009:чуть больше четырёх месяцев, когда начал протекать аквариум. Зверя пришлось отвезти на рынок и обменять на нескольких цихлид,которых я впоследствии запустил в пустующий сравнительно небольшой аквариум на 120 литров.

Протоптер долго жил в одном из аквариумов павильона на рынке. Спустя несколько месяцев он исчез:что с ним стало,не знаю. Может,помер,а возможно,кто-то купил. Подобных рыб следует держать лишь в по-настоящему больших объёмах и желательно без соседей. Тем не менее,протоптер-очень интересная рыба,способная подарить ценителю немало приятных минут наблюдения за ним.

Фото из интернета. На фото протоптер Долло (Protopterus dolloi),у меня был такой же.


Рецензии