Ныса

Когда я был маленьким, за отцом на заводе был закреплен автомобиль. Ну как автомобиль – польский микроавтобус. «Ниса». Одно из воспоминаний детства.
И вот, читаю на днях: исполнилось 25 лет, как в г. Ныса (Польша) завершился выпуск одноименного автомобиля.
Первые 13 машин (легкий развозной фургон и восьмиместный микроавтобус) были собраны в 1957 году на бывшей фабрике металлической мебели в городе Ныса, на базе агрегатов производства варшавского завода «FSO» (например, четырехтактного 2-литрового движка М-20 - копии советского двигателя от «Победы»). Машинка развивала до 90 км/час и ела 14 литров на сотню. К концу 1950-х г.г. фабрика в Нысе получила название «Fabryka Samochod;w Dostawczych» («FSD») и выпустила «N58» (фургон, микроавтобус и санитарный автомобиль), затем «N59», «N59-М» (микроавтобус) и «N59S» (для комуннальных служб). В 1960 г. потом появились фургоны «N60» и грузопассажирский «N60-Т».
В 1961 году по заказу Министерства культуры и искусств началось производство Nysa «N61-K» - мобильного кинотеатра. Салон делился на кабину, будку оператора (с радиоаппаратурой и 16-мм кинопроектором) и генераторную. В том же году для Египта была разработана тропическая версия Nysa, начали выпускаться улучшенные экспортные серии.
К 1963 году создали новое семейство «N63» (микроавтобус, фургон, кинобудка, санитарная машина и др.), получившее новый двигатель S-21 (70 лошадей на 2,12 л!), разработанный на варшавском заводе «FSO». Но выпуск был недолгим – сразу пошел апгрейд (была усовершенствована технология сварки, стали использовать новые движки), и в 1964 году началось производство «Nysa 501», а с 1967 года - рефрижераторов «Nysa 501 I» и «Nysa 501 C». По заказу польского Минторга была разработана хлебовозка. Об уровне говорит то, что завод на треть (!) работал на экспорт.
«Nysa 501» стала первой из машин Nysa, экспортированной в СССР, где ее назывании «Нысой» или, чаще, «Нисой».
Вскоре была создана «Nysa 503» на базе родного польского «Warsaw 210» и «Ford Transicie», но проект закрыли: ПНР купила лицензию «Fiat 125p».
Но на заводе не унывали: поставили новые движки ;era; S-21 и дизеля 4C90WSW, поработали над эргономикой и комфортом, и в итоге создали «Nysa 521», представленную на Познанской выставке в 1968 году. Новая машинка отличалась кузовом полукапотной компоновки, увеличенной площадью лобового стекла и правой сдвижной дверью грузового отсека. С полной нагрузкой весом 1450 кг она давала 95 км/час. «Nysa 521» пошла в серию в том же году и выпускалась, как фургон, грузопассажирский автомобиль, рефрижератор, пикап с двойной кабиной, десятиместный микроавтобус, санитарная машина, милицейская машина, туристический (!) автомобиль, буксир, машина для коммунальных служб, кинобудка, рефрижератор.
В это время экспорт превысил 50%: машинки шли в Венгрию, ГДР, ЧССР, Камбоджу, Гану, Турцию, Финляндию и на Кубу и даже… в ФРГ. По лицензии Ныса выпускалась заводом «Volkswagen».
Обильно поставлялась Nysa в СССР (в–основном - автобус «Nysa-521М» и санитарная версия). Но уже к началу 1970-х г.г. машинка была морально устаревшей, и спасало ее то, что сами мы машины такого класса делать не умели. «РАФ-977ДМ» был не хуже и не лучше, но выпускался в недостаточных количествах. Даже выпуск «РАФ-2203», наголову опережающих Nysa, не мог решить проблему – его тоже не хватало (весь он шел на покрытие нужд СМП и маршрутных такси). Не были конкурентами и «буханки» («таблетки») «УАЗ-450», «-451», «-452»: полноприводные, для села - еще годились, но городские 4х2 уступали и РАФ и Nysa (тем более, что наши умельцы переделывали Nysa на полный привод).
В 1970-х годах была разработана сельскохозяйственная версия – «Nysa 521 R», которая могла перевозить 5 человек и 550 кг груза, но… в серию она так и не пошла. В 1976 году (первоначально для немцев) была разработана «Nysa 522» - с поднятой на 10 см крышей. Был налажен выпуск «Nysa 521» и «Nysa 522» для военных и милиции, например – «Nysa 521/522 OW» (автозак, он же для перевозки отделения военнослужащих или сотрудников милиции). В этой версия машина имела дополнительные топливные баки и аккумуляторы, сирену, мигалку и прочие ништяки.
К концу 1970-х г.г. «FSD» пережила свой звездный час: на долю экспорта в страны Центральной и Восточной Европы, а также страны Западной Африки и Азии приходилось 75% продукции, но в 1980-е годы обострилась конкуренция, резерв развития машины был исчерпан и завод постепенно пришел в упадок, а после слияния с «FSO» наступил крах. Последняя Nysa покинула свой родной дом и отправилась в большой жизненный путь в 1994 году. А в 1996 году разорившуюся ферму «FSD» купила компания «Daewoo».
Но иногда(если повезет) и в России, и на Украине можно еще увидеть вполне успешно бегающую Nysa. Блин, да на автосайтах «nysaводов» немерянно!


Рецензии