Истинная природа Колобка. Эзотерика... Биология...

Колобок. Миф и реальность.
1.
Итак, Дед и Баба. Нерожденные первосущности, созданные непосредственно из Ничего (Богом? Хаосом?). Миф не упоминает о детях, но их наличие постулируется именем персонажей. Дед просит Бабу испечь Колобок.
Традиционное понимание Колобка в этом контексте – символ Солнца. Но, стоит лишь немного задуматься и становится ясна абсурдность такого подхода. «Коло-» - обозначение не Солнца, а вращения и круга вообще. «Колоб» - шар, ком. Термин, отсылающий не к астрономии, а к базовым категориям и первичным понятиям. Он указывает на цикличность, замкнутость и полноту Мироздания и Времени. Уроборос. В этом термине – весь Экклезиаст и весь Соломон: «что было, то и будет», «и это пройдет».
Предположить, что Дед хочет съесть символ Солнца? Но зачем? Для древнего солнцепоклонника – излишне нарочито. Такой выродившийся в мистическом отношении прием по отношению к блинам возможен лишь на излете эры народной мифологии в разлагающемся родоплеменном обществе, но для Деда он немыслим. Может, Дед – колдун и намерен совершить ритуал пожирания светила? Но ни этот, ни другие мифы не дают оснований усматривать в нем такие способности и наклонности.
Взглянем, что представляют собой Дед и Баба. Это сущности, закосневшие в патриархальной простоте, чтобы не сказать - дикости. Так чего же им не хватает?
Верно! Дед просит мудрости. Он отправляет Бабу помести по амбару и поскрести по сусекам, зная, что там ничего нет. Там Ничто. Там Пустота. Пустота, породившая их самих, отголосок первичного Хаоса. Пустота, в которой пребывал Дух, сотворивший Вселенную. Дед хочет получить слепок силы, из которой возникло Мироздание, источник присущего Хаосу бессмертия.
Но сотворение Колобка – прямая аналогия сотворения миропорядка из пустоты и Хаоса. Колобок, предназначенный для того, чтобы передать Деду в рамках древнейшего мистического ритуала предвечное Знание, Силу и вечную жизнь, становится еще и своего рода матрицей космического Порядка, символом Творения, заключая в себе извечное противоречие.
Итак, Баба обращается к первоосновам. Она замешивает тесто, уподобляясь Демиургу и дает тесту подойти, ибо акт творения, длившийся семь дней должен быть скопирован по возможности точно, хотя и символично. Затем возникает печь – алхимический атанор.
И вот появляется Колобок. Кто же он, в таком случае? Перед нами – гомункул, который должен стать источником бессмертия. Но важнее то, что он – и слепок первозданной Пустоты, в которой заключалось все Знание мира, и воплощение творческого начала, упорядочивающей мир силы. И при всем этом - обреченный на пожирание Дедом. Пожирание носителя мудрости, силы и жизни и энергии созидания, ставшее впоследствии базовым пунктом множества мистических практик. Безусловно, Колобок сферичен – форма совершенства, форма Вселенной (или, как не вполне оправданно предположили позже, форма Солнца).
Но не только! Колобок – не просто сфера, не просто предмет: он – живое существо. Без этого акт его поедания, как порожденного Хаосом в ходе магического ритуала носителя особых информации и энергии, низводится от космического жертвоприношения к банальному поеданию крупиц, украденных у Пустоты. Нет! Колобок оттого гомункул, что его сферичность сочетается с пусть карикатурной, но ясно различимой антропоморфностью.
Колобок возлагается на подоконник, чтобы остыть. Нет нужды пояснять, что фактически речь идет об алтаре и начальном этапе жертвоприношения.
И вот тут-то, то ли из-за отмеченного нами парадокса, заложенного в принципы самой природы Колобка, то ли из-за ошибки в ритуале, допущенной неопытными (недалекими?) Дедом и Бабой, то ли из-за избытка вложенной в него творческой Силы, Колобок обретает волю. И - изъявляет ее, спрыгнув с подоконника-алтаря. Лишая, тем самым, Деда и Бабу, как прообраз Человечества, возможности приобщиться к космической мудрости, обрести бессмертие и сравняться с божественными силами природы.
Колобок удаляется в Лес. Естественно, это не просто лес: «путь жизненный пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, утратив верный путь во мгле долины». Это метафизический лес – совокупность проблем, порождаемых бытием. Суета сует и всяческая суета. Пещера с тенями. Пифос Пандоры. Лес хтонический, слияние первичных стихий воды, земли, воздуха… Но не огня! Ибо творением огня является входящий в лес Колобок. Что победит: темный лес или рожденная огнем и светом мудрость?
И начинается битва между Хаосом и Порядком. Колобок, движется по Лесу с песнью, в которой описывает свое происхождение – фактически, историей мира, ибо мир, история которого изложена последовательно – уже не мир Хаоса. Колобок упорядочивает дикий Лес. И сталкивается с тремя испытаниями.
Он встречает Зайца – демона похоти и глупости. Но Зайцу не суждено победить носителя мудрости. Он встречает Волка – демона силы и злобы. Но и Волк не может ничего противопоставить носителю творческой Силы мироздания. Он встречает Медведя – демона колдовства и смерти. Но и Медведь бессилен против магического порождения бессмертной первоматерии.
Колобок торжествует победу, но на его пути возникает Лиса – демон лжи. Дальнейшее может рассматриваться двояко: по одной версии, Колобок уступает лжи, и садится на морду якобы тугоухой Лисы (то есть поддается на обман, движимый своей добротой), а по другой – поддается искушению, которым Лиса возбуждает в Колобке гордыню. Итог один – Лиса съедает Колобка.
Миф на этом, вроде бы, кончается. Колобок нигде более не выступает действующим лицом. Однако и Лиса нигде и никогда не выступает носителем качеств, имманентно присущих Колобку. Может, Дед и Баба ошиблись, и пожирание Колобка не было способно изменить сущность совершившего такой ритуал?
А может, миф этим умолчанием дает нам понять, что Колобок, поглощенный Лисой – это Истина, Сила, Вечная Жизнь и Порядок, поглощенные ложью и тьмой (естественно, без какой-либо пользы для последних: слишком уж антагонистична их природа). Крокодил, поглотивший Солнце? Так, может, миф вынуждает нас проявить инициативу, самостоятельно формулируя пророчество о грядущем освобождении Колобка? Неявно намекает на это своей недосказанностью?
Кто знает…
2.
Итак, Колобок.
Очевидно, что, являясь по своей природе гомункулом, он не связан с эволюционным древом живой природы. Однако, миф – вовсе не оторванная от жизни фантазия: нет ни одного мифического существа, которое не имело бы черт, позволяющих отметить его родство с обыденным животным, растительным (или грибным!). Напротив, каждое сколь угодно мифическое существо обладает организмом, действующим, пусть необычным образом, но всецело укладывающимся в рамки разумного и естественного.
Описание строения Колобка, как отдельно взятого существа уже не в метафизическом, а в материальном плане требует взвешенного и непредвзятого анализа мифа в его приложении к морфологии, бионике, анатомии и физиологии высших животных (с которыми, как мы видим, Колобок обнаруживает наибольшее сходство).
Итак, миф прямо указывает на то, что Колобок представляет собой сферу, перемещающуюся путем качения. Он способен мыслить, осознавать окружающий мир и ориентироваться в нем. Причем, учитывая его природу, он способен делать это в превосходной степени. Далее, Колобок может видеть, слышать и говорить. Соблазнительно предположить, что, как существо, порожденное мистическим способом, он и эти функции реализует мистическим же образом, не имея для них никаких физических приспособлений. Однако, сравнение с иными мифическими персонажами указывает на излишнюю смелость и, строго говоря, беспочвенность такого предположения.
Безусловно, Колобок обладает органами зрения (глаза), слуха (уши) и речевым аппаратом. Последний, способный к разговору и пению, явно достаточно сложен и развит, чтобы дать основание для утверждения о наличии у Колобка губ, зубов, ротовой полости, щек, языка, носовой полости и развитой носоглотки, гортани, голосовых связок и всего дыхательного аппарата. Более чем оправданно в этой связи предположение о наличии у Колобка носа.
Наличие сложно устроенного рта и безусловная необходимость энергопотребления делают более чем вероятным наличие у Колобка развитой пищеварительной системы. Высказывались предположения о том, что питание Колобока заключается в поглощении питательных веществ неким «кожным покровом» либо в фотосинтезе. Полагаем необходимым с негодованием отмести эти гипотезы, как досужий вымысел.
Несомненно, гораздо более примитивно устроенные существа, например, гидры и простейшие способны захватывать пищу, обволакивая ее полостями, формируемыми на периферии их покровов. Однако, во-первых, и этот прием гораздо более сложен, нежели предлагаемое прямое всасывание питательных веществ через «кожу», присущее, скорее, одноклеточным. Как отмечалось, мифические существа устроены по принципам, нашедшим воплощение в реальном мире. Но какое высшее животное способно питаться подобным образом?
Во-вторых, маловероятно, чтобы существо, катающееся по пересеченной местности (и обладающее соответственно, достаточно плотными поверхностными покровами), было способно одновременно впитывать ими питательные вещества. И потом: какие, собственно, питательные вещества в жидком виде можно найти, катаясь по земле? Надеемся, что версия Колобка – падальщика, Колобка – копрофага будет отвергнута всеми без дополнительного обсуждения, из самых общих соображений.
В-третьих же, как говорилось выше, такой способ питания маловероятен для существа, имеющего развитой ротовой аппарат.
Версия о непосредственном поглощении энергии поверхностью тела Колобка представляется еще более маловероятной. Гомотрофы ни в коей мере не могут рассматриваться, как прообраз деятельного, активно передвигающегося, разумного существа, имеющего к тому же сложно устроенный рот. Кроме того, миф однозначно описывает Колобка, как носителя золотистой корочки – что, безусловно, исключает версию как о фотосинтезе, так и поглощении Колобком инфракрасного излучения в достаточном для поддержания жизни объеме.
Итак, полагаем доказанным, что Колобок является гетеротрофным живым организмом с нормально, по примеру млекопитающих (зубы, язык, губы, щеки) развитым пищеварительным аппаратом.
В свою очередь, наличие органов дыхания и пищеварения, а также мозга (наличие которого, полагаем, доказывать излишне) свидетельствуют о том, что Колобок обладает и всеми иными системами, обнаруживаемыми у высших животных: нервной, кровеносной, выделительной). Естественно, что ограниченность данных, вытекающих из мифа, не позволяет сделать обоснованных предположений о внешнем виде, строении и механизме функционирования их элементов. Единственное, что можно предположить – их компактное размещение в теле Колобка.
Относительно же половой системы стоит признать, что предположение о бесполости Колобка, как искусственно и в единственном числе созданного гомункула, предназначенного отнюдь не для разведения, но для поедания – кажется нам вполне обоснованным.
Колобок, безусловно обладает плотной, но упругой и эластичной поверхностью. Более того, способность к речи (тем более – к пению), наличие рта и глаз (и, видимо, носа) указывают на наличие более способной к мимике кожи на «лице» Колобка и, более того – тонкой кожи век и губ. Необходимость зажмуриваться при качении приводит к развитости мимических мышц «лица» и обилию морщин на нем. Вместе с тем, утверждение о «корочке» Колобка также, видимо, вполне оправданно.
В итоге, нельзя исключить, что покровы Колобка дифференцированы: наряду со сравнительно мягкой кожей лица, остальная часть его тела может обладать довольно грубыми (ороговевшими?) покровами, прослеживающими, видимо, отдаленное сходство с носорогами или панголинами. Безусловно, предположение о наличии у Колобка волос и ресниц следует признать фантастическим.
Предположение о том, что центр тяжести Колобка совпадает с его геометрическим центром, несмотря на его очевидность, вряд ли верно. Действительно, несмотря на эффективность такого строения для качения, оно совершенно не отвечает главному: Колобок вовсе не является бессмысленным шаром, задачей которого является перемещение в пространстве. Это мыслящий организм (более того – носитель мировой мудрости), обладающий достоинством и иными личностными характеристиками. Более того, миф прямо указывает на то, что Колобок «сидит» или «стоит», то есть имеет некое предпочтительное положение, что вполне естественно при наличии у него глаз и рта. Итак, полагаем, что центр тяжести Колобка, может и несущественно, но все-таки отстает от его геометрического центра, придавая Колобку некое сходство с неваляшкой.
Наличие у Колобка скелета с учетом вышеизложенного представляется не требующим дополнительных доказательств. Естественно, что о его конфигурации, о наличии, помимо центрального корпуса – «черепа», ребер и иных костей мы решительно не имеем обоснованных предположений. Максимум, что можно утверждать с достаточной уверенностью: способность Колобка к речи указывает на наличие у него зубов и подвижной нижней челюсти.
Наиболее дискуссионным является вопрос о способе, которым Колобок инициирует свое качение. Высказано три гипотезы. Согласно первой, между внутренними органами и поверхностью Колобка расположена система камер, соединенных с внешней средой сфинктерами. Движение при этом обеспечивается систематическим наполнением камер воздухом и их сокращением, вследствие чего меняются внешняя форма Колобка и перемещается его центр тяжести.
Согласно второй гипотезе, внешний покров Колобка образован плотным мышечным слоем, над которым пролегает «кожа». Между этим слоем мышц и «внутренним ядром» имеется свободное пространство (возможно, заполненное жидкостью, выполняющей функции амортизатора, резонатора, теплообменника и проч.), пронизанное тяжами, пролегающими от внешних мышц к «внутреннему ядру». Их сокращение напрямую изменяет положение центра тяжести внутри Колобка и обеспечивает его качение.
Однако, обращаясь к мифу, как первоисточнику сведений о Колобке, и анализируя реалистичность описанных конструкций применительно к реальному животному миру, следует признать, что обе эти гипотезы недостаточно правдоподобны и не обнаруживают надлежащего сходства с известными представителями царства животных. В лучшем случае аналогию обнаруживает нагнетание и стравливание давления в отдельных частях тела, отсылающее к членистоногим и иным, более примитивным организмам. Перемещение, основанное на мышечном усилии, более естественно для высших существ, но в целом предлагаемый второй гипотезой механизм представляется еще менее вероятным (особенно, если учесть, что удар при падении Колобка с подоконника-алтаря должен был порвать его тяжи, а жидкая, по отдельным расчетам, внутренняя субстанция разорвала бы его тело).
В связи с этим, полагаем, что предлагаемая нами третья гипотеза, учитывая положительные черты предыдущих, реалистична в гораздо большей степени. Мы полагаем, что между «внутренним ядром» и «кожей» существует несколько слоев мышц и развитая жировая прослойка. Не оставляя места для неясного происхождения «пустот», она в гораздо большей степени эффективна и как амортизатор, и как энергодепо. Не исключено, что, обладая высокой эластичностью она, при этом позволяет при сокращении тяжей, связывающих «внутреннее ядро» с поверхностным слоем мышц, сдвигать центр тяжести, способствуя движению Колобка. Однако, даже если это явление и имеет место, достигаемый им эффект невелик и стремится к нулю на пересеченной местности (при движении по склону, например).
Таким образом, основной механизм движения Колобка заключается в том, что (наряду с возможным перемещением центра тяжести) покровные мышцы Колобка способны к точечным сокращениям - колебаниям вовнутрь и наружу. Плотная и грубая, но достаточно эластичная «кожа» Колобка в итоге совершает точечные толчки и волнообразные колебания, напоминающие движение змей, ползание по-пластунски, передвижение червей. Эффективным такой механизм оказывается, будучи применен не только к линейному объекту, но и к сфере. В итоге, Колобок оказывается способен не только развивать достаточно высокую скорость, в том числе - путем качения, но и медленно «ползти» вовсе без качения, и даже прыгать.
Представленная картина в целом, отвечает как мифу, так и данным о реальном животном мире и строении высших животных. Вместе с тем, следует учесть, что выше изложена традиционная картина – Колобок, не имеющий конечностей.
Однако, известно, что в ряде традиций Колобок все же обладает рудиментарными руками и ногами. Данные о том, что бипедальное перемещение при этом становится преимущественным и, тем более, единственным способом его движения, отсутствуют. Тем самым, даже предположив обоснованность такого допущения, не усматриваем необходимости в существенной правке изложенной выше картины. Действительно: гипотетический скелет Колобка дополняется костями нижних и верхних конечностей (вероятно, с одним коленным или локтевым сочленением, стопами, кистями и пальцами). Предположение о наличии у Колобка позвоночника, таза, ключиц и лопаток кажется нам при этом недостаточно обоснованным.
В любом случае, ни положение рук и ног, ни их размер и форма неспособны, очевидно, в значительной степени отрицательно сказаться на эффективности качения Колобка, зато могут, при необходимости, ускорить его и повысить маневренность Колобка.
Не следует забывать еще и том, что Колобок является гомункулом, воплощающим трансцедентное Знание и противостоящий Хаосу мировой Порядок, воплощающийся через творческий акт. Он не только сферичен, но, как мы отмечали выше, еще и антропоморфен. В этих условиях, более чем оправданно предположение о том, что он не только обладает высокоразвитым созданием, но и такими чертами, как наличие у него рук и ног.


Рецензии