Лезгинский женский этнический костюм

Типы этнических костюмов кюринских, самурских и кубинских лезгинок. Возрастной этнический костюм лезгинки.  Особенности украшений, различия в элементах костюма северных и южных лезгинок в историческом прошлом.

Из Записок Н.Н.Муравьева: «Лезгины просты и честны, придерживаются более обычаев своих, чем веры; гостеприимство считается у них первой добродетелью, и нарушивший оное теряет все уважение между ними… Лезгины рослы, сильны, здоровы; лица их значительны и чем далее они простираются в горы, тем черты лица становятся выразительнее, изображая некоторое зверство. Женщины их вообще прекрасны и умны...»(«Записки» Н.Н.Муравьева—Карского.Москва,МГ,1989г.С.180).Традиционный костюм лезгинок отличался своеобразием – пышностью,наличием драпировок и складок. В нем ярче отражались различия возрастного, социального и этнического характера, многие локальные особенности, выражающиеся в способах ношения, цветовой гамме и т.д. Эти особенности были связаны с географической средой, спецификой хозяйства и быта. Лезгинский женский костюм отличается от костюма других народов Дагестана. Рукава верхнего и нижнего платьев были длинными и объемными. Рукава нижнего платья должны были быть обязательно видны из-под рукавов верхнего платья. На ноги лезгинки надевали вязаные носки и кожаную обувь «дирихи». Костюм дополнялся массивными серебряным поясом и нагрудной подвеской. Также особенность лезгинского, особенно ахцахского, женского костюма, серебряная подвеска - календарь - нагрудное женское украшение на цепочке. См.на фото 1. Женский костюм лезгинок состоял из платья-рубахи, штанов, верхнего распашного платья «валчагъ», головных уборов и обуви.

Описание наболее распространённого женского костюма:

Платье-рубаха туникообразного покроя – «перем» шили из хлопчатобумажных (бязь, ситец, сатин) и шелковых тканей. Для нарядных рубах предпочитали тафту желтого, красного или зеленого цвета. Платье-рубаха кроилась из прямого полотнища (по ширине ткани) с боковыми клиньями и квадратными ластовицами под рукавами, у грудного разреза книзу по середине делали подрез со сборкой. Горловину обрабатывали воротником – стойка.Застежку обрабатывали планкой по центру груди. Воротник – стойку,планку и манжеты изготавливали из материала другого цвета или покрывали узорной строчкой в виде завитков или спирали, по низу платья нашивали золотой шнургалун. В результате сочетаний линий, цветов и фактур создавался облик праздничного костюма. В нарядных рубахах девушек были двойные рукава. Они состояли из верхних и нижних частей, и пришивались между собой по линии локтя. Нижняя часть рукава была широкая. Во время работы широкие рукава закалывали булавками. Под платье – рубаху женщины надевали узкие штаны из бязи, ситца, сатина, а нарядные – из шелка «дере», «хара». Покрой штанов был традиционным. Нижняя часть штанов была видна из под рубахи и потому ее делали более нарядной: обшивали позументом, украшали узорным швом. Лезгинки из богатых семей имели широкие штаны, которые именовались «вахчаг» или «тайбалах». С целью экономии их верхнюю часть до бедер делали из простой ткани, а нижнюю часть штанин - из легких дорогостоящих тканей. Низ штанов должен был быть виден из под платья, поэтому его украшали особо – оторачивали дорогой тканью, расшивали золотыми нитками или тесьмой.

М.Султанова описывает прием шуршания широких штанов, изготовленных из тафты, который назывался «фру-фру». «Это шуршание еще издали возвещало о приближении элегантной женщины». Также лезгинки надевали платье – «булушка». Платье состояло из прилегающего лифа и объемной юбки за счет глубоких складок. Манжеты рукавов, горловину и грудной разрез, а так же линию соединения лифа с юбкой украшали позументом или материалом другого цвета. Поверх праздничного платья носили длинный передник – «хириган». Описание этого вида одежды можно встретить у С.С. Агашириновой и С.Ш.Гаджиевой. Шили его из темных гладких и ярких шелковых тканей. Хириган завязывался на шее и на талии с помощью лент или шнура. Передник украшался аппликацией, тесьмой, фигурной цветной строчкой, а в нижней части – узкими лентами. В качестве украшения для передника молодой женщины использовались крупные и мелкие серебряные монеты, подвески, бляхи, пуговицы.

Поверх платья туникообразного покроя «перем» лезгинские женщины надевали распашное платье «валчагъ». Шили его из сатина, бархата «махмур», тканей типа «дере», «хара» темного цвета - фиолетового, бордового и зеленого цвета. Длина платья доходила до пят. Валчагъ состоял из приталенного лифа,юбки, объем которой достигался за счет сборки или мелких складок, и рукавов,состоящих из двух частей. Верхняя часть рукава, до локтя повторяла форму руки,нижняя часть была расклешенной. Платье имело вырез горловины различной конфигурации – с глубоким мысом, с вырезом овальной формы. Нарядный валчагъ богато декорировался. По краю бортов, по подолу и по шву соединения лифа с юбкой нашивался позумент. Грудной вырез и низ рукавов обшивались серебряными монетами. В качестве застежки использовали серебряные застежки. Также валчагъ украшали вышивкой в области грудного выреза и по низу рукавов. В зимнее время года валчагъ носили стеганный с вертикальной или фигурной стежкой по лифу и юбке и горизонтальной стежкой по рукавам. В зимнем платье рукава состояли из одной детали. По низу рукавов обрабатывали разрез.

Южные (кубинские)лезгинки, проживающие в Кубе, Ширван, Шеки, Шемаха, Гядже и тд. с юбкой надевали нарядный укороченный кафтанчик «лабада». Лиф кроили облегающим до талии и широким с расходящимися фалдами внизу. Горловину оформляли
глубоким вырезом. Шили кафтанчик на подкладке и обязательно подбивали тонким слоем ваты или шерсти. Подол, низ рукавов, грудной вырез обшивали позументом или украшали шелковыми полосками тканей разных расцветок. На голове носили особое серебрянное украшение с подвесками, сверху платок или покрывало.

Свадебный наряд южных лезгинок имел в своём составе особое налобное украшение, чаще всего позолоченное, украшенное полудрагоценными камнями, монетами, который надевали на тонкий платок или под платок.

Лезгинки, проживающие в горном Дагестане, зимой носили овчинную шубу с втачными рукавами «кIурт». Она была приталенная в верхней части и слегка расклешенная к низу. Декорированию подвергались рукава. Обшлага на
рукавах обрабатывали шелковой тканью и покрывали узорной вышивкой. В высокогорных селениях лезгинки носили шубы с глубоко разрезанными рукавами и застежкой в области талии на крючки и петли. Лезгинская «чуткъу» состояла из чепца и накосника. Чепец состоял из налобной части и полоски ткани, покрывающей макушку и затылок. К чепцу головного убора пришивали накосник. Нарядные чуткъу шили из тонких шелковых тканей типа тафты и из парчовых – типа «хара». Большое внимание лезгинки уделяли украшению чуткъу,особенно налобной части, которую обшивали позументом, галунами, бисером,серебряными трубочками и т. д. Нижний край чуткъу отделывался бахромой,цветным материалом, узорным швом, галунами. Для укрепления чуткъу на голове и для украшения носили налобно-теменное украшение - серебряный «кикер», т.е.две чеканные лепесткообразные пластинки с подвесками, соединенными пятью рядами цепочек.Обязательной принадлежностью лезгинского женского костюма являются головные платки, одеваемые поверх чуткъу. Такие платки были шерстяные, чаще всего бордового, синего, красного и желтого цвета. Особенно лезгинки любили клетку бордового и черного цвета.

Лезгинские женщины носили вязаную узорчатую обувь – «кемечар» или «шаталар», башмаки – «башмакъар», которые зимой одевали вместе с узорчатыми шерстяными носками, и кожаные сапожки – «мягъсерар». Описание данной обуви дает Агаширининова С.

В качестве дополнения к костюму женщины – лезгинки носили украшения из золота, серебра и т. д. Наиболее популярным был нагрудник, сделанный из серебряных монет. Неотъемлемой деталью традиционного лезгинского костюма был пояс с массивной серебряной пряжкой.Характерным украшением лезгинок было подбородочное украшение, состоявшее из одной крупной или нескольких тонких цепочек, проходящих под подбородком и застёгивающихся на голове (уже писала в сообщении про головные уборы). Именно это украшение было маркером семейного положения, т.к. его носили только замужние.Также для взрослых замужних лезгинок были характерны украшения, носимые с нижним головным убором «чухтой» и поверх платка, расшитые монетами нагрудники, пояса с массивными пряжками, ожерелья, кольца и браслеты - все украшения, в основном, из серебра или позолоченные.Например, украшение «инжияр» (лезг.) состояло из серебряной или позолоченной пластинки, украшенной филигранью и цветными камнями, которая с помощью охватывающих голову цепочек закреплялась надо лбом. К пластинке и цепочкам крепились многочисленные подвески и монетки.

Лезгинский этнический женский костюм полноценно не воссоздан до сих пор. Всё, что мы имеем на сей день, это единичные редкие (уже крайне ветхие) экземпляры, сохранившиеся с дореволюционных времён. Или непонятные нам странные полувосточные костюмы от дагестанских дизайнеров, совершенно не отображающие этнический лезгинский стиль. Ощущение, что лезгинский этнический костюм в составе новых коллекций делают как попало и наспех, чтобы формально название "лезгинский женский костюм" прозвучало. В то время как этнические наряды народов Центрального и Северного Дагестана воссозданы в многочисленном количестве и даже дополнены неприсущими им всякими привнесёнными деталями - они имеют полный этнический вид. Потому на сегодня есть серьёзная необходимость восстановления (реконструкции) настоящего облика лезгинских женщин прошлого, воссоздание полноценных этнических костюмов лезгинок. Это не один наряд, а десяток разных женских костюмов со своими особенностями, в зависимости от местности, так как ареол проживания лезгинсокго народа в прошлом исторически не ограничивался только Южным Дагестаном, а охватывал (и охватывает) обширную область Северного Азербайджана: весь Шахдаг, его предгорья и равнину. Везде были свои особенности женского костюма.

На фото: Лезгинка. Дагестан.
Фотография из каталога РОСФОТО ценных этнографических фотодокументов конца XIX века. Автор фотографии Д.И.Ермаков - военный топограф, фотограф-путешественник, ориенталист, этнограф. Дмитрий Ермаков прекрасно разбирался в народах Кавказа, знал все этнонимы, кто где проживает, свои фотографии подписывал конкретно по каждом случаю.


Рецензии