Послесловие к главе Август 41-го. Страсти по Берли

Послесловие к главе "Август 41-го. Страсти по Берлину. ЧI"

18.04.2017 на электронную почту пришло письмо:
   
«Здравствуйте, Владимир!
   
Обращается к вам житель п. Сандово, Тверской области. На территории нашего Сандовского района имеется захоронение летчиков, погибших в 1941 году. Вот что писал местный краевед В.Н. Веселов в своей книге «Очерки по истории Сандовского района»:
   
«У этой истории начало в чем-то сходно с «Повестью о настоящем человеке» Бориса Полевого. Самолет, только это был не ястребок, а фронтовой бомбардировщик, натужно гудел и все же спускался все ниже над болотистым лесом между деревнями Ракитино и ныне не существующей Каменкой. Затем упал в болото. Местные жители, пришедшие на место аварии, обнаружили трех пилотов. Один был мертв, второй вскоре умер, третий, хоть и имел тяжелые ранения, был жив. Их отнесли в Ракитино, в дом Снегуровых, сообщили о случившемся в Сандово. Прибыли члены истребительного батальона во главе с заведующим военотделом. И если у Бориса Полевого старика и ребятишек еще мучили сомнения: не фашист ли человек в лесу, то прибывшие сомнений не имели: это «дезертиры с фронта», - таков вердикт руководителя группы. «Дезертиров» закопали на соболинском кладбище, судьба третьего летчика неизвестна. В шестидесятые годы погибшие летчики были реабилитированы, на кладбище обозначили их могилу.
   
Эту историю автор впервые услышал 9 мая 1971 года, когда на митинге памяти погибших, впервые проводившемся на могиле неизвестных солдат, заговорили ветераны войны. Все они с горечью осуждали участников упомянутой выше «акции», говорили, что справедливость должна быть восстановлена, как и имена погибших. А ведь у летчиков были документы. Сегодня на могиле установлен небольшой памятник, установить имена оказалось значительно сложнее, хотя за это брались многие люди.»
   
В 2015 году памятник на могиле летчиков был обновлен, но она так и остается безымянной. Могила находится на кладбище д. Соболины, однако, на сайте «Подвиг народа» данное захоронение, отнесено к селу Лукино Сандовского района. Там же указано, что похоронены 3 человека:
    
- Васьков Николай Евстафьевич – командир экипажа, ст. лейтенант;
- Васин Константин Андреевич – штурма, ст. лейтенант; 
- Шевченко Василий Демидович – стрелок-радист, мл. сержант.               
   
В списке потерь 40 ад 53 дбап данные военнослужащие значатся погибшими 23.08.1941, а в донесении о безвозвратных потерях 40 ад указано, что 22.08.1941 Васьков - сгорел, Васин - убит, Шевченко – сгорел, Королев жив. Как отмечалось выше, в могиле захоронено 2 члена экипажа, возможно третьего не смогли достать из самолета.
      
Не имеется ли у Вас более подробной информации о том, что произошло с экипажем Васькова в августе 1941 года? Почему один убит, а двое сгорели?
      
Кроме того, в книге Крылов А. И. «По приказу Ставки» в числе экипажей, направленных на бомбардировку Берлина в августе 1941 года, в группе 200-го ДБАП, руководимой Щелкуновым, упоминается экипаж Васькова. Это однофамилец Васькова Н.Е., или это одно и тоже лицо?
      
Буду благодарен за любую информацию.
      
С уважением, Игорь Халявин».
    
«Ну, вот, началось!» - подумал я, почувствовав приближение очередного 9 мая. Благо, что в «Памяти народа» выложили журнал боевых действий 40 бад с начала войны, а донесения о безвозвратных потерях, и дивизии, и ее бессмертных полков, я давно держу «под рукой». Сколько постов в своем ЖЖ я уже написал и посему прибегаю к ним всякий раз, если обозначенные в них эти славные люди неожиданно напоминают о себе через ныне живущих, хотя прошло уже столько лет. План действий созрел мгновенно, и я приступил к очередному экспресс-исследованию.
   
Но сначала проверил, а что мог сказать о Васькове, участвующем в налетах на Берлин в августе 41-го, в своих воспоминаниях Юспин Виталий Кириллович, непосредственный участник этих событий и будущий командир 109 ап дд:
   
«В пятерку 53 ДБАП входили экипажи: мой, капитанов Голубенкова И.В. и Крюкова Н.В., старших лейтенантов Шапошникова А. и Богачева. Штурманами соответственно: майор Малыгин В.К., капитаны Шведовский В., Муратбеков Х.Ш, Алгунов К.М. и Гончаренко.         

В звене 200 ДБАП, экипажи: Щелкунова, старших лейтенан¬тов Семенова В.И. и Васькова. И штурманы, соответственно капитаны Никольский, Нечепуренко и третьего не помню. К сожалению, сейчас не помню многих из состава нашей группы».
      
А так как эти события: трагедия авиакатастрофы, случившаяся 23.08.41 г. с экипажем Васькова у деревни Сандово, и работа группы Щелкунова по Берлину с острова Эзель, по времени совпадают, то напрашивается как будто вывод, что Васьков из 53-го дбап и Васьков из 200-го дбап – это разные люди, служившие в одной 40-ой бад. Видимо и Алексей Иванович Крылов в книге «По приказу Ставки» просто воспользовался информацией, полученной от Юспина, однополчанина по 53-му дбап и 455-му ап дд. На это указывает отсутствие инициалов у обоих: Юспин просто их не помнил, а Крылову в то время было проще съездить к своему другу, чем капаться в архивах Подольска.

Я быстро написал ответ:
       
«Здравствуйте, Игорь!
       
Скорей всего рассказ краеведа искусственно привязан к экипажу Васькова, и имена на памятнике могут не соответствовать лежащим в могиле, если речь идет о тех, кого упоминает краевед. Обратите внимание на «Донесения о безвозвратных потерях 53 ДБАП» [ЦАМО, Ф. 20109, Оп. 2, Д.16] и на «Журнал боевых действий 40 АД [ЦАМО, Ф.: 20103, Оп.: 1, Д.: 10]». Из записей видно, что воздушный стрелок Королев выпрыгнул на парашюте и, вероятно, вернувшись в часть, поведал о случившемся. Видимо штурман Васин был убит в воздухе, о чем сообщил Васьков радисту и стрелку по внутренней связи. А при катастрофе уже на земле самолет загорелся. Поэтому опять-таки со слов Королева штурман убит, а остальные сгорели. Хотя и тело штурмана так же должно сгореть. Поэтому я и делаю вывод, что рассказ краеведа не относится к экипажу Васькова. Что касается группы Щелкунова, то она составная из экипажей 53-го и 200-го ДБАП, а затем к ним добавилась еще несколько экипажей из другой дивизии. Скорей всего это однофамилец».
      
Но затем меня стали мучать сомнения. Я знал, что 200 ДБАП был расформирован из-за многочисленных потерь в начале войны. Его личный состав был направлены на доукомплектование 53-го ДБАП.  А также знал, что у группы Щелкунова были проблемы с материальной частью, и некоторые экипажи, долетев до о. Эзель, вынуждены были возвращаться на Большую землю для ликвидации этих проблем. И не все вернулись потом назад на о. Эзель. Я знал и про книгу Юрия Виноградова «Операция «Б», в которой подробно описываются все девять налетов на Берлин.

Начал с нее. И вот, что поведал автор в главе «Нападение»:
       
«По примеру морских летчиков армейская авиагруппа особого назначения в свой третий налет на Берлин должна была брать на внешнюю подвеску по одной ФАБ-500. Надо было проконтролировать их подготовку. К тому же следовало разобраться в конце концов с состоянием материальной части и двигателей ДБ-3ф, в первую очередь в группе майора Щелкунова. По его докладу, капитан Юспин, пробыв на острове три дня, улетел на Большую землю менять баки для горючего, а на другой день за ним последовал и старший лейтенант Шапошников — для замены двигателей. Правда, прилетели задержавшиеся экипажи старших лейтенантов Богачева и Васькова, они приземлились в Кагуле. Двигатели самолета старшего лейтенанта Васькова оказались совершенно непригодными для дальнего полета, и старший инженер Баранов вынужден был отправить его на Большую землю для замены моторов. Туда же улетел и капитан Крюков. Двигатели самолета Богачева тоже нуждались в ремонте, эту заботу на себя взял Баранов. Практически выходило, что в очередной налет на Берлин готова лишь машина одного майора Щелкунова».
       
Но нет ничего лучше первоисточника, чем Журнал Боевых Действий 40 БАД! Вот выдержки из него, касающиеся затронутой темы:
      
«9.8.41 г. 40 авиадивизия боевых действий не производила. 53 ДБП в составе 5 экипажей, 200 ДБП заставе 3 экипажей в период времени 16. 20 - 16. 47 вылетели с аэродрома Исанино для выполнения задания по указанию 1 авиакорпуса.
      
16.08.41 г. 40 авиадивизия боевых вылетов не производил… 13 ч. 01 мин. экипаж политрука Шапошникова вернулся из командировки, посадка - аэродром Якушев. Самолёт не исправлен. По докладу штурмана экипажа Амунова - экипаж капитана Юспина находится на аэродроме Беззаботное, меняет бензобаки второй группы. Экипаж капитана Крюкова на о. Эзель, аэродром Айса, имел боевой вылет на Берлин. Экипаж старшего лейтенанта Богачёва 15.8.41 г. вылетел с аэродрома Беззаботное на остров Эзель. Капитан Голубенков при перелете на о. Эзель 10. 8. 41 г. произвел вынужденную подсадку на воду в районе о. Большой Малос  в 13 километрах западнее мыса Юминда. (Если мыс на карте нашел, то остров так и остался не досягаем до моих глаз.) По сведениям, полученным от штурмана КБФ, экипаж подобран и находится в городе Таллин. Состояние самолёта выясняется.

18.8.41 г. Во исполнение директивы заместитель НКО № 165155сс 200 ДБП расформирован и пошёл на доукомплектование 53 ДБП.  13 ч. 14 мин. экипаж старшего лейтенанта Васькова 200 ДБП вернулся из командировки, посадка аэродром Погорелка - простреляны баки своими истребителями. 12ч. 00 мин. возвратившийся с выполнением особого задания капитан Крюков 53 ДБП, произвел посадку аэродром базирования. Машина неисправна. 11 ч. 20 мин. возвратился в свой полк 53 ДБП капитан Голубенков с экипажем. При перелете с аэродрома на другой аэродром вынуждено сел на воду, машина затонула.
   
22.8.41 г. 40 авиадивизия в составе 12 самолетов: 3-х 53 и 9 самолетов 7 ДБП действовали по уничтожению самолётов противника на аэродромах Овсище, Городец, Заруденье, Гривочки…
53 ДБП одним самолетом бомбардировал аэродром Гривочки… По наблюдению экипажем было видно два крупных очага пожара. Налет 3 ч. 55 мин. Экипажи старшего лейтенанта Привато и ст. лейтенанта Васькова с задание не возвратились.
      
23.8.41 г. Летчик 53 ДБП ст. лейтенант Васьков, не вернувшийся с боевого вылета 22.08.41 г., сидит на вынужденной в р-не Сандово.
      
24.8.41 г. Как выяснилось, что севший на вынужденную в р-не Сандово ст. лейтенант Васьков, при посадке не дотянул до площадки, на которой можно было сесть, врезался в землю и сгорел. Погибли летчик Васьков, штурман Васин и стрелок-радист Шевченко, воздушный стрелок Королев жив – выбросился на парашюте.
      
30.8.41 г. Три самолета Дб-3ф вернулись на аэродром базирования Якушево с особого задания с острова Эзель. Не возвратился ст. лейтенант пом. Командира эскадрильи 53 ДБП Богачев, который при вылете на боевое задание на Берлин 19.8.41 г. на взлете потерпел катастрофу.
      
Поспешил я с ответом Игорю, но весьма благодарен ему, что вернул он меня в тему. Вот и узнали мы еще что-то о простых людях, жизнь свою положивших в копилку Великой Победы, распоряжением судьбы ли, или случаем предопределенным.
   
С глубокой искренностью: память им светлая…


Рецензии