Зубная история или рассказ не для слабонервных

 
              Уже предвижу ехидненькие  хиханьки и хаханьки  как раз по этому поводу. Хорошо хоть  ваш дедуля за полстолетия совместной жизни со своей половинкой   научился сдерживаться и не позволяет себе похохатывать, наблюдая за  сомнениями  бабули:  рискнуть  взять кусок  мяса на косточке (ну очень хочется, уж очень соблазнительный!) или  в этот раз обойтись мясным бульончиком? Не позволяет себе похохатывать... Он, бывает, улыбается, НО очень даже сочувствует,  а вот  я бы, наверное, не сдержалась, похихикала... исподтишка...
             Ой, ребята,  обмолвилась, а ведь в этом году действительно  уже юбилейный год для нас с вашим дедулей – 50 лет с того дня, когда мы  счастливо улыбались, показывая наши улыбки, по которым ещё можно было видеть, что  до проблемы, например, что выбрать, чтобы перекус был  в удовольствие,  ох  как ещё далеко…хотя... хорошо, что  с передними  и боковыми было в тот знаменательный год  ещё  всё  в  порядке, да и понятие "ох, как далеко" оказалось весьма условным.
Я дочь своего отца.  Всегда по - хорошему завидовала брату, у которого до сегодня  зубов хоть и не  полон рот, но хотя бы с передними зубами у него проблем нет, а вот мои страдания начались ещё в начальной школе.  И  с того времени мамочка  со вздохом не раз говорила:
             - Видишь, у отца уже и передние начинают выпадать.  Ты бы берегла, дочка, зубы! Как потом улыбаться будешь?
 А как их беречь?   Сладкого тогда редко перепадало, разве что  в  аванс или в получку?  Тогда это был  особенный  день, почти что праздник. Конфеты в кулёчке, пряники в авоське - значит, денежку получили - зарплата. Это сейчас - перевод на зарплатную  карту, а  когда, кому и сколько...  Но тогда  детям сладкое в получку - это святое.
             Но вот болели же. Зубы. А мы были убеждены, что болеть зубы могли только  из-за кариеса, а  причина  ему – конфеты, подушечки чаще всего…  и как-то не обращали внимания на покрасневшие дёсны. А  ведь  краснели, припухали дёсны, и тогда  бабуля варила хвойный настой и заставляла его пить, вернее, заставляла глотать этот невыносимо горький настой. Заставляла бабушка  пить, вспоминая при этом, что в войну этим спасались от цинги:
             - Еще наше счастье, что в  хвойных местах жили,  деревья и спасали: зимой  шишки, хвоя, весной - берёзовый сок. Собирали на фронт, ну и  самим иногда доставалось. Иначе давно бы без зубов были, ещё с войны.   У самой бабули, прожившей долгую жизнь, почти  до 94 -х лет, зубов уже почти не было, но  остались по паре клыков сверху и снизу, и ими она очень гордилась:
            - Да есть у меня  чем есть! Сама откушу кусок!
После разговоров с бабулей о войне, о цинге снились люди беззубые,  с пустыми ртами. Но  каждый ребёнок, наверное, вспомнит, что когда зуб начинал шататься, то потом тебя так и влекло в рот пошатать этот зуб. Ругали, по рукам стукали:
- Не надо этого делать - кривые потом вырастут. А ночью снова кошмары, даже во взрослом возрасте: зубы, словно редиска, вынимаются из своих ямочек, без крови, только хвостики длинные тянутся за зубом. Бр-р-р!
             Простуда была, да,  хоть и нечасто, мы ведь в соседнее село в школу пешком ходили, иногда домой приходили с  мокрыми ногами: заиграемся, наберём воды, а иногда и  латка на сапожках отклеивалась, вот и ходили до вечера в мокром. Так что причины были для  зубной боли.
Но  я научилась терпеть зубную боль, но недолго: если боль донимает с вечера, то с утра я уже  в кресле стоматолога, долго мучиться не  хотела никогда – по мне лучше один раз вытерпеть, чем ходить и страдать от ноющей боли.  Через несколько минут  я уже трогаю кончиком языка пустое место.  Оно ещё какое – то время кровоточит, но не  БОЛИТ!   Вернее, болит, выдернули же, но это другая боль. Ещё раз прислушиваюсь к своим ощущениям - болит?  Да. Но  если вам уже удаляли зуб, да ещё коренной, тогда вы пережили эти ощущения, когда без всяких уколов выкорчёвывают больной коренной зуб!  Это было  очень  больно.  Но не будем сравнивать сегодняшние возможности стоматологии с допотопными прошлого века.
               Вот сейчас думаю: почему не лечили больной зуб, а решалась проблема  кардинальным образом: капли не помогают? тогда  только  РВАТЬ – и никаких гвоздей!  Думаю, что  это счастье, если молодой зубной врач  научился мастерски вырывать коренные зубы, как бы ни прятались они от стоматологических инструментов в самом труднодоступном месте. И замечательно, что он  поглощён в этот момент одной мыслью:  как можно быстрее и безболезненнее  вырвать заболевшее чудовище!  Так что удалить любой зуб  он  мог быстро, недолго мучил «болезного». Наверное,  это всё, чему  молодой фельдшер или врач  научился в медицинском  институте. В то время, на заре моей юности. О сегодняшнем дне   стоматологии речи не идёт.
               А может быть, он  никогда и не был зубным врачом?  Наш малюсенький ФАП, фельдшерско – акушерский  пункт в  Белорецком леспромхозе,  в те далёкие послевоенные  годы  не мог иметь  зубного врача - это было бы роскошью непозволительной, вот лечение и  сводилось к минимуму. А сельские  "эскулапы", как говорится, всему учились понемногу... Впрочем, о лечении зубов  и в детстве, и в  отроческие годы  почти не слышали, в основном, зубы удаляли. Почти всегда и  почти везде, так что нечего" бочку катить"  на молодого специалиста! Он и так выглядел в глазах того, кого избавил наконец от мучительной ноющей боли,  сказочной  зубной феей.
                И правда, цингой  не болела, а зубы продолжали болеть. Так что   скоро  я лишилась уже  нескольких  коренных зубов… Даже мама сожалела, что я не в неё - у неё зубы были крепкие, во всяком случае, передние зубы были в целости -сохранности до самой старости.
                И вот однажды, это было уже на  Крайнем Севере, недалеко от  Надыма, в  рыбозаводской посёлок прилетела бригада врачей. Тогда  обследование местного и тундрового населения проводилась гораздо чаще из-за нехватки на местах специалистов, и тогда, кроме узких специалистов, обязательно с собой привозили врача - фтизиатра, рентгенолога и, конечно, рентгеновское переносное оборудование  для обследования населения  на туберкулёз… Это сейчас  почти в каждом посёлке  есть поселковая поликлиника и стационар для больных.  И  только в крайнем случае за больным до сих пор вылетает вертолёт  с сопровождающим   медиком и вывозит его  в  райцентр или дальше, в окружную больницу Салехарда.
                Так вот, врачи на месте, уже  вовсю принимают пациентов, и тут  у меня заболел зуб, опять коренной нижний, у меня их уже и  так  раз, два - и обчёлся!!! Жалко было, уже и лечили его, и  пломбировали не раз, вот под пломбой  зуб и разболелся! Понимаю, что если сейчас не обратиться, то придётся  самой  лететь в Надым. Терпеть уже сил нет!
                Осмотрел зубной  мой зуб, поцокал выразительно, начал пломбу снимать. Ан  нет, не может поддеть её, хорошая пломба!  Пломба -то крепкая, хорошо зацементировалась,  но основу под пломбу,  видимо, когда -то  плохо подготовили.  Что там, да  как…в общем,  в премудрости углубляться не стану -  всё равно ничего умного не скажу,  скорее,  профаном буду выглядеть, нет уж, лучше по-умному промолчать, как  молчала  там, в  кресле стоматолога.  А потом началось ТАКО -О-О-ОЕ!!!
                Врач  берёт молоточек  и  что-то похожее на зубило  и начинает постукивать по пломбе.  Всё сильнее и сильнее. У меня, кажется, искры уже проскакивают  перед глазами. И голова уже как будто начала мотаться из стороны в сторону!
              - Доктор,  что происходит? У меня никогда такого не было! Да выдирайте же! Очень больно.
              - Сейчас будет больнее!   Терпи, дорогая!

              И берёт в руки что-то огромное!  И начинает снова стучать – выковыривает эту злосчастную неподдающуюся пломбу -  стучит по «зубилу» каким-то огромным МОЛОТОМ, так мне  показалось. Наконец врач устал. Представляете, он устал долбить по зубу!  А  мне  казалось тогда, что стучит этот молот  уже по голове, и мотается моя бедная головушка  из стороны в сторону, как болванчик. Потом  врач попросил медсестру крепко держать мою голову, потому что в самом деле устал меня уговаривать держать голову прямо.
              Зубной боли я уже не чувствовала,  только  казалось, что мне скоро скулу вывернут  да  в  придачу  мозги мои  вот - вот  в кашу превратятся! Вот это я точно чувствовала.
              А потом случилось то, что я никак не ожидала. Ну, выдернут очередной зуб, впервые, что ли? Одним больше, одним меньше… Стоп!  Больше – то не становится… Разве что мостик смастерят! А тут мне и говорят:
              - Придётся вам ещё одну операцию перенести. Придётся потерпеть, голубушка.
              - Да сколько  мне  ещё терпеть? И какая операция? А что вы только что делали? Зуб ещё не выдернули, только расковыряли, а может, хватит, он уже не болит.
              - Да у вас киста, дорогуша моя, и большая  она, и гнойная. И  убрать её смогу только сделав  открытый надрез на скуле.
              - И что? Ещё долго будете  стучать по моей  голове?   Соображать я уже точно перестала.
              - Нет, стучать больше не буду, но будет очень больно. Приготовься, милая.
                По тому, как менялась интонация врача, и как "дорогая" превратилась сначала в "дорогушу", в "голубушку", а потом  и вовсе меня назвали "милой", я поняла, что потерпеть придётся по-настоящему... Укол мне всё-таки поставили, не знаю, какой, но поставили.
               А дальше... была тьма... беспросветная... Я  была в обмороке.  Очнулась, когда медсестра  ваткой протирала мне  виски, давала  понюхать  эту смоченную аммиаком ватку.   А врач уже обрабатывал рану на скуле под больным зубом, правда, зуба уже не было и в помине.  Как это,  не было  и  в помине... Как раз "помин" -  то оказался долгим, потому что такое не забывается долго, и, пожалуй, будет помниться всегда.  Так  впервые  я узнала, что такое киста, да ещё гнойная. И с того времени  в карточке больного (больной, то бишь) появилась в правом, верхнем углу предупреждющая запись о непереносимости обезболивающего - новокаина.
               Хотя вряд ли тогда  новокаин отправил  меня "в нокаут", скорее всего, вымотала боль  и потом расслабление после укола. Но с тех пор  уколы мне ставят только на физрастворе.
               И пока бригада врачей  работала в посёлке, а это было  в течение  четырёх - пяти дней, надо ведь  и у школьников медосмотр провести, чтобы не гонять вертолёт ещё раз -  я каждый день ходила к доктору на перевязку, и надо сказать, ранка зажила быстро. Единственно, что  не очень приятно было  объяснять любопытным, откуда такой шрам под скулой. Но получается, что я по жизни догоняю  старшего брата по числу шрамов: у него тоже два шрама на нижней скуле, но по другой причине: в детстве переболел туберкулёзом желёз. Их удалили.
               Плохо то, что постепенно вездесущий кариес добрался до передних зубов. Но к этому времени уже и промбировали качественно, поэтому маленькие трещинки хоть и причиняли неприятности, но  пока не бросались в глаза. Но  я уже чувствовала дискомфорт, словно все видели "латочки"  на моих передних зубах. А "латочек" становилось всё больше.
               Вот только что вспомнила, как не хотела довериться стоматологу - женщине "ремонтировать"  мои очередные кариесные дырочки на передних зубах, потому что у неё у самой были ужасные передние зубы, в каких-то пятнышках - веснушках, какие я видела когда -то у моего рыжего  одноклассника. Это было особое  заболевание. Но опасалась я напрасно, она была отличным зубным врачом, несмотря на собственные плохие зубы. Пломбы поставила очень качественно и надолго.
                Заглянула  прямо сейчас, пока пишу, в интернет. Это флюороз. Болезнь, связанная с переизбытком фтора. Лечению не поддаётся, только замена. Сейчас это вполне возможно, если беспокоит   улыбка.
                Кстати, об улыбке. Случилось у меня в практике учителя, что я почти перестала улыбаться. И всему опять причиной были зубы: начали крошиться  передние. Надо было лететь в райцентр, к зубному, но  решила потерпеть  до отпуска. А чтобы не показывать, как   меняется  моя улыбка, я начала пытаться изобразить строгую "училку" и почти перестала улыбаться своим любимым ученикам, всё больше строгости добавляла.
                Как хорошо, что это недолго продолжалось. Кажется, на 8 Марта на одной из открыток моих восьмиклассников я прочла: "Галина Петровна,  желаю вам: почаще улыбайтесь! Вам очень идёт улыбка!"  Меня как опалило! Это написала Оля Гуреева,  девочка - отличница, красавица, само совершенство. Это к слову. Она как будто выразила пожелание от всего класса!
              Конечно же, я объяснилась с ребятами!  Им было всё равно, насколько безукоризненна улыбка их учителя, им хотелось их прежнюю любимую учительницу. Они  вернули мне  меня, и меня же им. Это было мне хорошим уроком, преподнесённым моими учениками. А заниматься своими зубами мне так и приходится всю жизнь.
              И вот  как - то  дочка, а жили мы уже в райцентре, ближе к цивилизации,  предложила  мне ириску. Перед выходом из дома в школу. Я взяла, а вот обратно прилипшую  к зубам эту чёртову ириску  вытащила вместе с  зубом!!! С передним!  В ириске торчал мой  многострадальный передний зуб! Да уж... от  печального до смешного...
              Моё состояние  пересказать  невозможно, даже описать, а потому коротко: до школы и по школе до кабинета директора прошла, прикрывая рот платочком. Отпросилась. Не обошлось без комментариев директрисы, она  посмеялась, конечно, но замену  обещала. Потом  Г. А. позвонила  в поликлинику, попросила стоматолога, соседа по дому - с ним  давние приятельские отношения, иначе  говоря, дружат семьями -  что- нибудь сделать её учительнице, очень надо.
              Мне  сделали  мостик всего за два дня!!!  С ним, кстати, я проходила 12  лет!!!  На третий день во рту у меня уже были симпатичные, ровненькие, беленькие  зубы!  И  через три дня  я шла в школу с красивыми зубами и с прекрасным настроением. Правда, к этим симпатичным зубам надо было несколько дней привыкать.  Присвистывала, чуть шепелявила.  Вечера для тренировки не хватило.  Но детки есть детки! Особенно, если деткам уже по 14 лет. И вот  на первом же уроке Настя Ч.  прислушивается к тому, что  их учительница как - то странно произносит слова, присвистывает в некоторых местах. Заметила не одна Настёна, но  спросила только она:
              - Галина Петровна, а что это вы стали как будто посвистывать, и слова как-то странно произносите?
              - Настя, я ведь заметила, что  вы за мной наблюдаете  и, конечно же, я сама слышу, как стала говорить.  Давай - ка, Настя, я расскажу, в чём дело, а ты, да и вы все, на будущее запомните:  если вы  что - то заметите у другого человека, спрашивать об этом прямо, как говорится, в лоб, не следует, есть такие правила поведения в обществе.
               И  Галина Петровна  рассказала о своих 3-хдневных злоключениях,  начавшихся из-за какой-то ириски. Посмеялись всем классом, интерес к моим зубам и произношению сошёл на нет.
             - Вот  то, что я присвистывать и шепелявить  начала, это вы заметили, а то, что и зубы у меня стали другими, не заметили.  Эх, а я-то, может, специально так обращаю на себя внимание!   Ребята  шутку оценили. Конечно, они всё заметили...
              В общем,  урок был немного видоизменён.  А ребятишки - народ  занятный, им  бы только поговорить на отвлечённую тему.  Вспомнили истории, связанные с зубами, с зубными протезами: кто-то   вспомнил бабушку - дедушку , их смешные "зубные" истории, а кто-то  анекдот по этому поводу ввернул - дети ещё как умеют это делать! Но урок - то идёт. За умение связно рассказывать кое- кто получил свою заслуженную пятёрку!   И как продолжение урока, задание: описать смешной случай, можно и придумать,  только, пожалуйста, не о зубах! Достаточно о них наговорились.
              А через пару дней и дети, и сама Галина Петровна забыли о "свистящих и шипящих", речь наладилась, и  даже  быстрее, чем ожидалось! 
Были со мной и трагикомические  "зубные"  истории, как же без них, но  эта зубная история уже порядком даже мне самой надоела, не то что читателям. Оскомину набила!!!


Рецензии
Интересный рассказ. Многое вспомнилось из детства. Спасибо.

Ларкина Людмила   06.01.2021 11:30     Заявить о нарушении