закат одного сердца

В самое разное время не уставал читать новеллы Цвейга. Почему? В них много психологических портретов проработанных с такой тщетой, что окунёшься в мир героя с головой. Увидишь все болячки, все потрясения или любовные переживания.

Цвейг был истинным художником и мастером слова, писал простым языком, без сленгов и закорючек, и при том умело цеплял душу на крючок, что у читателя ( у меня), не взирая на личности, текли слёзы. В данном произведении Цвейг нарисовал портрет старика, страдающего от болезни печени и родственного равнодушия.

Однажды на курорте семейство еврейского происхождения изволило отдыхать. Папа( старик, но богатый), маман и дочь ( презабавные особы). Отдыхают, радуются, купаются в целебных родниках. Что ещё надо? Обычная буржуазная жизнь. Но...

... Любую жизнь, один неправильный шаг, один неправильный вздох, может разбавить до крушения личности. Оно неизбежно, если вы человек слабый и по пустякам накручивающий нервы до предела. Не смотря на болезнь, не смотря ни на что!

Ночью старику не спалось и он случайно ( не хотел, но...) заметил свою дочь выбегающую с молодым человеком из спаленки.

Так начались мытарства старого человека. В единый момент разозлил себя, растрепал до бесконечности, в единый момент превратился в параноика, нервического больного, способного и палкой ударить в приступе. В единый момент заметил равнодушие со стороны жены и дочери. Начал крутит жизнь, играть, переигрывать, пока не случился закат собственного сердца.

Закат у Цвейга - не смерть, а существование. Когда человек ничего не хочет, и ему никто становиться не нужен. Накрывают панические атаки. Богатый человек, не последней в обществе, доходит чуть не до нищенствования. " Что воля и не воля - всё равно!" Становится призраком собственной комнаты! Человеком с умершим сердцем и потухшими глазами.

На что способен человек, внутри принявший смерть? Просвещайтесь и будет свет в конце новеллы!!

Цвейг прекрасен в прорисовке психологического портрета. Возможно, у него самого случались похожие нюансы в жизни, потому душу ( хотя бы, как в этой новелле) не понять и не нарисовать никакому художнику, не познавшему страдания выпадавшие на долю персонажа.
р.


Рецензии