Вариации

И только о самых  простых снах  я  мог  бы  что-нибудь  рассказать.
То,  что  было  в остальных, не имело уже никаких аналогий в реальности.
(“Солярис”, Станислав Лем)



Если ты родился средним, то тебе не повезло. Нижним быть, конечно, еще хуже, но хотя бы проще. Загнивай себе день от дня, в нищете и погодных испражнениях. Надежд у тебя не будет, а значит и беспокоиться не о чем.

Верхним тоже попроще! Я бы даже сказал слаще. Надежды и мечты им без надобности, ведь ничто не мешает претворять желания. Ну, почти. У этих богачей, меж собой, свои градации и уровни довольства. Или самодовольства.

О чём я? Ни о чём. Ворчу, зажатый в вагоне метро. Сейчас, сейчас… двери откроются, и придется едва ли не бежать – каждое мгновение на счету! Социальная арифметика вынуждает подсчитывать часы, минуты, секунды – укладывать их, складывать, распределять! Что угодно делать лишь бы итог был практичным. Эх… Всякий прохожий хочет долю времени у тебя урвать или хотя бы пару минуток прикарманить. Нет, дружок! Время мне и самому нужно, лучше ты своим со мной поделись, тогда посмотрим, чем я могу ответить.

Подхожу уже к своему дому. Душновато тут. Давно надо заплатить за благоприятную погоду, но не мне же одному! Все жильцы уже готовы скинуться, только один жмот, с моего этажа, не желает. Ему и такая погодка в норму. Денег то от него требуется всего ничего. Любой другой мог бы за него заплатить, но, разумеется, не станет. И я, конечно, не стану. С чего бы нам вписывать в свои расходы этого жлоба?

Лифт, третий этаж… Я дома, ура! Привет, дорогая. Дай украдкой в щеку поцелую. На долгие лобызанья времени нет! Пойду руки помою и отведаю твой замечательный ужин. Ммм… Как вкусно! Как дела? Какие новости? Да что ты говоришь! Невероятно! Да, так и думал. Ясно. А у меня день выдался трудовой. Ох, столько заказов, продаж… С ума сойти! Зато прибыль хорошая, доход знатный. Бонусов к зарплате накинут! Начальник похвалил, да. Руку пожал. Ну ладно… Кофе? Не, не буду. Горячий и пить долго. Где-то тут у меня был синтетический имитатор, пара таблеточек. Закинул и всё. Бодрячком. Не знаю, чем тебе не нравится. Ага, да, хорошо… Пойду в свою комнату отдохну пару часов. Да, да, спасибо за ужин! Дай в лоб чмокну.

Если ты родился средним, то тебе не повезло. Во многом. Но есть способы как-то это компенсировать. Нижним такого и не снилось, а у верхних развлечения покруче. Ну и чёрт со всеми ними!

Вот она моя комната. Только моя, жене тут делать нечего. Удобное кресло и игровая приставка – большой чёрный цилиндр. А рядом, на столике, атрибуты всякие. Особые перчатки, шлем, игровые поножи. Я раздеваюсь до трусов и облачаюсь в замысловатую броню. Со стороны, верно, выгляжу как космический десантник. Сажусь в полутьме на удобное кресло. Кхм… так, пару чипов надо подсоединить к телу. Не сложное дело, хирургия тут не надобна.

Всё, запускаю. Теперь я уже не дурацкий офисный работник с одутловатым лицом! Я межзвездный убийца! Моё тело полнится мышечной силой, а мускулатура начинена имплантами. Могу сражаться один против ста и победить голыми руками! Но куда увлекательнее орудовать ножом, пистолетом и автоматом. Новейшие разработки, подаренные мне людским правительством, дабы я поддерживал мир и покой галактики.

Сегодня мне надо усмирить бунт на планете W-494. Местные работяги взбунтовались, недовольны чем-то. Перебили местную полицию, чиновников, и даже ученых… Теперь вот окопались в главной цитадели колонии. Мерзавцы! Я уже иду к вам.

Правительственная станция, парящая в космосе, выбрасывает металлическую капсулу со мной внутри. Я приземляюсь, без всякого шума, на окраине колонии. Бегу в режиме невидимости. Хах, простофили не ожидали такого!

Пара часовых близ цитадели и вон еще третий в отдалении. Я уже тут, налетаю молниеносно и бесшумно. Два врага падает, получив удар ножом в горло, третий выкатывает глаза от удивления, но спустя миг, его голова разлетается пунцовыми брызгами. Я возвращаю пистолет в кобуру, еще настреляюсь.

У третьего есть сканерный ключ, отлично! Стоит избегать камер, их тепловизоры могут меня засечь. Без труда! Как-никак у меня золотая степень в этой игре. Ходила байка, что золотым игрокам, на самом деле, дают порулить реальными киборгами. Пустой слушок, само собой. Но забавно, ведь можно себя убедить, что ты и в самом деле межзвездный убийца! Герой галактики, а не просто какой-то продавец бытовой утвари.

К делу. Я уже внутри цитадели, а позади еще пара трупов. Неплохо! Коридор, коридор, противник, бах, бах… Вжииих! Виртуозный взмах ножа! По полу катится срезанная головешка. Тревога! Подняли таки тревогу, но ничего! Справлюсь.  Выстрел, удар, прыжок… В коридорах всё больше врагов, отстреливаются, прячутся, плечо мне задели. Становится жарко! Ха. Не спрячешься, вот тебе лезвие между глаз. Многовато их столпилось… Кажется, я окружён. Мои усовершенствованные органы чувств говорят о серьёзной опасности.

Бах!

Тьма. Я вновь на космической станции. Какая-то мразь выстрелила мне в затылок. Но ничего, мне не сложно вернуться и повторить попытку. Капсула вновь сброшена. Трепещите, уроды, я совсем близко.

В этот раз ошибок не допущу. Вот трупы, которые я оставил совсем недавно… ступаю мимо. Сейчас наделаю новых. Еще и еще… Бунтари побросали оружие. Сдаются. Миссия выполнена. Великолепно, похвально. Галактика вновь спасена от страшной опасности.

Жаль, времени нет на новое задание… Я отключаюсь от приставки. Снимаю чудные доспехи, вытаскиваю чипы. Аккуратно складываю всё по местам. Надо бы душ принять, вся кожа потная. Утром, утром…

Иду в спальню, темно. Жена уже спит. Вот и славно, на ласки нет времени. Дорогая я вновь спас мир! Увы, женушка считает мои забавы глупостью. Многие так считают. Да и плевать.

Неужели не очевидно, что этой постылой реальности мне мало. Всех этих просчитанных заранее часов работы и бытовой суеты. Порой мне чудится, что всё это время проживает кто-то другой… Что подлинная реальность скорее уж там, в игровом измерение, где я представляю из себя нечто особенное.

Нет, ну, правда. Неужели мне достаточно тщеты однообразных будней? И размеренного досуга по выходным? Многие так думают, но я не из их числа. Мне потребны хоть какие вариации жизни, пусть и виртуальные.

Надо попробовать уснуть, завтра рано на работу. Надеюсь, ничего не приснится. Тоже вот бесполезная функция человека… грезить сновидениями. Мне одно и то же вечно снится – будто я старик, тоскующий на далекой, затерянной планете. Совсем один.

Тьфу, скука! И мне должно хватать?

***

На этот раз меня сбросили далеко от цели, значит, есть время поразмыслить. Если бы в умеренной рефлексии не было практической пользы, я бы не смог ей придаваться. Из моей сущности исключены все лишние качества.

Я межзвездный убийца – сто пятьдесят килограмм плоти, техники и инстинктов. Совершенная карающая машина. Для меня нет невыполнимых заданий. Случается, что смертное тело гибнет в процессе исполнения, но это ничего не значит. Там, наверху, на космической станции, уже заряжена в обойму следующая оболочка. Точно такая же или еще более смертоносная. Встроенный в затылок кристаллический чип, каждую секунду копирует мое сознание и память на специальный винчестер, там, на станции. Погибнув, я сразу продолжу. Не знаю, сколько у меня резервных тел, но я редко терял больше одного за миссию. Даже если они закончатся, попозже подвезут еще. Не думаю, что у корпораций могут быть с этим проблемы.

Мною правят рефлексы, а не мысли.

Зачем всё же создавать нечто мне подобное? Наполовину человека, наполовину машину. Очевидно же, что размышления для солдата излишни. От них происходят ошибки в безупречных телодвижениях, просчёты в идеальном исполнении задач. Видимо, они нужны. Предположу, что информация об ошибках накапливается, и способствует усовершенствованию. Мои домыслы лишь погрешности меж строками программного кода. Допустимые погрешности, служащие прагматичному интересу.

Не скажу, что мне жаль кого-либо из павших от моей руки. Моих соображений хватает только для фиксации таких понятий как добро и зло, или вина и невиновность. Они, разумеется, есть, но я не могу их примерять к миру – не желаю и не знаю как.

Кто умрёт сегодня – повстанцы или террористы? Кто умер вчера – опасный безумец или опасный конкурент? Для кого все эти смерти – для блага государства или пользы корпораций? Во имя мира или выгоды?

Могу перебрать еще много вопросов, но не одним из них я не задамся. Это уже недопустимый уровень рефлексии.

Вот и небольшое поселение виднеется из-за скалы. Его центр - лаборатория крупной исследовательской компании. Местные учёные творят бесчеловечные опыты или их открытия могут снизить чью-то прибыль? Этот, как и любой вопрос, не ко мне. Вполне возможно, что верны оба варианта. Не важно, ведь ничто не изменит факта скорой расправы.

Нож обнажён, пистолет заряжен. Трупы уже дымятся позади и впереди. Взрывы, выстрелы и много-много смерти. В том числе и моей. Не принципиально. В новой оболочке, я вновь сброшен, на то же место, где и погиб, и моя кровавая работа продолжается.

Пока продолжается резня, я могу выдумать еще вопрос. Мои убийственные действия творятся заданными реакциями или же ими кто-то управляет? Сам я, не сказать, что особенно на них влияю.

Очередной вопрос, на который мне без надобности получать ответ.

Все мертвы, миссия выполнена. Похвалы ждать не стоит, она вся достанется моим творцам. Скоро прилетит транспортный катер, и я вернусь на базу.

Далее меня подключат к релаксатору, машине генерирующей реалистичные сны, своего рода виртуальную реальность. Там я буду каким-нибудь обычным человеком, суетливо вертящимся между работой и бытовыми неурядицами. Наверняка, это житие взято слепком с чьей-то настоящей биографии. Я окунусь в неё с головой, проживу там день или год, поверю, что я и вправду ничтожный человек, а не безжалостный биомеханизм. И когда взвою от отчаянья, вновь проснусь в летящей к поверхности планеты капсуле. Меня наполнит своеобразное счастье, упоение своими возможностями. Я в ярости кинусь на врагов, разя и кромсая всё живое. Так было уже бесчисленное количество раз.

Однако, в итоге, что-то дало сбой… Я не могу до конца увериться в подлинности той жизни. Осознаю, что уже совершал карательные акции. И буду совершать, пока меня не спишут, как устаревшую модель.

Вряд ли, я единственный кибер-мясник. А еще ведь есть мои копии, пока что пребывающие в режиме ожидания. Наверно, они тоже подключены к релаксатору и видят свою вариацию людского бытия.

Таких имитаций жизни, должно быть, наберётся на множество районов. Или на целый город. А то и планету.

Неважно. Пора проснуться, сходить в душ, быстренько позавтракать, одеться, чмокнуть жену в щечку и бежать! Скорее на работу! Сегодня ответственный день! Нужно столько всего продать! Сбыть! Может начальник похвалит! Руку пожмёт!

***

Начальник пожал руку! Какое счастье! Сегодня был удачный день. И завтра будет такой же. Следующий похуже, зато потом получше… День за днем – сплошная череда, сколько я таких уже видел. Одни заканчивались инсультом, другие нищетой, третьи почтенной старостью. Были и четвертые, и пятые… что уж вспоминать. В краткий час моего пробуждения надо задуматься о чём-нибудь важном.

Благословен тот день, когда наша экспедиция высадилась на Z-43. Вначале всё шло по регламенту – постепенное исследование планеты и постоянные отчёты в центр. Что же тут есть… горы, много гор. Пустыни, в которых из песка торчат высокие зелёные деревья. Необычно! Проанализируем, протестируем, нужен же отчётец в центральное управление.

Подлинное чудо свершилось, когда мы обнаружили кристаллы. Они встречались в виде мелких осколков на песке, двухметровых громадин и монолитов превыше гор. Имели самую разную форму, порою даже имитирующую нечто антропоморфное или звериное. Но их мерцание… признаюсь, я был сразу им заворожен, околдован… и не я один. По их поверхности, гуляли лукавые волны лазури. Такой лазури, какой мы никогда не видели в синем спектре.

 Отчёт в центр, как всегда, был краток и сух. Кристаллы, мы в нём представили заурядной местной породой, практически не имеющей ценности. Пустые стекляшки, сродни сорнякам, только твёрдой формы.

Разумеется, мы солгали. Не пожелали делиться чем-то, о чём еще даже ничего не поняли. Это наши тайны! Сами кристаллы доверили их нам.

Всякого рода анализы и тесты не дали интересного результата. Так… дежурная информация о химическом составе и прочей ерунде. Каждому было очевидно, что загадка кристаллов куда серьезнее и техническими методами её не прояснить.

Одержимый поиском ответов, наш Старший, отбросив предубеждения, положил маленький кристалл под подушку. Выступил, так сказать, естествоиспытателем. Ну что ж, нам по статусу не полагалось ему возражать, да и любопытно было до умопомрачения.

Утром, он влетел в столовую, снеся пару подносов. Исходящий от него восторг показался нам даже опасным, плотным, чрезмерно ощутимым. Его было не выразить в словах. Старший лишь беззвучно открывал рот, не в силах протолкнуть наружу всю величину восхищения. Он высоко, на вытянутой руке, поднял над собой синий камешек. Торопливо сдернул с себя вверх комбинезона, оголяясь по пояс… Мы следили застывшими взглядами, не считая себя вправе мешать.

Старший воткнул кристалл в свое тело, около левого плеча. Затем принялся настырно, острым концом орудия, ковырять кожу. Ему таки удалось протолкнуть под кожный покров большую часть камушка.

Старший широко улыбнулся, не обращая внимания на струйки крови, стекающие по бокам и торсу. Кристалл, погруженный в плоть, засиял ярче, внушительнее и загадочнее. Его носитель, молча развернулся, и ушёл в свои покои.

Странная сцена… мы потом пару суток мучились не понимания происходящего. Отчёты в центр отправляли всё те же, стандартные. Состав породы, условия климата, особенности минералов, атмосфера … вся эта чушь, короче говоря.

Надо было навестить Старшего, вот что действительно важно. Дверь отворилась, едва мы приблизились. Наш лидер восседал на своём ложе, сложив ноги под себя. Кристаллический нарост под плечом ярко пульсировал, подобно сердцу. Стоило нам войти, Старший неспешно, и как-то величаво, открыл глаза. На нас он смотрел с жалостью и чувством превосходства. Однако, когда его взгляд нашёл технического мастера, он вдруг содрогнулся и прослезился.

-О, Хэнк, я сожалею о том, что ты пережил… Я знаю, ведь сам это пережил. Мне так жаль твою жену! – чуть не плача, проговорил Старший.

-Что? У меня же нет жены и не было! – ошарашено откликнулся техник.

Лицо Старшего мгновенно переменилось, отражая теперь одно лишь торжество, - Но ты не переживай! Я всё изменил, теперь у тебя есть жена и дети. Ты богат и влиятелен. О, так  влиятелен, что тебя почитают даже в неизведанных закоулках космоса!

Хэнк открыл было рот, но не сообразил ответа. Ясно как день - Старший рехнулся. Надо бы сообщить об этом в центр… однако, мы повременили. Загадка кристаллов продолжала манить и беспокоить.

Я и техник, жили в одних апартаментах. По утрам мы редко виделись, он спозаранку уходил проверять основные системы корабля. Но тем утром, Хэнк не ушёл… Нет. Он сидел на койке и баюкал сияние... сияние кристалла. Осколок глубоко застрял у него в животе.

-Хэнк! Зачем? – не удержался я от вопроса.

Тот лишь посмотрел на меня счастливыми глазами. И куда подевалась его извечная угрюмость?

Не хочу слишком затягивать историю. Мне еще нужно слепого проверить… Говоря вкратце, неуемное любопытство привело нас к тому, что все мы сроднились с кристаллами.

Я и сам носил такой, под правым плечом. Сегодня, кристаллическая корка уже покрывала полгруди, основание шеи и предплечье – чем я безмерно гордился. Правда, всё же и завидовал некоторым. Хэнк, например, со своим кристаллическим брюхом, походил на беременного. Но как же, этот живот был велик! А, Старший! Тот и вовсе выглядел как лазурная глыба, из поверхности, которой виднелся лишь закрытый глаз, правая кисть и пальцы на левой ноге.

Ну, ничего, я еще раскрою все тайны кристалла вариаций. Вот только слепого проведаю, это всё же моя обязанность.

Слепой сидел на кресле в главной рубке. Обнажённый, облачённый лишь в синюю кожу. Мы теперь все так выглядели – голые и синекожие. Кристалл, некогда заменивший ему глаз, уже покрыл половину головы, от носа до затылка. Под переливчатым колпаком виднелся лишь подбородок и сомкнутые губы. О, обыкновенный человек ничего бы не приметил в этих губах… но я замечал мельчайшие вариации, неуловимые движения – грусти, радости, озадаченности… подобный диапазон эмоций ни представить, ни перечислить.

Находиться в теле мне надоедает спустя минуту. Так что, к делу. Руки слепого на пульте, хорошо. Они, по-прежнему, инерционно, набирают отчёты в центр – славно. Пусть там читают привычную бессмыслицу, главное чтоб сюда носа не совали.

Я дружелюбно постучал слепого по кристаллической макушке и удалился. Вернулся к себе, уселся на койку. Напротив, обняв шарообразное пузо лазури, дремал Хэнк.

Я нежно коснулся кристалла вариаций у плеча и сомкнул глаза. Вместе с ним мне доступно сотворить любую реальность. Поначалу я, конечно, мнил это всё виртуальностью, визуальной условностью… Но нет! Это реальность! В ней есть всё присущее этому понятию.

Меня восхитила, в первую очередь, возможность сделать свой мир, с собственными правилами и стать в нём кем пожелаю. Целая жизнь в одну секунду – героя, пророка, первооткрывателя, революционера или древнего царя! Как это здорово, но, в конечном итоге, скучно. Когда всё мироздание у тебя в кармане, тебя ничто не удивит, ничто не даст новых ощущений… ведь ощущения исходят от тебя же.

Ах… упоительное чувство всевластия, ты хуже темницы. Чего стоят приключения и любовь, если ты сам их для себя создал? Что толку смотреться в зеркало, если отражение не осмелится совершить непредсказуемое?

Мы все проходили эту фазу знакомства с кристаллом вариаций. Начинали с неё. А как же иначе? Таков уж первый порыв людского естества.

После понимаешь, что владеть всем – всё равно, что ничем. Нужно выпустить объективную реальность из рук, позволить кристаллу самому для тебя её создать. А ты уж реши, кем в ней будешь – героем, летчиком или гробовщиком.

Ты звёздный генерал и тебе предстоит схватка с космическими пиратами. Исход неизвестен и потому тебе открываются чувства беспокойства, тревоги, азартного предвкушения… Увы, мы терпим поражение. Порождённые кристаллом вариации врагов слишком сильны. Не хочется как-то бесславно умирать, обрекать на гибель этот вымышленный мир… Я ведь чувствую всей душой грядущую трагедию. Хм… Ого, мне вспоминается секретное оружие, наш мощнейший козырь в арсенале. Раз, и пиратский флот обращён в ничто! Конечно, я схитрил. Изменил под себя реальность, чтобы она была приятнее. Так было уже много раз. Слишком велик соблазн прибегнуть к абсолютной силе, когда её имеешь.

В результате выходят всё те же глупые игры и предсказуемые итоги. Когда в любую минуту я могу переменить себе судьбу, глубокие переживания выдают фальшь. Виртуальные забавы, не более того. Даже кристалл на моей груди блёкнет, разделяя разочарование.

Но можно действовать по-другому. Создать себя и наделить ролью – менеджера, бродяги, домохозяйки или межзвёздного убийцы… Только отказать себе в памяти, помимо той, что придумана. Да, так выходит полнее, насыщеннее. Лишь переступив порог смерти, я скидываю выдуманную оболочку и возвращаюсь к себе. Всё по-настоящему, это уже не какая-то надуманная виртуальность! Это тысячи судеб непосредственно мною пережитые, без всяких поблажек.

Я столкнулся, и это было чаще всего, с человеческим падением, разложением, крахом… Но узнал и искреннюю радость, пусть она и измерялась моментами.

Теперь во мне есть мудрость, неведомая людским философам. В конце концов, они прожили только одну жизнь, а обо всём прочём судили из условных наблюдений. Но я! Я знаю бесконечно больше их всех – от отчаяния забитого раба до сладкой беспощадности тирана.

Моё любопытство порождало самые невероятные и самые заурядные миры, ситуации, события… В итоге я уже не переживал жизненные истории по очередности, они происходили единовременно! Целые города могли быть населены лишь мной одним – женщины, старики, дети, домашние животные. Каждое мое проявление собирало бесценный опыт, вручая его мне по окончанию непредсказуемого пути.

Я утратил сомнения. Бытие внутри кристалла, ничем не отличается от привычной человеку реальности. Ведь там есть весь объем неподдельных эмоций, душевных метаний… всё-всё, даже неописуемое.

Однако, знать людское бытие – это не так уж значимо.

Движимый неисчерпаемым интересом я стал экспериментировать с судьбами. Забавно было поместить котёнка (меня, разумеется) в утробу беременной миллиардерши (тоже бывшей мною). Но это грубые забавы. Куда увлекательнее, скажем, поместить одну личность в мечты другой, или обратиться гигантскую рептилию, крушащую города, из-за одержимости злым духом, то есть мной же.

Сколько вариаций!

Я огромная горилла, разрушающая города, но я питаю тонкие чувства к себе же, в образе девушки, но, как бы там ни было – я убит снарядом, выпущенным мной. Запутанная история? А что если она, лишь сценарий, который я придумал для фильма, и, будучи режиссером, взялся его же снять.

Ох… пришел краткий миг пробуждения.

Я встал с койки и отправился в главную рубку. Слепой, давно утерянный в блестящем наголовнике, исправно писал руками отчёты. Как же сияет его кристалл вариаций! Ослепительно великолепный шлем.

А мой, наоборот, потускнел. У меня воображение ослабло? Обессилило? Похоже на то. Его же нужно поливать живыми образами, как растение водой. А я зациклился на однообразных вещах и не могу вылепить из бытия ничего нового.

Нежно поглаживая кристалл вариаций, я пытался погрузиться глубже, глубже… к самым основам Вселенной… чтобы ковырнуть их, или вовсе перевернуть…

***

Быть наблюдателем невыносимо скучно. Год за годом собирать пробы с поверхности планеты, рассматривать звёзды, писать одни и те же отчёты.

Эта планета бесплодна, обыкновенный выкидыш космоса. Но человечеству крайне важно везде поставить флажок своего присутствия, если не аванпост. Я и есть такой флажок - обыкновенный человек, живущий в маленьком кораблике. Можно гордиться, тем, что я есть целое население планеты, но это мне давно наскучило.

У меня есть связь исключительно с центром. А с центральным управлением не поболтаешь, их интересуют лишь чёткие донесения. Телевиденье или развлекательные технологии в мой контракт не входили. Благо, хоть электронную библиотеку предусмотрели. Правда и читать надоедает… что толку, если реально пред собой ты видишь одни пустыри и звёзды.

По контракту, мне быть тут еще 14 лет, а минуло уже 26.

Я не проклинаю день, когда согласился. Иных вариантов и не имелось. У уроженцев нижних районов их, как правило, нет.

Когда-то я много читал и поднаторел в науке. Но в родном краю от этих познаний никакого толку… Зато моя образованность весьма интересовала научное сообщество из верхних кругов. Они и предложили мне заманчивое предложение – сторожить и рутинно изучать этот космический ошмёток. Я согласился. Моя одинокая старость взамен на лучшую долю для родных.

Родня, наверно, хотела бы меня навестить, но полёт на R-23 крайне дорогостоящее удовольствие. Не говоря уже о массе бюрократических и таможенных препятствий, что необходимо для этого преодолеть.

Нет, я может к ним когда-нибудь и вернусь. Почтенным, иссохшим старцем. А пока пойду спать.

Мне редко снятся сны, и я их почти не запоминаю. Только раз что-то смутно отпечаталось… будто я синекожее существо, тоскующее на далёкой, затерянной планете. Совсем один.

Жаль, что мне должно этого хватать.


Рецензии