Самарские тайны российского кино-2-3б

Владимир Плотников-Самарский

САМАРСКИЕ ТАЙНЫ РОССИЙСКОГО КИНО. Часть вторая.


ДУБЛЬ 3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО: МЫ С ВАМИ ГДЕ-ТО ВСТРЕЧАЛИСЬ, ИЛИ
ЭТИ РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ ЛИЦА...

Продолжение.


Начало: http://www.proza.ru/2020/02/05/1631

http://www.proza.ru/2020/02/07/2069

http://www.proza.ru/2020/02/11/1743

http://www.proza.ru/2020/02/13/1911


Кравченко Татьяна Эдуардовна (р. 1953)

Народная артистка России родом из Донецка. «Ума набиралась» в Школе-студии у мхатовских стариков Петра Массальского и Аллы Тарасовой. После чего Таню Яковлеву пригласили в театр Ленкома, где она служит вот уже 41-й год. Правда, по совету Олега Янковского «редкую» актерскую фамилию «Яковлева» пришлось сменить на прабабушкину – «Кравченко». С ней и вознеслась на актёрский Олимп.

Перечислять все ее роли в кино и долго, и бессмысленно. Разве что навскидку: тренер Лидия Лаврушина («Восьмое чудо света»), Маруся («Торпедоносцы»), Тамара («Опасно для жизни!»), Сима Корзухина («Сукины дети»)…  Для города на Волге Татьяна Эдуардовна «приберегла» небольшую, но памятную роль гувернантки Лизы, что обслуживала большое семейство Арсеньевых на их даче под Самарой. Да-да, опять тот самый фильм по осеевской «Динке» – «Раннее, раннее утро». Невозвратимый тольяттинский ракурс-1983.


Кружков Николай Михайлович (р. 1941)

В его фильмотеке несколько ролей («Процесс» 1969, «Жена керосинщика» 1982, «Свалка» 1988, «Футболист» 1990), плюс столько же телеспектаклей. Ровно так же, надвое, делится его вклад в куйбышевский кинематограф. Эпизод в культовом сериале «Тревожные ночи в Самаре» (1969) и двойное участие — роль Кузьмы и текст от автора — в знаменитом телеспектакле Петра Монастырского «Усвятские шлемоносцы» (1982).

Коля родился в подмосковном поселке Обираловка (ныне Балашиха) и помнит тяготы прифронтовой жизни. Его педагогом в Щепкинском театральном училище был народный артист СССР Владимир Коршунов. Сразу по окончании Николай поступил на службу в Куйбышевский Академический Театр драмы имени М. Горького. То был период расцвета школы Монастырского, которая и определила репертуарное лицо актера на последующие годы. Андрей в чеховских «Трех сестрах», Оброшенов и Зубарев в «Шутниках» и «Дикарке» А. Островского, Пришвин («Колея» В. Арро), Сухов («Авантюристка» Э. Брагинского)...

В середине 1980-х артист уехал в Ногинск, где пополнил труппу Московского областного драмтеатра, отдавая свой талант многочисленным поклонникам в родной Балашихе. В свои «под 80» он остается в гуще культурных проектов: организатор и участник, председатель жюри и консультант… Николай Михайлович не жалеет времени для просвещения детворы. Не так давно в Балашихе с удивлением наблюдали необычный спектакль «Что у Тёркина в вещмешке?», посвященный 70-летию Великой Победы:

«Автор, режиссёр и исполнитель Н. Кружков так составил свой рассказ, что ребята услышали главы и тексты из поэмы «Василий Тёркин», поэтические подражания стилю и образу поэмы, увидели подлинные документы – письма и фотографии времён Великой Отечественной войны.

Ребята знакомились с содержимым вещмешка, с предметами солдатского обихода – котелком, ложками и кисетом, самокруткой «козья ножка» и изготовленными из гильз зажигалками, солдатскими медальонами и фронтовыми треугольниками-письмами. В ходе рассказа ребята помогали исполнителю, включаясь в диалог, активно отвечая на различные вопросы. В зале также звучали песни и частушки времён Великой Отечественной войны в исполнении артиста Кружкова».

И диалог этот, начатый в Куйбышеве, — на всю оставшуюся жизнь!


Маковецкий Сергей Васильевич (р. 1958)

На актерскую дорожку юного киевлянина почти силком «вытолкнула» учительница английская языка, большой энтузиаст школьных инсценировок. Правда, ни в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого, ни в Школу-студию МХАТ с первой попытки он не прошел. Зато в 1976-м  поступил в Московское театральное училище имени Б. Щукина и в год Олимпиады-80 впервые вышел на сцену Театра имени Вахтангова, которому верно служит вот уже сорок лет.

В 1981 году Маковецкого заметили кинематографисты (короткометражка «Ожидаются похолодание и снег»), после чего 24-летнего актера засыпали предложениями и «не абы куда», а на главные роли: Александр Пролёткин («Взять живым!» 1982), Семен Котко («Я, сын трудового народа» 1983), Гриша Чумак («Экипаж машины боевой» 1983), Дмитрий Самгин («Жизнь Клима Самгина» 1987)… В совокупности у советского кино Сергей Васильевич «урвал» дюжину не самых плохих фильмов.

Да и постсоветский период, в отличие от коллег, у крайне избирательного мастера выдался не просто урожайным, а со знаком «плюс»: Макаров («Макаров»1993),  Олег («Пьеса для пассажира» 1995), Кукушкин («Ретро втроём» 1998),  Швабрин («Русский бунт» 2000),  Черненко («72 метра» 2004), Иваницкий («Ключ от спальни» 2003), присяжный-физик («12» 2007), Фима Петров («Ликвидация» 2007), отец Александр («Поп» 2009), офицер СМЕРШа («Утомлённые солнцем 2»: «Предстояние» и «Цитадель» 2010-11), Пантелей Прокофьевич Мелехов («Тихий Дон» 2015) и т.д.

Ну, а что такое Народный артист России Маковецкий для современного экрана, объясняет один из его многочисленных титулов: «Лучший драматический актёр Европы 1994 года». Его подкрепляет увесистая наградная кисть: две премии «Ника», столько же «Золотых орлов», «Золотой Овен»… С Самарой волшебная сила кино «сочетала» актера минимум дважды.

Первый раз – опосредованно: в фильме «Чудо» (2009), обыгравшем куйбышевский феномен «стояния Зои», он «выступил» уполномоченным по делам религии Кондрашовым. А уже три года спустя – напрямую: его Виктор Штрум из экранизации гроссмановской эпопеи «Жизнь и судьба» (2012) куйбышевские сцены «отрабатывал» в самарских декорациях.


Максимова Елена Александровна (1905–1986)

Елене Максимовой присущи удивительные мужество, самообладание и жертвенность «актрис эпизода». Ради одного-двух мельков на экране, они жертвуют сутками, а то и месяцами подготовительной работы. Под лучами славы «звезд» они довольствуются скудной долей полу-известности. Однако рано или поздно справедливость торжествует. И благодарный зритель в каждом ее эпизоде видит звезду, ибо, помня это лицо сквозь десятилетия, уже не забудет и не перепутает.

Елена Максимова «отдалась синематографу» в неполные 20 лет. И с первых же шагов девушке везло на режиссеров и экранизации. Уроки мастерства она брала у Константина Эггерта и самого Владимира Гардина – патриарха отечественной кинорежиссуры. А в 1940 году на четверть века связала судьбу со знаменитой киностудией «Союздетфильм» (Киностудия имени Горького), став одной из самых «занятых эпизодниц» страны.

Вот лишь малая часть «коллекционной описи» заслуженной артистки РСФСР Максимовой: «Бабы рязанские» (1927), «Хромой барин» (1929, по заволжскому роману Алексея Толстого), две версии «Тихого Дона» (1930, 1958), «Земля» (1930), «Молодая гвардия» (1948), «Адмирал Ушаков» (1953), «Море студёное» (1954), «Два капитана» (1955), «Чужая родня» (1957), «Высота» (1957), «Отчий дом» (1960), «Испытательный срок» (1960), «Калина красная» (1973), «Россия молодая» (1982).

Куйбышевский зигзаг в судьбе актрисы возник случайно. В 1939-м Елена Александровна выразительно сыграла маму Вити Сурикова в фильме «Личное дело». А через год сценарист Аркадий Гайдар позвал ее в свой новый проект, который стал судьбоносным для нескольких поколений детворы: «Тимур и его команда». С тех пор вот уже 80 лет мы с улыбкой наблюдаем за забавными ужимками максимовской молочницы в трогательном антураже давно утраченных дач на бывшей поляне имени Фрунзе…

Маркелов Павел Викторович (р. 1980)

«У нас, у актёров, которые служат в «СамАРТе», сидит внутри какой-то чёртик, который всё время подвигает пуститься в какую-то театральную авантюру». Если это не манифест, то уж точно личное кредо. Его карьера вызывает завидки. Еще бы, в 21 закончил училище имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре, на той сцене остался, да… не прижился. Иное дело – теплые от зрительской любви стены «СамАрта», где Павел моментально стал ведущим атером и участником лаборатории «Молодая режиссура», чьим спектаклям аплодировали зрители Японии, Хорватии, Австрии, Ирана.

На маркеловском счету полдюжины губернских премий «Самарская театральная Муза», что стало, можно сказать, традицией. Плюс иные лауреатские звания. Допустим, в 2006 году на Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» Павел Викторович был удостоен премии Союза театральных деятелей за роль Ганса в спектакле «Счастливый Ганс». А на II Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» – за Гамлета в одноименном спектакле А. Праудина. В 36 лет он возглавил «СамАрт»! «Жизнь и судьба» (2012) – так называется единственный на сей день фильм, где сыграл самарский актер Маркелов. Хочется верить, что это лишь кино-старт…


Михалкова Анна Никитична (р. 1974)

У дочери оскароносца Никиты Михалкова хватает собственных кино-премий. В их числе два «Золотых орла», «Ника», «Кинотавр» и приз ХХ фестиваль русского кино в Онфлёре. Иными словами, «товарищи взрослые» неплохо помнят экранные работы, созданные Анной Никитичной за последние 22 года: «Первая любовь», «Небо в алмазах», «Сибирский цирюльник», «Сумасшедшая помощь», «Связь», «Обитаемый остров», «Живи и помни», «Утомлённые солнцем 2: Цитадель», «Изображая жертву», «Распутин», «Кококо», «Кукушечка», «Любовь с акцентом», «Ледокол»...

Но, пожалуй, еще «крепче» тетю Аню помнят дети, в том числе успевшие стать взрослыми после 2005 года, когда актрису пригласили вести самую любимую и самую воспитательную передачу многих поколений – «Спокойной ночи, малыши». Что до «самарских кадров» в творчестве актрисы, так они полностью совпали с куйбышевскими страницами жизни Марьи Ивановны Соколовой из телесериала «Жизнь и судьба» (2012).


Музиль Елена Николаевна (1871-1961)

Она прожила 90 лет, с кино «познакомилась» в 68, а еще через десять лет рассталась. Роман был недолгим, но его историческая роль в том, что кадры кинопленки запечатлели знаменитую представительницу театральной династии Бороздиных-Музиль-Рыжовых. Сестры Елена и Варвара (будущая прима Рыжова) вместе учились на драматических курсах при Малом театре у достославного режиссер и актера Александра Павловича Ленского.

В годы сотрудничества с Малым театром (1893-1911) ее, как партнершу, хвалила великая Ермолова. На большом экране Елене Николаевне поручались крошечные эпизоды. Но фильмы были сплошь «программными»: «Истребители», «Ленин в 1918 году», «Зоя», «Это было в Донбассе», «Молодая гвардия». Благодаря кино состоялась и встреча Елены Музиль с Куйбышевом. Это ведь ее колоритной бабуле отзывчивые пионеры помогли отыскать козу на дачных задворках бывшей Барбошиной поляны. Понятно, что фильм назывался «Тимур и его команда» (1940).


Пузырёв Анатолий Юрьевич (р. 1946)

Когда после 45-летнего перерыва я просматривал знаменитый фильм «Найди меня, Леня» (1972), экранизацию замечательной самарской книги Валентины Осеевой, то сердце невольно екало: неужто Костю играет Юрий Пузырев? Одно лицо! Но больно уж молод… Молод, так точно, ведь это Пузырев, только Анатолий – сын знаменитого советского кинокрасавца Юрия Пузырева (1926-1991).

Как и отец – заслуженный артист РСФСР. Окончив в 1968 году Высшее театральное училище имени Б. Щукина, Анатолий Юрьевич больше сорока лет отдал сцене Театра имени Ленсовета. А с 2009-го служит в Театре «На Литейном», плюс учит актерскому мастерству в Санкт-Петербургском государственном университете. Ролей в кино немного – в основном, телеспектакли…


Романенко-Надеждина Жанна Анатольевна  (р. 1946)

«Какой бы театральной ни была страна, в кинозалы всё равно придёт больше людей, чем в театры. Можно грустить по этому поводу или радоваться, но так во всём мире». Эти слова замечательной примы нашего драмтеатра констатируют неуютную данность. И Жанна Романенко никогда  не пыталась замалчивать ее с подмостков сцены.

Корни украинские. Родилась в Одессе. Мечтала стать геологом, бродить по горам. Потом – врачом, спортсменкой. Стала народной артисткой России... О чем вряд ли догадывалась, постигая «азы и яти» сцены в Высшем театральном училище имени М. Щепкина. Опыта набиралась под мудрой опекой народных артистов СССР Виктора Коршунова и Юрия Соломина. Работу нашла в Куйбышеве – хорошую: в 29 лет на столичных гастролях ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР; в Куйбышевской драме Романенко стала «звездой первой величины»…

Как вдруг в 1987 году муж Олег Бычков совлёк: а давай махнём  в Симферополь. «Мы тогда поставили три телевизора в ряд и смотрели, что происходит в Крыму, в Киеве и в Москве, – вспоминала актриса. – Сравнивали картинки. И в 1994-м я вернулась. Бывает так, что, кажется, человек нормально существует, а на самом деле он – белая ворона. Иногда я чувствую себя такой. Внутри ты ощущаешь себя одинокой».

«Белая ворона» – наверное, находка для самоанализа, но не для кино. Замечательную актрису туда позвали дважды: в украинской версии европейского детектива «Убийство в Саншайн-Менор» (1992) с супругом Олегом Бычковым они сыграли чету Мальборо. Плюс эпизод в бесконечном сериале «Обручальное кольцо» (2011). В ее жизни хватало обид и предательств. А Жанна Анатольевна всю жизнь на своем стоит: «Не делать из подлеца кумира – вот что важно для актёра».


Рудаков Игорь Анатольевич (р. 1969)

Со спектаклями «Бумбараш» и «Мамаша Кураж» он принимал овации  на Национальном фестивале «Золотая маска». Успешно гастролировал в Японии, Хорватии, Корее, Австрии и Иране. Узнаваемый ныне артист «СамАрта» и популярный диктор, 25 лет назад Игорь стартовал рядовым дипломником Куйбышевского Государственного института культуры. В отличие от большинства коллег – киноартистов, в «важнейшем из искусств» Игорю Анатольевичу повезло вдвое больше: он снялся в фильмах: «Трио» (2003) и «Метро» (2012)


Савин Пётр Николаевич (1906-1981)

Киноактером он стал в 21 год, окончив известные курсы Бориса Чайковского. Благодаря располагающей внешности очень быстро добился внимания кинорежиссёров. Первые роли ему были предложены еще до учебы, когда Петя работал слесарем на московском чугунолитейном заводе. Дебютным стал образ хулигана в фильме влиятельного тогда Владимира Гардина «Крест и маузер» (1925). 

Лучше всего Савину удавались молодые, энергичные, в общем, позитивные современники: Васька («Кружева»), Тимошка («Гармонь»), Петр Иванович («Случайная встреча»). Но, не потея, мог справиться и со сложной характерной ролью, как это произошло в стартовой картине Александра Роу «По щучьему велению», где целеустремленный комсомолец-активист сказочно преобразился в забавного увальня Емелю.

Но больше всех любили Петра Николаевича девушки и… военные – за выправку и бравый вид. Недаром же в разгар войны (1943) его призвали в Центральный театр Советской Армии, где Савин проработал 3 года, а в 1951-м – в Театр Группы советских войск в Германии. Как офицера помнят Петра Савина и по самой знаменитой его роли – Гараева, дяди главного героя фильма «Тимур и его команда».

Картина Аркадия Гайдара и Александра Разумного снималась в Куйбышеве, на живописных волжских берегах, и вышла менее, чем за год до войны. Но все дети Советского Союза уверенно равнялись на молодца; Тимура и его удальца дядю, офицера Красной армии. К сожалению, заслуженный артист РСФСР Петр Савин свой природный потенциал так и не выработал. Во время съемок фильма «Непрошенная любовь» (1964) он подхватил двухстороннее воспаление легких, аукнувшееся полиартритом.

Постоянное ухудшение здоровья сопровождалось мучительными болями во всем теле, и актер досрочно покину свой боевой, простите, творческий пост. Однако в памяти поклонников навсегда остались и возрастные роли мастера, как, например, Попов («Приключения Артемки»), Мальцев («За витриной универмага»), замполит («Солдат Иван Бровкин»), шолоховский Чужак («Нахалёнок») и толстовский Тимохин («Война и мир»)…


Симкович Алексей Ефимович (1931-2017)

Ровесник «ТЮЗа» и его безусловный патриарх, он до последнего был духом молод. Хотя в жизни Алексея Ефимовича случилось столько-о-о всего-о! Допустим, с Вячеславом Тихоновым он озвучивал телефильмы на киностудии «Грузия-фильм». Там сошелся и с режиссером Николаем Маршаком – учителем Евгения Лебедева и Георгия Товстоногова.

А до этого были выжженные тропы войны и четырехмесячный «пеш-бросок» от Киева до Тбилиси. Его помотало по всем уголкам страны, прежде чем Алексей Симкович, окончательно и закономерно, не выбрал Куйбышев. Еще точнее – тутошний ТЮЗ. Заслуженный артист РСФСР Симкович бо;льшую часть из 250 своих ролей сыграл здесь. Победив на I Всероссийском фестивале детских театров в 1957-м, полвека спустя (!) Алексей Ефимович упрочил свой статус лауреатской премией III Всероссийского фестиваля национальной драматургии.

Коронное свое творение автор характеризует скромно: «Дочь – актриса лучше, чем я». Что народная артистка РФ Лика Нифонтова парирует пространней: «Когда во дворе видели папу с коляской со мной, часто спрашивали: «А мама-то есть у ребёнка?». Мама дома убиралась, готовила, а папа шёл из театра домой, а потом гулять с ребёнком, на Волгу, на рынок… Помню, когда я поступала в университет, он ходил с Данюшиным туда-сюда, курил, волнуясь. Любое значимое событие в моей жизни всегда было связано с папой. Он всегда рядом. У него никто никогда ничего не просит, он сам врывается в ситуацию, начинает всех обзванивать, помогать»... 

А муж дочки кинорежиссёр Сергей Урсуляк молча взял и увековечил театрального актера в его единственной кино-работе. Это папа Верки – «Жизнь и судьба» (2012).


Смирнов Игорь Валентинович (1926–1989)

Для большинства малолетних исполнителей «Тимур и его команда» (1940) стал фильмом одной роли, а «Клятва Тимура» – законным финалом. Тот же Гейка (Коля Кутузов) в кино больше не снимался, посвятив себя музыке и добившись мировых вершин в дирижерском искусстве: народный артист СССР, лауреат бесчисленных конкурсов. Его приятель Симаков (Игорек Смирнов) впоследствии тоже стал титулованным музыкантом.

Народный артист РСФСР Игорь Валентинович Смирнов, окончив Московское хореографическое училище, долгие годы служил балетмейстером Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также Музыкального театра Карельской АССР в Петрозаводске. Его приглашали ставить балеты в Японии и Румынии. Но более всего бывший пионер дорожил не зарубежными контрактами и высокими гонорарами, не чинами и не Госпремиями (их у него четыре!), а народом присвоенным званием «родоначальник карельского балета».

И еще, в отличие от большинства одноролевых «тимуровцев», с Музой Синема он поступил в точности по русской поговорке: «Бог любит Троицу». Помимо пионера Симакова на его счету еще два кинообраза, и оба Лёньки: один из «Детства Горького», а другой из «Якова Свердлова», снятого в тот же год, что и «Тимур и его команда» (1940). Одно лишь единит всех и каждого из «пионерных тимуровцев», и Игорь Смирнов здесь не исключение: всесоюзную славу будущему народному артисту обеспечил все тот же город Куйбышев, в дачно-санаторных угодьях которого проходили те памятные съемки.


Соболевский Пётр Станиславович (1904-1977)

Сибиряк из Томска окольными путями добрался до первопрестольной, где был замечен начинающими классиками Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. И те, не сговариваясь, приняли самородка в свою мастерскую ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра). Диплом же Петр Соболевский получал в Ленинградском институте сценических искусств (1931). К той поре он уже пять лет снимался в кино (первая роль — шофёр в фильме «Братишка»). Правда, как любитель.

Диплом стал «охранной грамотой» для зачисления в штат Государственного Театра-студии киноактёра. Его сцене заслуженный артист РСФСР Соболевский отдал практически 20 лет (1945-1964).  Не раз и не два соблазненный «великим немым», Петр Станиславович удержался и в когорте патриархов звукового кино.

Его обширный кино-реестр включает примечательные роли в таких шедеврах, как «Мы из Кронштадта», «Гибель «Орла»», «Минин и Пожарский», «Первая Конная», «Адмирал Нахимов», «Максимка», «Тайна двух океанов», «Таинственный монах», «День ангела», «Включите «Северное сияние»». Ну, а для анналов самарского кино Петр Соболевский – это, перво-наперво, капитан Гончаров в известной картине Юлия Райзмана и Александра Птушко. «Взмывшая» с секретного аэродрома Куйбышева, она достигла «Неба Москвы» (1944).


Сташенко Оксана Михайловна (р. 1966)

Юная куйбышевская пианистка к 20 годам стала актрисой, за спиной солидно маячило Саратовское театральное училище имени Ивана Слонова. Однако, пожертвовав 3 года Липецкому Молодежному и Каменск-Уральскому драмтеатрам (1986–1989), подобно, чеховским сестрам она твердила одно: «В Москву, в Москву…». Мечта сбылась и круто: антреприза Михаила Задорнова, Московский областной театр драмы имени А. Островского (1990-1991), театр «Бенефис» (1991-2001), авторская коллекция теле-программ…

Нашлась ниша и в среде любителей музыкально-литературного творчества Оксаны Сташенко. Сыграв в 25 лет первую роль в еще советском кино («Москва златоглавая»), Оксана Михайловна спокойно переключилась на популярные российские сериалы и, реже, фильмы: «ДМБ», «Марш Турецкого», «Даун Хаус», «Сыщики», «Крот», «Егерь»… Параллельно имя заслуженной артистки России замелькало а судействе кинофестивалей: «Имени Ролана Быкова», «Орлёнок», «Бердянский международный», «Киномалышок», «Самарский международный»…


Ткачук Евгений Валерьевич (р. 1984)

В 28 лет он был номинирован на премию «Золотая нимфа» на Международном фестивале телефильмов в Монте-Карло как «Лучший актер» за главную роль в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (2011). Вот судьба! «Одессит» Ткачук-Япончик родился в среднеазиатском Ашхабаде, артистом же стал в нашей Сызрани, куда в 1994 году «убегли предки». От новейших «курбаши».

Ставя пьесы в школьном драмкружке, мальчик, одновременно, с 13 лет официально цементировал свой «худруковский статус» на профессиональной сцене. Сызранскому драмтеатру имени Алексея Толстого он отдал 6 самых пламенных юношеских лет. В 18-ть взрослеющий «Япончик» поступил в ГИТИС: и на режиссерский факультет, и на актёрское отделение. Гордость курса, Женька в пристяжку к диплому сподобился престижной Премии Союза театральных деятелей имени народного артиста СССР М.И. Царёва: «за успешное постижение профессии актёр».

Изящно лавируя в театральных лабиринтах, он быстро обратил на себя внимание режиссеров кино. Наиболее зорким оказался Александр Сокуров, пригласив «сызранского туркмена» на роль «российского федерала» в сепаратистской Чечне (Андрей в фильме «Александра»). Там же велись натурные съемки. Не утомляя читателя дипломами популярного актера, назовем лишь крупные роли в кино, где Евгений Валерьевич, надо признать, выборочен и аккуратен: «Московская сага» (2004), «Загранотряд», «Курьер из «рая»», «Бесы» (роль Петра Верховенского), «Стартап» (он же режиссер), «Тихий Дон» Сергея Урсуялка (роль Григория Мелехова). Сейчас Ткачук «зафрахтован» на новую  версию «Хождения по мукам» — еще одна самарская страница, и по автору текста, и по базе событий)…


Туринская Елена Владимировна (р. 1961)

Чудная штука: родиться в Лейпциге, отучиться в Дальневосточном педагогическом институте искусств, поколесить по всей Стране Советов, чтобы, выбрав Волгу (Сызранская и Куйбышевская драма), после развала СССР попасть в самый детский по названию и взрослый по судьбам театр Самары (1994).

За 22 года на сцене Театра юного зрителя («СамАрт») Елена Владимировна запечатлела аллею судеб: обычных и величавых, смешных и печатных, спешных и превратных, но только не занудных и банальных. Чем не баловала судьба, так это сиянием «юпитеров». В кино у Туринской пока лишь две «метки»: «Метро» (2012) и «На мишени. Нулевая терпимость» (2019).


Турчин Всеволод Михайлович (р. 1937)

В Куйбышевский драмтеатр он пришел в 1966-м — за два года до окончания ГИТИСа. Позже наступил 12-летний антракт (1979-1991). Покинув труппу из-за разногласий с главным режиссером, Всеволод Турчин и его жена Ванда Оттович оказались на другом краю страны — в Приморском Драматическом театре имени М. Горького. Потом судьба занесла обоих в Воронежский академический Театр драмы имени А. Кольцова. Своими не стали ни там, ни тут. Неудержимо тянуло в родное. И вот уже более четверти века Всеволод Михайлович верен началу начал — подмосткам Самарского Академического Театра драмы имени М. Горького.

Любимой его Ванды не стало 10 лет назад — светлой памяти супруги актер посвятил прекрасную книгу «Вектор судьбы». Всеволоду Турчину при его отменной, чтецкой, дикции смолоду была «сказана» любая роль: чеховские Андрей в «Трех сестрах» и Войницкий в «Дяде Ване», островские Беркутов в «Волках и овцах» и Паратов в «Бесприданнице», шиллеровский Мортимер в «Марии Стюарт» и горьковский Черкун в «Варварах»… А вот с кино не задалось. Заслуженный артист РФ и «мастер вне амплуа» Турчин лишь однажды был зван на съемки сериала «Тревожные ночи в Самаре». Это было полвека назад…


Филиппенко Александр Георгиевич (р. 1944)

В свою «коробку Пандоры» он собрал практически всю нечисть советского и постсоветского экрана. И не какую-нибудь мелко-травчатую, и мило-обаятельную как у Георгия Милляра или Анатолия Кубацкого, а воистину зловеще-инфернальную. Кощей («Там, на неведомых дорожках...»), Смерть («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»), прихвостни Воланда в обеих экранизациях «Мастера и Маргариты» (Коровьев у Юрия Кары и Азазелло у Владимира Бортко), потусторонние уголовники («Копчёный» – «Приступить к ликвидации», и главный гангстер – «Карьера Артуро Уи. Новая версия»). Ну и прочие перевертыши типа Лже-Санько из милицейской эпопеи «Рожденная революцией»…

А давным-давно, в середине 1960-х перспективный специалист в области «Физики быстро протекающих процессов» увлекся КВН и быстро сменил профиль. После чего «дилетантские штудии» на студенческих подмостках и в театре Юрия Любимова сменились годами целеустремленной учебы в «Щуке», где, не изменяя эстраде и кино, Александр Георгиевич окончил актерское и режиссерское отделения. Впоследствии он устал считать театральные площадки, не менее активно снимался, удостоившись звания народного артиста РФ. И с каждым годом, с каждой новой ролью о нем все громче говорили как о «человеке-театре», которому под силу всё и вся.

Об этом же свидетельствует Государственная премия РФ (1999), присвоенная за моноспектакль «Мёртвые души». Вопрос: в каких отношениях со всем сиим великолепием наша Самара? Да в тех же – «злодейственных». Жена Андрея Хренова, сыгравшего Лёньку в фильме «Раннее, раннее утро» (1983), прямо утверждает: «В Тольятти находится тот самый утёс «Стеньки Разина», ведущий ко входу в пещеру». На этой-то загадочной площадке в схватке с подпольщиком Костей (Владимир Антоник) и погибает очередной жутковатый типчик Александра Филиппенко – самарский «полицейский провокатор Меркурий». А мастер… живее всех живых.

Хренов Андрей (р. 1969)

Тверской паренек сновал на электричке в столицу за продуктами. Там его и подметил 2-й режиссер сериала «Раннее, раннее утро», снимаемого по роману Валентины Осеевой «Динка». Подошел, позвал на пробы, где Андрюху тотчас утвердили.
От сверстников мальчика отличали спортивный темперамент и, соответственно, неутомимость. Да и сейчас, в пятьдесят, он по сотне раз подтягивается и отжимается, предпочитая машинам велосипед.

В общем, все трюки Лёньки Андрейка делал сам.
Ялта, Тольятти, Астрахань – такова география съемок. Евгений Лебедев, Александр Михайлов, Александр Филиппенко – малая биография встреч. Походя познакомился с сыном Софии Ротару.

С выходом фильма популярность Андрея не знала границ. Его узнавали девчонки всей страны. Но в Ленинграде его ждала совсем другая встреча. 14-летняя девочка Наташа ошиблась телефонным звонком. Ответил Андрей… 

Ему было уже двадцать. Так завязалось знакомство. 13 января 1989-го. Он читал ей Есенина. В 1997-м родилась дочь.

Андрей не жалеет, что роман с кино не состоялся, он и актером себя не считает. Хотя Ленька стал частью жизнью и, может, гораздо более важной не для юного исполнителя, а для всего советского кино.

Он пробовался пару раз на «Ленфильм», но ничуть не огорчился отказам: «Не моё! Просто не моё».

Да, вопрос еще – не его ли?

И все-таки сама история Андрюхи в роли Лёньки – сюжет для кино, преотличнейший экспромт звездного преображения тверского мальчика из электрички. 
Такое бывает в сказке и... было в советском кино. 
 


Худолеев Анатолий Григорьевич (р. 1942)

Заслуженный артист РСФСР Иван Морозов хорошо помнит, как Толя Худолеев окончил театральную студию при Куйбышевском драматическом театре имени М. Горького. Это было в 1963 году, после чего молодой актер два года «стажировался» на местной сцене: «Для него не стоило труда сыграть любую роль, но по натуре он, безусловно, больше тяготел к острохарактерным типам», – полагает Иван Морозов. Это же отмечали коллеги Худолеева, как в Киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки, где, отыграв 11 лет, Анатолий был аттестован артистом 1 категории, так и в Ленинградском имени В.Ф. Комиссаржевской, где его сценические образы исчисляются десятками.

Мастер широкого диапазона с внешне скупым почерком, Анатолий Григорьевич обладает приемами моментального перевоплощения. Верно, поэтому куйбышевский артист легко и многопланово вписался в отечественный кинематограф. Первые его роли датируются далеким 1969 годом: революционный фильм «Комиссары» и 4-серийный шпионский сериал «Ночь перед рассветом». Его советский кино-пакет насчитывает 11 картин с приметными ролями: Васильков («С весельем и отвагой»), друг Льва Толстого Чертков (фильм-спектакль «Возвращение на круги своя»), Пётр («Простая смерть», режиссер Александр Кайдановский), казак («Левша», режиссер Сергей Овчаров), Ногин (чекистский сериал «20 декабря» по мотивам прозы Юлиана Семенова), спец по дальней связи (детективный сериал «Противостояние» по книге опять же Семенова)…

И в наши дни выходец куйбышевской студии благополучно вписался в текущий кинопроцесс, чему подтверждением худолеевские работы в сериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Профессионал» и т.д. Художественно значимые работы последних лет пришлись на сериалы  Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон». Общий же каталог фильмографии Худолеева перешагнул за полста наименований!


Чернов Василий Васильевич (1945-2019)

«Неамбициозный Чернов» долгие годы был самым спортивным и «резким» актером Самары. Мастер спорта по боксу, в 52 он увлекся таэквондо и уже три года спустя (в 55) получил «черный пояс». Физическая закалка не однажды пригодилась ему в жизни и, в общем-то, продлила саму жизнь после клинической смерти. А «неамбициозный» Чернов – потому, что, поработав полгода в Ставропольской драме, отверг все «соблазны»: квартиру, звание «заслуженного» (а через три года «народного») и роль Мышкина в «Идиоте». Все это перевесил единственный аргумент: «Не театральный город. Я привык к полному залу»…

И с 1977 года он дарит свой щедрый талант и репертуар зрителям «СамАРТа»: «Недоросль» Д. Фонвизина, «Таланты и поклонники» А. Островского, «Импрессионисты» Б. Свойского, «На дне» М. Горького, «Василий Теркин» по А. Твардовскому. Но, прежде чем стать одним из «брендовых лиц» самарского ТЮЗа, Василий Чернов 12 лет творил на сцене Куйбышевского театра драмы, и отношение к Петру Монастырскому, как учителю и великому режиссеру, пронес через годы. Хотя Петр Львович «отвратил» его не только от карьеры «мастера по единоборствам»…

В 1969-м актер Олег Ефремов утвердил Васю Чернова на роль в фильме «Свой», но режиссер Пётр Монастырский не жаловал «сторонние халтурки», тем более для «важнейшего из искусств». В итоге, единственным исключением для Чернова стали те самые «Тревожные ночи в Самаре». К театру и кино «Пончик» Вася, как звали его во дворе, приобщился через… автомобиль. В 11 лет он уже «угнал… покататься» грузовик. Потом учеба в «ремеслухе», «корки» слесаря и сварщика… Как вдруг увидел кадры с водителем Румянцевым (актер Баталов), чье размытое дождевыми струями лицо бешено пересекают «дворники».

Это и был выбор! Из шофера в актеры: «Артистом может быть и шофер, и слесарь... Звание актера надо заслужить». «Дело Румянцева» стало первой ступенькой к «призванию Чернова», вершиной которого сам он называет бенефисный моноспектакль «Оскар и Розовая дама» по книге Э.-Э. Шмитта (2017). Но путь к вершине был тернист и долог: чтец в школе, ученик театральной студии у Петра Монастырского и актер его же труппы, «заочник» в  ГИТИСе (закончил в 1971-м), чтец на местном радио.

В «перестройку» он создал свою сцену, это был первый на Самаре негосударственный театр «Актер», в «лихие 90-е» пробовал себя в бизнесе, рекламе, ставил фильмы и вправе сказать: «Я прожил на свете какой-то промежуток времени, люди говорят, что этого времени достаточно, чтобы стать мудрым. Не знаю, не знаю… Я хочу поделиться тем, что накопил за всю жизнь». Кредо это или девиз? Не знаю… Просто Чернов – неповторимый в своей неамбициозности...  И поделился этим без остатка.


Шилова Маргарита Николаевна (р. 1965)

Провинция – не школа, а академия классики. Более 90 процентов корифеев кино родом из глубинки. Рита Шилова прошла тройную школу классики. Родилась в липецком Ельце, окончила Воронежский институт искусств и в 21 год вышла на сцену куйбышевского «СамАрта». Знание языков (немецкий, английский, хорватский, турецкий) сыграло на руку после «открытия границ».

Актриса Шилова – частый гость на фестивалях и конгрессах в Южной Корее и Японии, Дании и Германии, Австрии и Иране. Последние 13 лет заслуженная артистка РФ Шилова работает в Москве, где, начиная с 2002 года, её активно зовут в кино: «Путейцы», «Журов», «Телохранитель», «Москва. Три вокзала», «Жизнь и судьба», «Господа-товарищи»…


Ясень Борис (р. около 1923 – без вести пропал на фронте в 1943)

Мишка Квакин. Условно отрицательная и безусловно обаятельная фигура гайдаровского шедевра. Как в кино, так и в книге. Квакина так и называют: «очаровательный хулиган». А если приглядеться: чудо искусства. Или природы. Разве не так? Ведь всего-то несколько размашистых мазков, и – «картина маслом», до которой остальным участникам «тимуровской команды» тянуться – не дотянуться.

Да и не до кого тянуться-то. Два года спустя, специально приехав с фронта для съемок в «Клятве Тимура», в ноябре 1942-го исполнитель «отрицательного очарования» последний раз улыбнулся «тимуровской команде», чтобы сгинуть на передовой.

Женька, по фильму симпатизировавшая Тимуру, по жизни звалась Катя Деревщикова, но тянуло ее к Мишке Квакину. Без кавычек. Потому что от ФИО исполнителя остались только имя, фамилия и «профессия»: «Боря Ясень из ремесленного училища». Да и кто поручится, что ФИ настоящие? Точно теперь известно только, что он не хулиган был, а талант из офицерской песни «От героев былых времен»…


***

Ну вот, и вторая часть «самарских судеб в кино» перелистана. Только нет и не будет никогда оснований для грустных слов «конец», «финал», «занавес»…

Потому что страницы книги непрерывно пополняются новыми судьбами, а старые судьбы неуловимо обрастают новыми подробностями, фактами, загадками. И так будет всегда, пока крутится, крутится, крутится лента старой/юной кинопленки по имени Жизнь…

Март 2017 г.
Февраль 2020 г.


Рецензии
Начал читать и эту часть... Пол

Пол Унольв   12.03.2020 14:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Пол. Прости, редко реагирую. Занятость по работе сюда почти не дает достать :)

Владимир Плотников-Самарский   17.03.2020 21:22   Заявить о нарушении
Игорь, заглянул на Вашу страничку. Рад крупному обновлению и изданию книги. Обязательно, разгребусь когда, постараюсь ознакомиться со свежими вещицами. Интригуют уже названия. :)

Владимир Плотников-Самарский   18.03.2020 13:23   Заявить о нарушении
Владимир, издание книги - это очень громко сказано)))Издание это типа печати по требованию. Когда мне предложили, я обрадовался, конечно! Только потом оказалось, что книжка - золотая. Издали и обрадовали, что я могу купить свою книжку в интернет магазине по 24,5 доллара. Уже не помню, кажется, книжки три я заказал, вместе с пересылкой из Канады цена вышла очень веселая))) Тетушкам подарил)))

Пол Унольв   18.03.2020 14:36   Заявить о нарушении
Дочитал!!! С большим интересом дочитал!!!

Пол Унольв   18.03.2020 14:39   Заявить о нарушении
Игорь, я понял, мне несколько лет назад из Канады же и предлагали подобный вариант. Сперва воодушевился, а потом кое-что прочел в Инете и охладел. Там же еще передаешь права.

В итоге, того же "Степана Бердыша" у меня недавно по 5-летнему договору забрало изд-во "ВЕЧЕ" (сами вышли на меня и сделали предложение).

НЕ знаю, дождусь ли оговоренного гонорара, но авторские экзы получил (30 шт.), книга издается и распространяется ими, прежде всего в московских магазинах, а мне никаких забот. О чем еще мечтать: не сам ищешь денег или спонсоров, потом издаешь и распространяешь, а крупнейшие ист-воен-приключенческое изд-во все берет на себя?!

Хотя, конечно, с гонорарами для провинциалов сейчас полный швах. Мы же с мест ничего не проконтролируем. Хотя я о наживе никогда не думаю. Главное - популяризация истории и культуры.

Дружеский салют!!!

Владимир Плотников-Самарский   19.03.2020 21:32   Заявить о нарушении