Приключения геолога. 24 глава

            ПУЧАХА в Монголии. «ОНА» (ойротская ведьма) на Алтае.

   10 апреля 2007 года. Две недели назад я приехал из отпуска. А жизнь продолжается проблемами, возникшими в конце прошлого года.

Возникла идея разработки россыпных месторождений касситерита. Это основная руда на олово. Методика добычи и обогащения касситерита аналогична таковой на работе с россыпным золотом. Золото  после обогащения плавится в печах для очистки от серебра и других геохимических примесей. Температура плавления касситерита невысокая, и олово получается из него так же, как и чистое золото. Только печки чуть пообъёмнее.

24 апреля 2007 года. Прибыли на Туйн гол. Баянхонгор, где мы ночевали сегодня, очень похорошел по сравнению с 2001 годом. Подросли деревья – тополя в аллеях. Появились новые здания аймачной управы с организацией красивой центральной площади. Эрдэнэцогт – сумон всё тот же с красивым дацаном за окраиной

Идем в объезд с востока, благо, дорога есть. Поднимаемся к перевалу в долину Ортомт гол – левого притока Туйн гол. Поднимаемся очень осторожно, поскольку дорога идёт по мощному потоку базальтовой лавы. Глыбняк, кое-где сдвинутый в стороны. Над истоком долины пик Мянган Угалзат уул – вулкан, породивший эту базальтовую “речку”.

…Север долины, где мы работали в 2005 году, весь завален льдом и снегом. В центре, между устьями Ямаатын и Овгонжаргалантын гол, правый борт долины сыроват, но несколько скважин можно было бы пройти. Однако пересекать долину нашими водовозами и самосвалами можно только с риском поломки и серьёзной забуксовки.

26 апреля 2007г. Исходя из объективных обстоятельств, расставил вешки – места забурки первых скважин. Буровики начинают настраивать установки на работу. А я вчера «сбегал»  на 50 километров к югу от Баянхонгора. По некоторым сведениям, там, в одной из долинок, левый борт сложен глинистыми наносами. Глина нам очень нужна для работы здесь.

Пейзажи здесь очень своеобразные. От Хангая отъехали. Он виден как гребнистая возвышенность с кучками облаков над разными участками. А двигаясь на юг, мы приблизились к хребтам Монгольского Алтая. Пики покрыты снегом и сияют на солнце серебром.

Километров за десять до Баянхонгора увидел замечательную картинку – это портрет, сотворённый  матушкой Природой. В вертикальной скальной стенке окремненных серых алевропесчаников крупное, до нескольких метров, гнездо кварца причудливой формы. Вместе с полями осветления пород, и рыжими пятнами окислов вокруг гнезда получился портрет повара из ресторана. Белый фирменный колпак на голове, глаза, красноватый нос, усики, жирный подбородок, светлый халат. Рот перекосился так, как будто ему из сковородки кипящее масло на руку брызнуло!

     Уже от выезда из Баянхонгора увидел впереди над долиной облако – до километра в длину и чуть меньше по мощности. Очень бородатое. Оказалось, что висит оно над Эрдэнэцогт – сумоном. Снег идёт. Постарались как можно быстрее проскочить перевал в Ортомт – гол. Проскочили, хотя снегу было уже больше десяти сантиметров, а снегопад усиливается.

Приехали в лагерь. Всё спокойно. Но – пейзаж! Туча над Эрдэнэцогтом продолжает висеть. Небо тёмно-синее, и на этом фоне туча с запада освещается солнцем, она белая-белая. А с востока почти абсолютно чёрная. Многочисленные штрихи,  черные по белому и белые по черному фону, позволяют вообразить набросок мужского портрета. А внизу борода. Струи падающего снега, более или менее густые, по-разному отражают солнечный свет. Поэтому “борода” – не просто брякнутое мной слово, а действительно часть мужского портрета с седой бородой, в которой видны остатки черных волос.
 
  Вот на какие чудеса способна матушка  Природа, особенно с помощью моего приятеля  Гавриила. Как выяснилось через час, это было не последнее чудо.

    Он решил подкинуть перчика в и так  несладкий компот нашего существования здесь. Время до ужина было, и я решил разметить ещё одну поисковую линию в 500 метрах от лагеря к югу. Буровики расставили станки по ближним к лагерю линиям и хлопочут вокруг них,  готовясь к запуску работы завтра.

     Мы с Пурэвом шагаем через долину,  держась за концы рулетки. Я посматриваю на юг, любуясь портретом над Эрдэнэцогтом. И чуть-чуть не прозевал назревший кошмар.

   Смотрю вперёд, определяя,  сколько же осталось метров до ледяного русла Туйн гол. Поднял глаза вверх и – вот оно! Над хребтом, склон которого круто падает к реке, буквально на глазах быстро вспучивается большое серо-рыжее облако. Слышен какой-то гул. Я тут же, слава Богу, вспомнил кое-что и ору Пурэву: “Пучаха! Бегом в машину!” А сам уже бегу.

   Ещё не добежали до машины метров двадцать, как сзади раздался рёв! Не оглядываясь, влетели в УАЗик, захлопнули дверцы. Лобовое стекло смотрит на запад. И мы видим, как по склону на нас катится громадный серо-рыжий шар.
 
  “Тормоз!” – кричу Пурэву. Он дергает ручник и нажимает педаль ножного тормоза. Через семь секунд мы уже ничего не видели – густая, до сумерек, пыль. Гаврила от досады, что не поймал нас, выл так, что уши закладывало.

  Так продолжалось не более трёх минут. Вой закончился, машина перестала подпрыгивать, а из висящей пыли мы выехали. На ближайшей буровой из вагончика выглядывали испуганные лица ребят, а лагерь спокойно ожидал нас к ужину.

А вспомнил я,  как в конце восьмидесятых годов на русском Алтае на меня дважды падала “Она”. Это ойротская ведьма. Я прочитал о ней в детстве у В.Бианки, путешествовшего по Алтаю в 20х годах прошлого века.

    Вот так же, накапливая клубок вихря на вершинах хребтов, она (“Она”) с визгом несётся вниз по склону, ломая лес и жизнь живым существам. Со мной она обошлась  по-человечески – ничего не повредила. Но после второй встречи я два дня искал в окрестностях ночёвки свою сумку – планшет с документами. Очень весело было! Такая же вредная колдунья есть и у бурятов. Живет она над восточным берегом Байкала, и зовут её “Сарма”.

         Продолжение на   http://www.proza.ru/2020/03/09/1099


Рецензии
Добрый вечер, дорогая Элла!

Какие красивые описания! У Яши взгляд настоящего художника!

И сколько опасностей, оказывается, подстерегает среди этой красоты...

С теплом и признательностью за отличное повествование,

Ольга Малышкина   21.12.2023 18:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Олечка, что так искренне принимаете и понимаете
Яшину творческую душу, открытую красоте монгольского мира.
С уважением и теплом.

Элла Лякишева   22.12.2023 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.