Продавец дырявого рога
пока суд да дело, можно помечтать…»
Е.Шварц «Дракон»
Оказывается, в нашем городе есть улица Творческая. Надо же! Может, шутка чья? Да нет, табличка на домике стандартная…
Впрочем, это и не улица вовсе. Так, крохотный дворик, зажатый между бетонными офисами, помпезным банком и прочими «шопами». В щель между зданиями и не проедешь.
Тишина, мягкие, желто-зеленые тени, несколько тополей, песочница, мусорный бак. Словно в аквариуме. Подозреваю, что на этой улице всего один дом. Точнее – одноэтажный деревянный барак, выкрашенный облупившейся краской.
Уже месяц вожу сына в эту художественную школу. Пока сын развивается, сижу на лавочке, мамаш рассматриваю. Обхожу барак - одна его половина, где юные художники, молчит, другая – поет, там хоровое отделение. И как они все там вмещаются?
По правде говоря, школа напоминает мне маленький кораблик. Волны океана бушуют, а суденышко, потрескивая, продолжает свой путь. Сколько таких корабликов нужно городу? Стране? Государству с идеологией – «Деньги»?
В очередной раз, обходя школу, замечаю в торце здания пристроенное крыльцо. На двери надпись – «Магазин бесполезных вещей». Ну-ну, думаю,-творческая же…
Хозяин магазина, больше похожего на кладовку, невысокий щуплый мужчина. Уже не молод. Сидит на плетеном ветхом стуле, придвинутом к стене. Тихий человечек, подставил лицо заглянувшему сюда лучу солнца. Взгляд его печален и добр. Вдоль стен, там и сям, пылятся в беспорядке почтенные предметы. Что-то узнаешь сразу, другое, непонятное – подписано.
Забавно, конечно. Отмечаю треснувшую гавайскую гитару без струн, дряхлый бубен шамана, маску племени «нго-нго» (как гласит фанерная табличка). Далее – стрела папуаса, китобойный гарпун. Попробовал на ощупь - железный! Затем следуют: «вериги для грешников» (проще – ржавая цепь), «набор жреца вуду» (какие-то кости и перья), «театральный костюм Дон Кихота» (выцветший и драный) и много другого в таком духе. Завершает сей паноптикум скелет павиана в позе мыслителя.
- Так вы из родителей? Смотрите…
- Зашел случайно. Странный у вас товар…
- Ну, в быту эти вещи не нужны. Непрактичные «отходы жизни». Можно повесить на гвоздь. Экзотика…Для чудаков…
- И где вы их берете?
- Где как. Трачу пенсию, играю на дудке у ларьков, пишу в цирки. Знакомые есть в других городах. Главное, чтобы вещь была интересная. И обязательно – со следами рук человека. Не муляж.
- Выходит, в убыток торгуете?
- Да и не торгую почти. Показываю. Где вы увидите настоящий африканский там-там? А колесо от рикши? Смотрите, как износилось! Или эта штука для подъема парусов…
- В нашем городе паруса? Тайга кругом!
- Вот видите. Непрактичные вещи. Другая у них планида. Что ни предмет – судьба. Вот кобура настоящего анархиста. Внюхайтесь! Призрак альбатроса революции…
Добросовестно нюхаю, но вместо запаха маузера, ощущаю затхлость кожи.
- Не чувствуете? А я – слышу…
- Что же, покупают?
- Случается. Недавно господин приобрел эфес от шпаги. Говорит, вызвал соперника на дуэль. Все же лучше, чем бумажниками бить друг друга. Так я ему в придачу томагавк подарил. Без ручки, правда…
- Пытаюсь понять вас…
- Скучный наш город, пресный. Без изюминки. Нет у нас ни «чарли» своего, ни «мистера Икса»… Практичная материальность…
- Пожалуй. И контор многовато.
- Вот – вот. Вы на занятиях были? У мальчика…
- Заходил. Час красят яблоко.
- А в хоровой?
Он подводит меня к щели в стене. Засаленные пальцами доски выдают пункт его наблюдений. По примеру продавца наклоняюсь, прижимаюсь к доскам.
- Смотрите! Летят!
- Разминка. Машут руками…
- А будто хотят взлететь. Может, оторвется кто…
Смотрю на него внимательней. Нормальный мужик, в общем. Вокруг детских глаз морщины, виноватая улыбка. Похож на клоуна в отставке. Скольких людей он рассмешил? Теперь не в силах крутить кульбиты, кричать «Оп – ля!»
Еще раз медленно обхожу этот музейный утиль. Что-то ирреальное чудится в уже не нужных предметах. Все как - будто настоящее, трудовое, а – бесполезное. Тут и старый английский стек, и персидский чурбан, и цилиндр эквилибриста. И даже подзорная труба без линз.
- Что же такой трубой делать?
- На звезды смотреть! В отверстие. А не хотите рог купить дырявый?
Он протягивает завиток рога, из которого, верно, не один кавказец выдул бочку вина. Рог безнадежно испорчен. Хотя, изловчившись, можно закрыть пробоину пальцем.
- Дыру залатать можно. Поставить пломбу…
- Зачем? Тогда из него пить будут. А так можно звук извлечь.
С уважением к рогу, продавец подносит завиток к губам. Вбирает в себя воздух. Звук жалобный, но одновременно - утверждающий, вырывается из отверстия, устремляясь в окно. Показалось, музыкальный дух пытается пробиться сквозь строй окруживших его зданий. В поисках выхода звук мечется, проникает в окна особняков, как в ловушку, и там дробится в бесконечных кабинетах. Признаюсь, мне стало не по себе.
На мгновенье почудилось, будто стою у стен старого замка. Зубцы стен уж закруглились, окна бойниц, подвесной мост поросли мхом. Ворота в замок заперты, а внутри – тревожится люд. Что случилось?
Внезапно впереди, на холме, появляется всадник, - таинственный, прекрасный герольд. Его блеснувший золотым украшением рог волнующе трубит, зовет. Скорей! К городу ползет дракон!
Вот почему тревога! Сквозь гущу леса к городу близится чудище. Кто с ним сразится? Кто смельчак? С тем самым драконом из детства - помните? – шипы на шее, рога, чешуйчатый хвост... С настоящим драконом, пожирающим идеалистов. С монстром, которого, до сих пор, победить никому не удалось.
Свидетельство о публикации №220030800021