Молитва - посвящается Татьяне Евстигнеевой

"Молитва", 58,5х48,5 см, холст, масло, 2000 г.с. Автор - Алексей Акиндинов.

Картину "Молитва" я посвятил своей однокурснице по обучению в Рязанском художественном училище — Татьяне Евстигнеевой. Она была талантливой, неординарной художницей с поиском Бога и истины. Работа над портретом началась еще во время нашего обучения в РХУ. Студенты позировали друг другу на занятиях рисунком. Я тогда нарисовал удачный портрет Татьяны. Её лицо было сосредоточенно, глаза прикрыты. Образ очень подходил для картины на религиозную тему молитвы и служения Господу.

Татьяна искала Бога и истину и на этом пути кидалась из крайности в крайность. Она мне признавалась, что у неё были такие моменты, когда она выбегала на улицу с Библией и кидала её в помойку. Потом раскаявшись, выкапывала книгу из мусора и возвратившись домой, спала с ней не выпуская её из рук...

Она не дожила до 2000 года пару месяцев. Будучи очень творческой личностью с подвижной психикой, она впала в летаргический сон. Выйдя из него она пришла в себя и стала поправляться, казалось что в её жизни всё налаживается. Утром в один из дней она, взяв с собой свою собачку, пошла через дорогу в магазин за маслом и не вернулась. Через пару дней её родителям позвонили и сказали что кажется её дочь нашли на Борковском карьере. Когда родители приехали к дочери она была еще жива. Но через несколько минут умерла. Её похитили бандиты (по некоторым данным это были члены какой-то секты) и сделали ей укол яда неизвестного происхождения, от передозировки которого она скончалась. По слухам это были люди из нетрадиционного религиозного течения, с которыми она была связана раньше.

Далее я привожу цитату из своих дневников, эти строки я писал когда она была жива и всё ещё было хорошо, это был 1997 год, эта цитата расскажет более ярко о том, какая была Татьяна:

"Сказал Тане, что был дураком, но сейчас стараюсь серьёзно относиться к занятиям. Имею в виду спец предметы, особенно рисунок, живопись. Она очень удивилась спросив: «Как же так?! Ведь ты ничего не рисуешь! Придёшь в мастерскую на двадцать минут, потом шляешься неизвестно где! Кстати, где ты околачиваешься?» Объясняю ей, что не имеет значения, сколько времени я провожу за мольбертом, это могут быть и двадцать минут, и даже пять, но в самую точку. Не имеет значения время — главное, что бы оно было проведено с толком. У меня именно так – шляюсь часами по училищу, рисую не более сорока минут в день, но толк от этого не умаляется.

Таня спрашивает: «Кого смотришь – кто любимый художник?» Я: «Многие нравятся. Замечаю за собой, что с годами мне нравится всё больше и больше художников и совсем разных.» Таня: «Похоже, с годами тебе понравятся все. Но всё-таки?» Я: «Ну, вот например Сальвадор Дали мне интересен.» Таня: «Почему Дали? Его творчество наносное, искусственное, надуманное, его цель - за счёт дешевых внешних эффектов эпатировать зрителя. Почему бы не любить творчество Рембранта или Рафаэля? У Рембранта такое богатство цвета, фактуры, композиции интересные! У Рафаэля – цельность, гармония, ощущение мироздания. Ты всё выпендриваешься, ищешь внешние эффекты - о стиле не надо думать, он сам придёт. От него не отвертишься, если он от природы дан.» Отвечаю: «У Дали мне нравится цельность светотени. Четкая и ясная читаемость освещённости, локальность света и теней. Написанный им свет настолько материален, что смотрится реальнее настоящего. Ещё в нём нравятся: оригинальность, эпатаж, титаническое трудолюбие.»

Задаю Тане чудной вопрос: «Как ты думаешь, какая из картин художников самая известная во всём мире и на все времена?» Она: «Джоконда» Леонардо Да Винчи. А ты знаешь, что в России только две картины признаны национальным достоянием и не могут быть проданы за рубеж, ни при каких обстоятельствах?» Я: «Нет, не знаю. Какие картины?» Она: «Явление Христа народу» Иванова и «Черный квадрат» Малевича.»

Затем поведал ей, что в моменты жизни, когда я испытывал сильное страдание, например от нераздёлённой любви или стресс, страх, безумие - в рисунках моих появлялся узор, причем его вводил в изображение не как декор, а как суть предметов, орнамент становится для меня частью реальности. Сам не понимаю, что это за бред – материализация тайных знаков? Я этими узорами закрываюсь от проблем? Словно осенним листопадом или весенним цветением сирени, латаю несовершенный мир.

С Таней мы подметили, что и у неё были такие моменты в творчестве – с появлением узора в изображаемой реальности. Вспомнили, что и у Сергея Преображенского тоже в картинах появлялось тяготение к узору и символу. Она сказала: «Вообще я поняла, что нас не совсем правильно учат в РХУ. Нам говорят – начинайте с общего. Берите всё цельно, и из глыбы высекайте суть. На самом деле я пришла к выводу, что смысл и тайна в деталях. Нужно рисовать и писать, начиная с деталей, частностей. И уже из этого складывать картину. Правильный путь в творчестве ты выбрал и Сергей Преображенский тоже. Я осознала это. Поняла, что иду в том же направлении».
Помолчав немного, добавила: «Знаешь, как трудно удержать идею? Не сломиться под натиском сопротивления, непонимания?» Отвечаю: «Я очень упёртый и буду отстаивать свои идеи, но где надо – буду гибким.» Таня: «Смотри, как бы с годами тебе не пришлось становиться гибким всё чаще и чаще, пока не согнут тебя вконец. Ну, ладно, время покажет – были ли ты прав или я.» Отвечаю: «Время ничего не покажет. Время может только зафиксировать или не зафиксировать то или иное событие при помощи людской памяти и различных её носителей.»

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО.
Из рассказов некоторых студентов РХУ я знал, что Таня отчасти прикасалась к общению со странным обществом в Рязани. Его вполне можно назвать сектой. Мне было очень интересно узнать у Тани об этих людях, так как, говорили, что они очень скрывают свою причастность к тайной организации и её существование.
Я начал издалека, спросил у Тани: «Что ты думаешь о религии, Боге, о вере?» В процессе общения выяснилось, что она очень противоречиво относится к своей Православной вере. Сказала: «Знаешь, я часто беру в кровать Библию, сплю с ней. Потом кажется, что за моей спиной кто-то начинает требовать, что бы я выбросила её. Оглядываюсь — вижу тень. Беру книгу, выбежав на улицу, кидаю её в мусорный бак. Через некоторое время, опомнившись, выбегаю обратно на улицу, залезаю в помойку, начинаю искать Библию. Отыскав, снова прижав к себе, засыпаю с ней.»
Она продолжает: «Мой учитель говорит о добре и зле.» Я: «Что говорит?» Она: «Он говорит то, что расходится со словами «Нового Завета.» Я: «Что он говорит?» Она: «Ты знаешь, что их очень тяжело отличить из паствы Православных? Они ведут себя внешне почти также как и истинно верующие. Но можно почувствовать некоторую язвинку и насмешку в их словах или интонации. Ещё у них особый Пост – они пьют только молоко, едят мясо. Больше в это время ничего не употребляют в пищу.» Я не унимался, мне было интересно знать, что тот человек говорил о добре и зле. Она на мои вопросы сказала: «Ты знаешь, мне кажется он самый красивый мужчина.» Я: «Кто?»

Вдруг Таня неожиданно свернула разговор, сказала: «Хватит! Мне кажется, он на меня сморит! Мне нельзя больше говорить! Не хочу ему изменять!» Встала, вышла из мастерской. Не стал догонять. О ком это она? Странная..."

За два дня до гибели, Татьяна мне приснилась - я брал её на руки и нёс в ванну что-бы умыть, а умывши её, покрыл лицо её прозрачным саваном... Её немногочисленные картины и графические работы хранились в стенах детской картинной галереи после её смерти. Манера рисунков и живописи Татьяны Евстигнеевой напоминала кристаллизацию изображения, дробление его на мелкие составляющие. Выглядело это не навязчиво и органично... И жизненный путь её был ярким, порывистым и неординарным...

В картине "Молитва" знаки и символы обозначают: слева-сверху - символ Святого Духа; под ним буквица "Д" обозначает - "добро"; справа сверху - Звезда Давида; под ней буквица "Ж", символизирует "Живёте"(жизнь); снизу слева - треугольник - Триединство Божества; справа круг с крестом символизируют Землю и рядом с ней буквица "Т" обозначает "Твёрдо" - твёдая вера; также в картине лилия - символ Иисуса Христа, роза - Пресвятой Богородицы, и еще на полотне фоном присутствуют строки из христианских молитв, написанные на кириллице...


Рецензии